Какие субъекты осуществляют координацию деятельности по предупреждению преступности? Приведите примеры выборочного и сплошного криминологических исследований.
Субъекты определенной деятельности – это система носителей функциональных прав и обязанностей, обладающих определенной компетенцией по постоянному или систематическому участию в той или иной деятельности, в соответствии с нормами ее регулирующими. Субъекты предупреждения преступности – это совокупность государственных органов, общественных организаций, а также различных негосударственных структур и граждан, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность и наделены в этой связи определенными правами и обязанностями. Классификация субъектов пп: По масштабу (уровню) деятельности различают субъекты: – общегосударственные; – региональные (отраслевые); – локальные. По сферам деятельности (компетенции): – субъекты правового регулирования и властного управления; – субъекты планирования и координации; – субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности. По характеру функции: – субъекты специализированные и неспециализированные: – неспециализированные субъекты, для которых задачи профилактики производны от основных, более общих задач; – специализированные субъекты, для которых профилактика является основной задачей. Неспециализированные субъекты: Правительство Российской Федерации: 1) вырабатывает и контролирует реализацию государственной политики в области предупреждения правонарушений и преступлений; 2) принимает нормативные правовые акты в области предупреждения правонарушений и преступлений; 3) утверждает федеральные и региональные программы по предупреждению правонарушений и преступлений;
4) обеспечивает взаимодействие субъектов предупреждения правонарушений и преступлений и координацию их деятельности. Органы исполнительной власти: 1) утверждают местные бюджеты, и отчеты об их исполнении в части расходов на предупреждение правонарушений и преступлений; 2) рассматривают и утверждают программы предупреждения правонарушений и преступлений на обслуживаемых территориях; 3) ведут региональный учет граждан и организаций, участвующих в предупреждении правонарушений и преступлений; 4) обеспечивают реализацию нормативных правовых актов о предупреждении правонарушений и преступлений в регионе; 5) должны устанавливать квоты рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Органы образования и науки: 1) реализуют образовательные программы, направленные на воспитание и развитие обучающихся лиц, овладение навыками самоконтроля и культурой поведения; 2) разрабатывают и внедряют научно обоснованные программы, обеспечивающие неразрывность учебного и воспитательного процессов, направленных на пропаганду законопослушного поведения; 3) ведут учет и осуществляют профилактический контроль в отношении несовершеннолетних и неблагополучных семей в соответствии с законами в области защиты прав ребенка, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности; 4) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений среди учащихся организаций образования; 5) совместно с ОВД и здравоохранения проводят профилактические мероприятия по предупреждению и пресечению наркомании и алкоголизма среди учащихся организаций образования всех форм собственности. 6) разрабатывают и реализуют меры виктимологической профилактики среди учащихся организаций образования всех форм собственности, а также неблагополучных семей.
Органы здравоохранения и социального развития: 1) ведут пропаганду здорового образа жизни, медицинских знаний; 2) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, лечебно-профилактическую помощь нуждающимся лицам; 3) осуществляют выявление, регистрацию и учет лиц, зависимых от алкоголя, наркотических и психотропных веществ, больных венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, СПИДом и психическими расстройствами; 4) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с распространением наркологических, психических и венерических заболеваний; 5) ведут учет и осуществляют профилактический контроль в отношении: – лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и/или потребляющих без назначения врача наркотические и психотропные вещества, а равно больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; – лиц, занимающихся проституцией; – больных венерическими заболеваниями и психическими расстройствами. Органы труда и социальной защиты населения: 1) оказывают социальную помощь (адаптацию, реабилитацию) лицам, находящимся в социально опасном положении; 2) принимают меры в трудоустройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы; 3) разрабатывают и внедряют систему стимулирования работодателей, создающих рабочие места для устройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с ограниченными физическими способностями, выпускников детдомов; 4) разрабатывают и реализуют программы, направленные на снижение безработицы; 5) ведут учет и осуществляют профилактический контроль за лицами, утратившими родственные и социальные связи, место жительство и документы, принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений с их стороны. Семья, трудовые или учебные коллективы, которые непосредственно воздействуют на человека, его микросреду и препятствуют появлению криминогенных ситуаций, выявляют и устраняют причины и условия преступного поведения своих членов, осуществляют социальный контроль за ними. Современные формы участия общественности в предупреждении преступности: – общественные пункты охраны правопорядка;
