Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика социального детерминизма. Проблема существования и «действия» объективных законов развития общества.




Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Детерминизмом называют учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, предопределены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или явлениями природы (космологический детерминизм), или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места

Принцип детерминизма - все реальные явления, процессы детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются в результате действия определённых причин. Формы детерминизма:- механистический (лапласовский) - причинная связь понимается как однозначная, т.е. определённое состояние системы определяет последующее состояние системы.В причине заключается ряд возможностей и вариантов развития. Индетерминизм - отрицание закономерностей и причинной обусловленности явлений.Объективный – не зависит от воли и сознания людей.

В целом, социальная закономерность складывается из трудовой деятельности поколений, беспрерывно сменяющих друг друга: 1.мы не выбираем время своего рождения. Каждое поколение попадает в определенную колею, которая уже заложена.Каждое поколение попадает в определен. ситуацию. 2. нам не нравится эта ситуация, но мы не можем ее изменить.3.люди умны, но они эгоистичные и недальновидные животные. Конечный результат никогда не просчитан. Человек попадает в многомерное социальное поле, созвездие возможностей, но какая возм-ть возмет верх – зависит от чел-а.

Законы общ-ого развития осущ-ся посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф.: история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека. Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характ-щие устойчивое в истории (закон взаим-вия экон-ого базиса и надстройки, закон стоимости, закон соответствия производственных отношений производительным силам и др.) и специфические, проявляющиеся только в ограниченном истор-ом времени или пространстве (закон прибавочной стоим-ти)


 

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Многофакторная модель общественного развития.

Общество представляет собой сложно организованную социальную систему. Система – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом и образующих определенное единство. Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалась еще в античности. В 19-20 вв. проблема системности О. стала предметом специального исследования (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В 1960-70гг. идеи об Об. Как едином, целостном организме получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин и др.). С точки зрения наработанных в философии и науке подходов О. хар-ся как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения: Хар-ки: 1) О. есть определенное единство, целостность; 2) наличие составных частей (элементов, компонентов) и связей между ними; 3) развитие, определенная целенаправленность О. как системы.

Термин "социальная динамика" как в нашей, так и в зарубежной литературе интерпретируется неоднозначно. О.Конт, который и ввел этот термин в научный оборот, подразумевал под ним однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. П.Сорокина –динамика - концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп". Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во втором - циклические.

Базовые факторы социальной эволюции. Важнейшим фактором социальной динамики является демографический – количество населения, его плотность, рост и убыль. Фактор конфликта интересов. Социальная дифференциация, возникновение различных групп, слоев, каст, сословий, классов, неизбежно вела к неравномерному удовлетворению потребностей людей - социальной напряженности между различными общественными группами и классами, проявляющейся в конфликтах между богатыми и бедными -это выливалось в всякого рода реформы, революции. Духовные факторы. Духовно-ценностная сфера общества выступают в качестве важнейших детерминант социальной динамики, различных общественных трансформаций и эволюционных сдвигов.

Многофакторная модель общ. развития. Теоретические модели общественного развития:1натуралистическая – требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности:физической, географической, биологической и др.осн. ошибка в принижении человеческ. активности и отрицании человеческ. свободы. 2.идеализм – одухотворяет чересчур человека, отрывает от природы, превращает духовную сферу в самостоят. субстанцию. Отрицательное – погоня за миражом. 3.материалистическая Маркс: чтобы жить надо удовлетворять потребности. Бытие определяет сознание. 4многофакторная все вместе.


 

Вариативность общественного развития. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества. Статус и функции социального субъекта. Возрастание роли субъективного фактора истории – закономерность общественного развития.

Выделяют два основных способа развития общества ― эволюционный и революционный. Эволюция социальная ― это процесс преобразования общества мирным путём, путём постепенных и глубоких преобразований системы. Революция социальная ― это коренной переворот в социально-экономической структуре общества, нередко сопровождающийся насильственным изменением существующего общественно-пол-го строя.

Современная социальная философия изучает и предлагает пути эволюционных преобразований, позволяющих совершать изменения в обществе без насилия и резких изменений социальных связей. Реформа ― одна из форм социальных и политических перемен, соответствующих эволюционному развитию общества. Для реформы характерна плавность, постепенность социальных изменений. Общественный прогресс ― это восхождение, поступательное развитие человечества. Сама идея прогресса появилась лишь в XVII веке с развитием науки и техники. Развиваясь, она привлекала внимание к различным сторонам общественного бытия. Философы XVIII века, который вошёл в историю как век Просвещения, поверили в неограниченное могущество науки и техники. Сегодня прогресс понимается как развитие всех сторон человеческой жизни. В древнем обществе идея развития понималась как простая последовательность событий или как циклический круговорот повторяемых событий. В средние века в религии появляется иная версия развития, которую упрощённо можно представить так: «От царства земного к царству небесному». В идеологии марксизма, господствовавшей в нашей стране, идея прогресса рассматривалась как рост производительности труда, повышение материального уровня жизни людей, всестороннее развитие чел-ой личности. В конце XX понятие прогресса связано с развитием человека, с созданием достойных условий его жизни.

