Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.
Следует помнить, что нравственный или безнравственный, а точнее, гуманный или антигуманный характер может, скорее всего, иметь не сама научная деятельность, а последствия применения научных открытий. И хотя ученый иногда не в силах предугадать эти последствия, это отнюдь не снимает с него моральной ответственности перед обществом за свое открытие. Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, и их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали. Поэтому долг ученого заключается в том, чтобы информировать общественное мнение как о благах, которые принесет внедрение его открытия, так и об опасностях, которые могут возникнуть при злоупотреблении им. Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным исправлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосомы человека. Многие из этих достижений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использования: создания людей с заранее заданными свойствами (люди-ученые, люди-роботы и т.д.), стерилизации генетически «неполноценных» индивидов, вмешательства в генетический фонд человечества и т.д. Именно это заставляет некоторых ученых требовать запрета исследований в области генной инженерии. Подобные нравственные проблемы возникают сегодня и в связи с глобальными достижениями психиатрии, нейрохирургии и нейробиологии, в связи с проникновением науки вглубь психики и структуры сознания личности, в связи с возможностью вмешиваться в эту структуру и влиять на нее. Серьезного этического подхода требует и решение вопросов о трансплантации органов человека, о допустимых пределах его реанимации, заставивших ученых многих профессий (и не только медиков) вновь обратиться к нравственным аспектам проблемы жизни и смерти.
Множество этических проблем возникло в связи с опасностью надвигающегося на планету экологического кризиса. По данным экологов, за последние 500 лет люди извлекли из земли более 50 млрд.т.углерода, 2 млрд.т.железа, 20 млн.т.меди, 20 тыс.т.золота. В настоящее время человечество ежегодно потребляет более 5 млрд.т. полезных ископаемых и 3 млрд.т. растительной массы. За последние 100 лет изведено 2/3 лесов; в настоящее время лес уничтожается со скоростью 20 га в минуту, в результате 19% суши грозит превращение в пустыню. Земля деградирует со скоростью 44 га в минуту. Огромную опасность представляет загрязнение окружающей среды. В рез-те челов-во оказалось перед серьезной угрозой эко-го кризиса, поставившей остро вопрос о повышении нравственно-экологической отв-ти совр-х ученых, кот. проявляется в необх-ти изменения сложившихся в сознании ученых стереотипов и антропоцентристских представлений о всесилии человека, завоевывающего и покоряющего природу, и формирования гуман-ой, диалоговой стратегии отношения к космосу в целом.
Понятие метода и методологии. Методика и техника научного исследования. Метод - это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижений какой-либо цели, решения определенной задачи, способ исследования и изложения изучаемого материала; совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования; определенным образом субординированная совокупность познавательных действий. Научный метод - это система регулятивных принципов и предметов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Методология науки - это учение о методе научно-познавательной деятельности. Это теоретическое основание проводимого исследования. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта. Методологияпредставляет собой своего рода самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач. Выделим три уровня исследования науки: 1 уровень составляет анализ спец-ых методов, обеспеч-их решение некоторого класса конкр задач в рамках той или иной науки. 2 уровень образует анализ методол-их принципов и идей, кот имеют более широкую сферу применения, чем спец-ые методы. Они часто приобретают статус общенаучный. 3 уровень – философско-методологические основания, выступающие в роли наиболее общих методологических регуляторов научного исследования, на котором осмысливаются общие особенности объектов, исследуемых наукой, а также осуществляется перестройка таких идеалов и норм, с тем, чтобы обеспечить освоение новых объектов. Исследовательская деятельность, связанная с движением от философского метода к идеям и принципам, лежащим в основании конкретных наук, составляет сердцевину философской методологии исследования науки. Возрастание роли методол-и науки объясн-ся: во-первых, трансформацией фундамент-ых понятий и принципов конкретных наук в силу ускорения темпов научного прогресса. во-вторых – усложнением стр-ры совр-ой науки, усилением коммуникативных связей, появлением стыковых наук, возникающих на базе их междисциплинарного синтеза; в-третьих, трансляцией методов конкретных наук из одной сферы в другую. в-четвертых, необходимостью поиска становления новых мировоззренческих ориентиров. Учитывая же высокий статус науки в рамках техногенной цивилизации, на нее возлагаются серьезные задачи по предъявлению человечеству обновленных ценностно-мировоззренческих приоритетов. Методика научного исследования – совокупность методов необходимых для достижения поставленных целей в рамках конкретного научного исследования.
Техника научного исследования – это сов-ть средств труда, знаний и деят-ти, служащих для выполнения конкретных работ, в рамках исследования.
Научное познание в методологическом осмыслении. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы. Критерии научности метода: Наиболее общий критерий научности метода - воспроизводимость. Иногда его называют выполнимостью. Рациональная обоснованность метода. Транзитивность метода в соответствии с изложенными представлениями о механизмах его преемственной связи с исходным и приращенным знанием. Осмысливая их, исследователь, работающий в конкретной области, руководствуется принципом прагматической достаточности, не претендуя на полный охват их содержания. Т ипы методов исследования используются в научном познании? В научном познании исп-ся 2 типа методов исслед-ия: общелог-ие методы ( они присущи человеч-му познанию в целом) - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Н аучные методы исслед-ия, кот подр-тся на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теорет-ого уровня исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, истор-кий и логич-ий методы иссл-ия). Анализ - процедура мысленного расчленения исследуемого объекта, св-а предмета или отношений м/у предметными частями. Синтез - обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей признаков предмета в единое целое. Индукция - общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция - из общих посыпок следует частное заключение. Абстрагирование — отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновр-м выделением интерес-их свойств. Обобщение - прием мышления, устанавливающий общие свойства объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более. Аналогия - такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели).
Методы эмпирического уровня исследования: Н аблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. О писание- фиксация сведений об объектах средствами естественного или искусственного языка. И змерение- познавательная операция, в рез-те кот получается численное значение измеряемых величин. Измерение - это процедура сравнения данной величины с др величиной, принятой за эталон. Э ксперимент - целенаправленно и методически организ-ый исслед-кий прием познания, кот проводится в специально заданных условиях путем их контролируемого изменения. Методы теоретического уровня исследования? М ысленный эксперимент — построение абстрактных объектов, теоретических образцов. Метод идеализации - разновидность абстрагирования, выделение одного из необходимых условий существования изучаемого объекта. Метод формализации - построение абстрактно-математических моделей. Гипотетико-дедуктивный метод-с оздание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Метод математ-ой гипотезы, когда исслед-ль вначале стремиться отыскать матем аппарат
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|