– добровольные народные дружины (ДНД); – казачьи формирования; – родительские комитеты; – общественные помощники прокуроров, следователей; – внештатные сотрудники полиции. Специализированные субъекты: Прокуратура РФ: – осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов; – осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; – осуществляет надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения. – исполняет правозащитную роль в процессе предупреждения преступлений, посягающих на политические, трудовые, жилищные права и интересы граждан; – выявляет в процессе судебного разбирательства обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; – координирует деятельность всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью; – осуществляет правовое воспитание граждан с целью формирования у них уважительного отношения к законам. Судебные органы: – провозглашают приговор в отношении виновного, что является превентивной мерой не только для преступника, но и оказывает общепрофилактическое воздействие на других граждан; – осуществляя выездные заседания, привлекают представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел; – контролируют исполнение решений, приговоров, определений; – осуществляют воспитательную функцию правосудия, влияя на формирование правового и нравственного сознания населения. Органы юстиции в пределах своей компетенции: 1) осуществляют предупреждение правонарушений и преступлений, посягающих на порядок управления, и авторские права; 2) организуют проведение юридической, криминологической и антикоррупционной экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих регистрации в органах юстиции. Органы уголовно-исполнительной системы: 1) обеспечивают исполнение уголовного наказания, исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений и правонарушений;
2) осуществляют воспитательную работу и правовую пропаганду с осужденными; 3) обеспечивают проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и предупреждению готовящихся преступлений, а также нарушений режима в местах отбытия наказания; 4) ведут учет и осуществляют контроль за условно осужденными и лицами. Органы Федеральной службы безопасности: 1) выполняют исполнительные и распорядительные функции по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма и иных правонарушений, посягающих на национальную безопасность Российской Федерации; 2) разрабатывают и реализуют оперативно-профилактические мероприятия по: – обеспечению охраны и защиты государственной границы РФ; – предупреждению разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств; – защите государственных секретов; 3) участвуют в предупреждении и пресечении правонарушений, связанных с деятельностью на территории РФ незаконных военизированных формирований, политических партий других государств. Если объектов криминологического исследования сравнительно немного, то все они подлежат изучению, то есть сплошной исследованию. Границы сплошного исследования определяются, темой исследования. Сплошное исследование применяют преимущественно тогда, когда исследуемых объектов относительно немного. Если объектов, подлежащих исследованию, много, то используют выборочный метод (выборку). Множество объектов, которые необходимо охарактеризовать на основе изучения какой-то части этого множества, называют генеральной совокупностью, а часть множества, изучается, - избирательной (выборке). Если количество объектов генеральной совокупности известна, то такую совокупность называют определенной, а если неизвестна - неопределенной. если изучается генеральная совокупность в целом, то такое исследование является сплошным, а если познания генеральной совокупности осуществляется через выборочное изучение - выборочным. неопределенных генеральную совокупность можно охарактеризовать только с помощью выборочного исследования. Примером неопределенной генеральной совокупности могут быть преступность, преступники, потерпевшие и другие множества, размеры которых практически невозможно определить хотя бы в силу того, что значительная их часть не попадает в статистику. Применение выборочного метода предполагает обязательное соблюдение определенных условий, основным из которых является репрезентативность выборки (то есть выборка должна быть представительной). Выделяют три основных условия репрезентативности выборки:
- Осуществлять выборку необходимо только с большой генеральной совокупности. Нецелесообразно осуществлять выборку из множества, состоящего из менее тысячи единиц; - Отбирать выборочную совокупность необходимо так, чтобы каждая единица генеральной совокупности имела одинаковые шансы попасть в выборку. Другими словами, выборка не должна быть тенденциозной, зависит от волеизъявления и наклонностей исследователя; - Объем выборочной совокупности должен обеспечить ее представительный характер (репрезентативность). Объем выборки определяют по специальной формуле; он зависит от доли изучаемого признака в генеральной совокупности, и заданной ошибки репрезентативности. Для определения объема выборки можно воспользоваться специальными таблицами. Отбор выборки является важным этапом исследования. Неправильное применение способов отбора приводит к существенному искажению результатов исследования. Применяют четыре основных способа отбора: случайный, ступенчатый, типичный и серийный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|