В современном обществе главным критерием прогресса становится гуманизм. Гуманизм ― (лат. человечный) философский, нравственно-социологический, принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Представление о гуманизме менялось в различные эпохи. Изначально представления о гуманизме выражались в понимании ценности человеческой жизни как таковой, в её историческом смысле.

Субъективный фактор – это сознат-ая, целеуст-ая деят-ть людей (масс, классов, личностей, других общностей), направленная на изм-ие, развитие и сохранение соц-х условий. Люди как сознательные существа в рамках, сами выбирают линию своего поведения. Это обусловлено тем, что истор-я необход-ть всегда обнаруж-ся в виде различных альтернатив, возможн., из кот. реализ-ся только одна, другие же остаются неосущ-ми.

Социально-гум-ое знания проходит путь от фактов к теор-им обобщениям разного уровня, а от них — к законам и теориям. Устан-ые наукой факты (истор-е события, но и радикальные изм-я) выступают в кач-е универ-го ср-ва соц-го познания. Фактом может быть и повторяемость событий, получ-я статус со­ц-ой закон-ти. Закон-ти СР явл-ся формой концентрации знаний предмета и занимают одно из центральных мест в структуре науки. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в СР.


 

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Волнообразность в общественном развитии.

К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода. 1. линейный – заключается во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. 2. Нелинейныйподход вычленяет такие основные стадии истории человечества, как дикость, варварство и цивилизация, или на охотничье-собирательский (пастушеский), замлевладельческий и торгово-промышленный периоды (Тюрго, Смит, др.). Также выделены пять всемирно-исторических эпох (этапов): древневосточная (4-2 тыс. до н.э.), античная (8 в. До н.э. – 5 в. Н.э.), средневековая (6-15 вв), новая (конец 15в.-до 1917г.), новейшая (1917г. – до наших дней). Более общепринятым стало деление истории на древность, средние века, новое время. Формационный подход дает периодизацию через смену общ.-эк-х формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. ФП характеризует тип общества во взаимодействии базиса и надстройки. Общ-ые отношения в данной концепции делятся на материальные и идеологические. Матер-ми отношениями являются произв-ые отн-ия, возни-ие м/у людьми в процессе произв-а, обмена и распред-я матер-ых благ. Цивилиз-ый подход – история человечества подразделяется на несколько самост-ых образ-ий – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.

Русский философ Данилевский Н.Я. в 1871 году в книге «Россия и Европа» - общая схема развития самобытных цивилизаций Данилевского имеет циклических характер: стадию зарождения (этнографический период), период средней истории (оформляется культурная и политическая независимость), кульминационный период – цивилизационная стадия – расцвет – полное развитие творческого потенциала и реализации идей справедливости, свободы, социального и индивидуального благополучия. Освальд Шпенглер обосновывает теорию о множественности равноправных по уровню достигнутой зрелости культур в книге «Закат Европы». Каждая культура проживает определенный срок, умирая, она перерождается в цивилизацию, в позднюю массовую культуру, где осуществляется переход от творчества к бесплодию, к бездушному интеллекту, к отрицанию самой жизни. Англ. Арнольд Джозеф Тойнби в книге «Исследование истории» отвергает вывод Шпенглера о всеобщей разобщенности и непроницаемости культур друг в друга, признает необх-ть смысла всемирно-ист-го процесса, находя его в религиозном взгляде на мир. Выделил 21 тип локал-х Ц., выявил связи и зависимости Ц-ий друг от друга. Цивил-я Ц – состояние общества, где существует творческое меньшинство (элита): профес-ые солдаты, админ-ры и священники как носители основных ценностей Ц. Называет модели: античную, китайскую, диаспорическую. Русско-амер. философ Питирим Сорокин: цивилизация – тип исторической целостности (системы), имеет единство идей, разграничивается по ценностям (истинам). Волнообразность в общественном развитии. П од циклом понимают не замкнутые круги исторического развития, а эволюционные циклы. Истор-ий цикл - волна изм-ий во времени и пространстве, с множеством переходов и критических точек, альтернатив и вариантов развития, в конце-концов со сменой векторов самого развития.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...