Цивилизационная дифференциация человечества. Природно-климатическая среда и типы религии как системообразующие факторы в становлении и развитии локальных цивилизаций.
Существуют различные точки зрения по поводу атрибутивных признаков и моделей человека, а также перспектив его развития. Возможно выделить четыре основные парадигмы человека, порождающие четыре его модели: эссенциализм, экзистенциализм, нигилизм и прагматизм. Кроме этого, выделяются цивилизационные модели человека: западнохристианская, русско-российская, исламская, буддийско-конфуцианская, буддийская и проч. Цивилизационные модели человека формируются культурно-цивилизационным контекстом человеческого бытия. Начало XXI века подтверждает прогнозы о столкновении цивилизаций. То, что еще недавно казалось случайным выражением противостояния отдельных государств или военных блоков, ныне со всей очевидностью выступает как противостояние более массивных и фундаментальных целостностей - цивилизаций. В современных условиях глобализации общественных процессов наиболее реальными игроками на «мировой шахматной доске» становятся цивилизации, объединенные вокруг одного, универсального для данной цивилизационной целостности, государства - Империи и ведущие между собой конкурентную борьбу за право стать ведущим системным фактором глобального сообщества. Другими словами смысл возникающих цивилизационных войн заключается в борьбе за расширение цивилизационного пространства. Сложившаяся к середине ХХ века четкая и, казалось бы, «окончательная» цивилизационная дифференциация человеческого сообщества, неожиданно стала меняться. Внешне эти изменения носили характер формационного противостояния, борьбы социализма и капитализма. Сейчас становится все более очевидной цивилизационная неоднородность того культурно-цивилизационного материка, который называют Западом, - он все более заметно разделяется на Западную Европу и Североамериканскую цивилизационную систему. По всей видимости, зарождение и становление цивилизационных целостностей - процесс непрерывный и если одни из них могут проходить этапы становления «в себе» в силу различных внешних и внутренних причин достаточно долгое время, то другие, создав необходимые для этого материальные и духовные основы, выходят на уровень «ставшей» локальной, самостоятельной цивилизации и строят необходимое для себя цивилизационное пространство за счет других целостностей. Последнее включает в себя собственно локальную цивилизацию, а также духовное пространство обществ, подвергнувшихся культурной экспансии.
Исходная духовная доминанта североамериканского общества - протестантизм с его протестантской этикой, роль которой в формировании капиталистического общества так глубоко обосновал Макс Вебер. И. Валлерстайн называет современный распад либеральных ценностей агонией либерализма. На деле этот распад является дифференциацией западных ценностей на западноевропейские и североамериканские с доминированием последних. Ценности либерализма - это ценности западно-европейской цивилизационной модели. Это хорошо понимает С.Хантингтон, который подчеркивает, что представления об индивидуальной свободе, правах человека, политической демократии являются именно европейскими идеалами, а не азиатскими и не африканскими. Именно эти представления делают западную цивилизацию уникальной, - «западная цивилизация ценна не потому, что универсальна, а потому, что действительно уникальна».
Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. «Ловушки» вестернизации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Векторы глобальных перемен и перспективы развития белорусского общества.
С лавянские народы географически оказались в серединном положении м/у Западом и Востоком. Восточнославянским народам приходилось преодолевать различного рода трудности и риски, связанные не только с неблагоприятной естественной средой, суровыми природно-климатическими условиями своего существования, но и с не менее неблагоприятной внешней социальной средой, обусловленной непрерывным военным давлением со стороны других государств на заселенные ими открытые, практически не имеющие естественных преград географические пространства. В ситуации близкого соседства с более эффективным в экономическом отношении Западом это так или иначе оборачивалось коллизией объективного и субъективного, расколом сознания. Классификация восточнославянских западников. 1 - лавочниками-полуинтеллигентами - полагают, что коль скоро Запад (особенно США) богаче, эк-ки эфф-ее, то ему и следует подражать, копировать его опыт и у него учиться. 2 - интеллигенты - беспочвенники-э то слой работников умственного труда, которые так или иначе сориентированы европоцентрически, восхищаются западноевропейским образом жизни, культурными достижениями и т.д. 3 - «номенклатурщиков - перерожденцев» - занимают высокие посты во власти, включая эк-ую, и в СМИ, все или почти все они — «родом из КПСС» (торговая мафия, теневики и коррупционеры всех мастей). 4- карьеристов от политики- люди, которые ради пол-ой карьеры легко меняют свои «убеждения», «принципы» и взгляды, даже торгуют и спекулируют ими. 5 - инвалидами информационной войны. - молодежь, попавшую в информационное поле (сети) антирусских СМИ. Восточнославянский менталитет: стремление к личной свободе, независимости; трудолюбие; уважение традиций; аккуратность; коллективизм; толерантность; патриотизм; совестливость и сострадание; обязательность, верность слову; чувство локтя; духовность; законопослушание; предприимчивость, расчетливость; гостеприимство; уважение младшими старших и забота старших о младших; мечтательность.
«Ловушки» вестернизации» Восточнославянские страны нуждаются в модернизации, но не вестернизации. Эта модернизация будет иметь успех только в том случае, если будет осуществляться в нравственном контексте, отвечающем идеалам “русской правды” — равенства и справедливости. В эпоху глобализации свой суверенитет такие страны, как РБ могут сохранить только в союзе с др. странами и народами, прежде всего в союзе с народами близкородственными в культурно-цивилизационном отношении. ЕС однозначно не считает православные восточнославянские народы своими, и похоже, что и в обозримом будущем считать не будет. Для «тигров» Азии (прежде всего юго-восточной Азии) и народов исламского мира мы тоже далеко не свои. В этой ситуации восточнославянским народам остается два пути: или они объединяются и создают свой собственный центр развития и силы, или они превращаются в «этнографический материал», почву для развития других цивилизационных центров. Поэтому, заботясь об исторической судьбе Беларуси, нельзя не думать о перспективах развития восточнославянской цивилизации в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|