Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
Развитие – движение от менее сложного к более сложному. Но это не однолинейный процесс (прогресс+регресс). Традиционно проблему развития изучала диалектика (наука о наиболее общих законах развития всей действительности, всех сторон бытия и всеобщих связях явлений). Диалектика – сложная наука. Она выработала свои принципы, законы, категории, которые составляют ее структуру как науки. Важнейшие принципы диалектики.: 1) принцип объктивности рассмотрения явлений; 2) принцип развития; 3) принцип всеобщей связи явлений. В связи с научной революцией на рубеже 20 веков сменилась пирамида науки, что и привело к развитию диалектики, к уточнению ее принципов и критериев. А возникновение кибернетики и системного подхода внесло коррективы в состав диалектики. Особое значение в науке приобретает такое направление как синергетика (наука об организации и самоорганизации сложных открытых и нелинейных систем). Основоположником является Ханкен. С возникновенем синергетики ряд ученых перенесли роль с диалектики на синергетику. Синергетика и диалектика взаимосвязаны: 1. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания, синергетики так же – законы самоорганизации. 2. объектом диалектики и синергетики является мир во всех проявлениях. 3. диалектика рассматривает мир, как единое целое. Так же как синергетика. Единство мира отражено в диалектике, как принцип «единство в многообразии». Другими словами – субстационная организация материи. Именно в диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составных частей. Данная идея является исходной и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике. Синергетика утверждает, что развитие открытых систем протекает путем нарастающей упорядоченности. В процессе развития такой системы наблюдаются две фазы:
- период плавного эволюционного развития с хорошо предсказуемыми линейными изменениями. - выход из критического состояния одномоментно, скачком и переход в новое устойчивое состояние с большей степенью сложности и упорядоченности.
Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблемы развития современной научной картины мира. Глобальный эволюционизм (ГЭ) возникает в середине ХХв.→как стремление построить научную картину мира на основе синтеза современных научных знаний. ГЭ часто характеризуется как принцип, обеспечивающий экстраполяцию идей, получивших, прежде всего, обоснование в биологии, а также в геологии, астрономии, химии, на все сферы деятельности и рассмотрение неживой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Новое содержание в концепцию ГЭ было внесено в 40-50гг. ХХв., когда были развиты идеи общей теории систем. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристической прежде всего в рамках биологической науки, т.к. рассматривает объекты не просто как системы, но как саморазвивающиеся системы (синергетика). ГЭ можно рассматривать как соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. Идеи ГЭ получили обоснование в современной науке и только после этого они стали рассматриваться в качестве базисного принципа современной научной картины мира. В обоснование ГЭ определяющее значение внесли теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы, теория нестационарной (расширяющейся и раздувающейся) Вселенной и синергетика (которая как теория самоорганизации выявляла существенные закономерности развития мира).
Глобальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как особый принцип, характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняющей возникновение новых структур. Последние возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии и формируются за счет внутренних кооперативных эффектов, под влиянием различного рода флуктуаций, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому, а эволюция систем в конечном счете приобретает направленный характер. Глобальный (универсальный) эволюционизм позволяет выстроить новую картину мира. Он задает универсальность эволюционного видения мира, создавая возможность рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он позволяет установить существование единой прогрессивной эволюции от Большого взрыва до возникновения жизни и разума. Он дает возможность рассмотреть человека как объект космической эволюции, закономерно возникающий на определенном этапе функционирования нашей Вселенной. ГЭ может быть представлен как базисный принцип современной научной картины мира. Он все чаще рассматривается как некоторое умонастроение эпохи, поскольку на основе этого принципа весь мир, его бытие осмысливаются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.
Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность феномена человека. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «индивид», «индивидуальность», «человек». Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Родоначальника "философии человека" Сократа: в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Статус человека как индивидуальной и полноценной личности был осознан в эпоху Возрождения. Лишь в 16 в. «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид — это всегда один из многих, он безличен.
Понятие "индивид" и «личность» являются противоположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек- индивид. Личность - человек с ярко выраженными социальными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированный субъект отношений и созидательной деятельности. Личность — это всегда конкретный человек, носитель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед обществом за свои поступки. Одной из черт, присущих личности является наличие самоуважения и достоинства. Основными способами выражения достоинства Л. является совесть, долг и честь. Индивидуальность личности выражает совокупность признаков, которые определяют неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому личность - итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. Она тем значительнее, чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свой вклад в его развитие. По своей структуре личность представляет собой устойчивую, скоординированную, саморегулирующуюся систему элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимоотношения чел. с системой общ. отношений..
Типологическое определение личности основано на идее, что ее формирование - закономерный процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы личности: социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнические.
