Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие общественного прогресса. Прогресс, регресс, антипрогресс. Критерии прогресса, «Тирания» прогресса. Критика «религии прогресса».




Важное место в осмыслении человеческой истории занимает проблема направленности совершающихся в обществе изменений, идея прогрессивного развития общества. Понятие «прогресс» (от лат. Движение вперед, успех) характеризует направленность развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В противоположность ему понятие «регресс» обозначает тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации понижение уровня организации, наличие застоя или возврата к изжившим себя формам и структурам. Проблема направленности изменений в обществе зародилась в древности. Для Платона, Аристотеля, Полибия история общества – циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадия. Гесиод, Сенека рассматривали историю как регрессивный процесс, направленный по нисходящей линии. Гегель понимает исторический прогресс как саморазвитие мирового духа и объясняет переход от ступени к ступени общественного развития, прибегая к теодицее, т.е. к идее оправдания Бога, за то, что Он допустил существование зла в истории. Марксистская концепция связывает прогресс с развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений. Под антипрогрессом мы будем понимать такое развитие, в ходе которого возникают принципиально новые формы общественного бытия и сознания, но имеющие явно деструктивный характер, приводящие к разрушению личности и социума. Под регрессом следует понимать попятное движение, возвращение к ранним этапам социальной эволюции, которые вовсе не обязательно были хуже современных. Критерии прогресса - гуманистический критерий - духовное существо получает возможность в полной мере развить свой личностный потенциал, то мы можем утверждать, что общество прогрессирует. Общественного прогресса - степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы; темы роста производства Т и У; степень свободы индивидов; уровень демократизации общественной системы; увеличение человеческого счастья и добра; средняя продолжительность жизни, минимизация детской и материнской смертности; преодоление голода, нищеты и отчаяния во многих регионах мира, возможность полного удовлетворения не только физических, но и духовных потребностей в обретении смысла жизни и деятельности, творчестве, созидании.

Критика религии прогресса. Сегодня же человечество живет за счет природы, биосферы, те. за счет уничтожения растений и животных. Нельзя игнорировать экологический критерий прогресса. Человек должен вести диалог с природой, а не бороться с ней. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?


 

Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Традиционная и техногенная цивилизации. Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы «информационного общества». Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.

Отталкиваясь от понимания цивилизации как устойчивого культурно-исторического сообщества людей, которому присущи общность культурных и духовно-нравственных, в том числе религиозных, ценностей и традиций, специфический образ жизни и тип личности, наличие общих этнических признаков и определённых географических рамок, сходных материальных и социально-политических условий, - на современном этапе можно выделить следующие типы цивилизаций: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская, африканская. Цивилизации включают в себя 2 уровня: региональный и локальный. Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и др локальные цивилизации. Следует отметить, что мировая цивилизация развивается в постоянном противоречивом взаимодействии двух «полумиров» Восток-Запад, представляющих собой различные типы цивилизационного развития. С Востоком связывается развитие традиционных обществ, отсюда название термина «восточная (традиционная) цивилизация», с Западом – развитие техногенной цивилизации.

Восток отличается наличием очень устойчивых консервативных тенденций воспроизводства социальных отношений, здесь очень медленно изменяется структура общин и длительно сохраняются пережитки общинного строя, для него характерна беспрерывность развития. Определяющим моментом жизни в древневосточных обществах явл традиционность.

Тупики и противоречия техногенной Ц. Западная Ц., истоки которой ведут в античную Грецию, бурно развивалась к 15-17 вв. вместе с формированием мировой капит-ой системы. Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техногенная цивилизация с её устремлённостью ко всему новому, нетрадиционному оказала мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации. В 60-70 гг 20 в. западная цивилизация в результате структурной перестройки экономики, выдвинувшей на лидирующие позиции новые, гибкие, наукоёмкие отрасли взамен тяжёлой промышленности, переходит в постиндустриальную стадию. Этот период связан с созданием разветвлённой экономики услуг, бурным развитием индустрии знаний, компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Не случайно современное общество называется информационным. Сторонники концепции информационного общества (Белл, Тоффлер) рассматривают в качестве доминирующего четвертичный, информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг, и считают, что информация и знания, а не капитал и труд, являются основой постиндустриального общества.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности.


 

Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или к новым столкновениям. Концепции Ф. Фукуяма о «конце истории» и С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Феномен «гибридных» обществ и проблема сохранения цивилизационной идентичности в мире.

Современный мир невозможно представить вне диалога отдельных культур, устойчивого и определяющего взаимодействия и равноправия. Окончательное решение проблемы может дать лишь высшая разновидность взаимодействия разнородных человеческих реалий - культурный синтез. Создание предпосылок разрешения межнациональных конфликтов возможно лишь в случае преодоления этничности и универсализации сознания.

Ф. Фукуяма («Конец истории?»): «Наблюдая, как разворачиваются события в последнее десятилетие или около того, трудно избавиться от ощущения, что во всемирной истории происходит нечто фундаментальное». Но этот век возвращается теперь к неоспоримой победе экономического и политического либерализма. Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив. То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. В уходящем столетии либерализму были брошены два главных вызова – фашизм и коммунизм, но оба они потерпели крах. Россия и Китай в обозримом будущем вряд ли присоединятся к развитым нациям Запада. Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, а затем в Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии, имеющей всемирно-историческое значение. Ее гибель будет одновременно означать расширение "общего рынка" в международных отношениях и снизит вероятность серьезного межгосударственного конфликта. Это ни в коем случае не означает, что международные конфликты вообще исчезнут. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории.

Хантингтон С. («Столкновение цивилизаций?») считает, что "... в нарождающемся мире основным источником конфликтов будут уже не идеология и не экономика, а культура ". Причину этого феномена он видит в том, что "культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экон-е и пол-е и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу. В ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоот-я м/у Западом и рядом исламско – конфуц. стран. Х. ищет пути избежания столкновения Ц., исходя из интересов Запада. Х. требует от Запада глубокого понимания фундаментальных религ-х и филос-х основ других Ц., понимания, как люди этих Ц. представляют себе собственные интересы. Каждой цивилизации придется научиться сосуществовать со всеми остальными.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...