15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен. Природа человека: инвариантность и пластичность. Телесность и духовность человека. Антропосоциогенез – процесс возникновения человека. Основные концепции: 1) креационистская/ религиозная (Бог сотворил мир, на 6-й день чел-ка, вдохнув в него бессмертную душу). А как иначе объяснить наличие в ч-ке бессмертных высших ценностей. Вне идеи образа божьего в ч-ке очень трудно объяснить, почему он должен быть милосерден, сострадателен к ближнему своему; 2) трудовая (Маркс, Энгельс). Ч-к произошел от высших животных в процессе труд. Деят-ти (исп-ние орудий труда→трансформация организма→возникновение руки чел. типа→изменение гортани, мозга→возн-ие речи→исп-ие огня→увеличение V-а и массы головного мозга). Орудия труда – не только средства эффективной деятельности, но и форма закрепления коллективного опыта. Также происходит изменение соц.-нравст. системы: возн-ие запретов, норм, кот. регулируют поведение членов сообщества. 3) символическая (предметы культа (символы) – средство связи между миром сакральным и миром профанным). Символич. теория не противоречит трудовой. 4) игровая (Хейзинге). 5) психоаналитическая (Фрейд). Проблема антропосоциогенеза неясна и нерешена до конца. Человек принадлежит одновременно миру природы и обществу. →Ч-к – биосоциальный феномен. Отличие ч-ка от животного: способность абстрактно мыслить, спос-ть целеполагающей деятельности, угрызения совести. Ч-к становится ч-ком в обществе. Инвариантность и пластичность (Кирвель): 1) личность неизменна в своей жестокости, подлости и коварстве; она, если и. путем (биологическим); 3) ч-к есть продукт среды (рождаются все одинаковыми, а становятся разными под влиянием общества); 4) невозможно исправить ч-ка ни генетикой, ни преобразованием среды, но единственно возможный путь исправления – нравственность (пр-п нравственного совершенствования ч-ка изнутри с ориентацией на высшее мерило – Бога). Все эти т. зр. не беспочвенны. Дейст-но ч-к – инвариантное консервативное существо. По мере развития человечества стал все больше загрязняться генофонд. Генетика должна бороться с детскими болезнями, но духовный облик ч-ка она изменить не может. Ч-к есть продукт среды (дети Маугли). Если ч-к не будет стремиться к изменению сам, он не сможет измениться.
В ч-ке можно выделить 3 уровня сущ-ния: тело, душа и дух. Тело – материальная оболочка, кот. развивается по законам природы. Душа – это область непосредственных хотений, желаний и эмоций, психика ч-ка. Понятие души позволяет установить связь между философией и другими науками. Дух – область предельно важных ценностей человека. Духовность – это искание абсолютного и совершенного, это огромный дар ч-ка (подлинное творчество, подлинное сострадание и милосердие).
Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность как экзистенциальные оппозиции бытия человека. В наст. вр.сущ 2 концепции личности: 1) личность как функциональная хар-ка чел. 2) личность как его сущностная хар-ка.1ая концепция опирается на понятие соц. роли чел., не позволяет раскрыть внутр. мир чел., фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Личность – чел. с ярко выраженными соц. признаками и соц. индивидуальностью, активный субъект отношений и созидательной деятельности. Вопрос смысла жизни. Три подхода к решению этой проблемы: 1) Изначально присущий жизни в ее глубинных основания; 2) За пределами жизни; 3) Создается самим субъектом - нет однажды заданного смысла. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками – все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить смысл жизни. Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с темой о природе и сущности человека. Напр., сторонники натурализаторской версии являются преимущественно последователями гедонизма (смысл — наслаждение) и эвдемонизма (смысл — счастье). Перед лицом глобальной неизбежности и случайности смерти жизнь как бы теряет всякий смысл. Спектр многообразных человеческих стремлений в каждом отдельном случае заканчивается обинаково: можно преуспеть больше или меньше, жить ради себя или других, в конечном итоге смерть уравнивает всех. Чел — это единственное существо, «знающее о смерти». Отдавая ей дань уважения в ритуальной практике, человечество едва ли способно на действительную абсолютизацию смерти. Напротив, классической философии свойственна абсолютизация жизни. В натурализме, ориентированном на жизнь «здесь и сейчас», смерти нет, т. к. пока мы есть, то ее нет, а когда она есть, то нет уже нас (Эпикур), а бессмертие возможно как продолжение себя в детях. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной, а как координату, которая помогает определить ценность жизни. Смерть открывает нам ценность жизни. Феномен свободы — еще одна сущностная экзистенциальная проекция человеческого бытия. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы: Фатализм (Восток, античность) чел растворен в космосе, осн законом функционирования которого является судьба. Свобода воли (способность выбора м/у добром и злом)как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении Свобода как познанная необходимость (Новое время, просвещение), которая связана с идеей человека, верящего, что «знание — сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. Свобода здесь сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона Экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода от») и проектирование собственной позиции («свобода для»). Свобода уравновешивается ответственностью за сделанный выбор. Уникальность каждой отд-ой личности базир-тся на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Реализуя себя как свободные личности, однако, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обст-вам и окружению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|