В чем преимущества и недостатки анкетирования и интервью как методов сбора криминологической информации?
Метод опроса. Опрос является одним из самых распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных факторах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью – это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы. Качество информации, получаемой при анкетировании и интервьюировании, во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации опроса. Вопросы в анкете или при проведении интервью – это инструмент регистрации первичных фактов. Существуют требования к составлению анкеты и формулированию вопросов. Каждая анкета должна начинаться вступлением, где сообщаются в самой общей форме цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, разъясняются правила заполнения анкеты. Далее перечисляются нейтральные по смыслу, наиболее простые для запоминания вопросы. Респонденту дается возможность привыкнуть к анкете, войти в курс дела. В то же время эти вопросы должны сформировать желание сотрудничать с исследователями. Наиболее сложные, трудоемкие для запоминания вопросы обычно размещаются в середине анкеты.
Целесообразно группировать вопросы в блоки по проблематическим признакам, поскольку это облегчает запоминание и дальнейшую обработку анкеты. Следует обратить внимание на логичность, связанность переходов от одной проблемы к другой, при необходимости в тексте анкеты даются соответствующие разъяснения. Проверить правильность формулировок вопросов, эффективность анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование, в ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материально-техническое обеспечение. Указателем недостатков анкеты будет, в частности, наличие большой доли респондентов, затруднившихся ответить на вопросы. Интервьюирование используется несколько реже, нежели анкетирование, что вызвано большей трудоемкостью проведения интервью, необходимостью привлечения значительного количества обученных специалистов – интервьюеров. Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются, прежде всего, в том, что «интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с репондентом, что, безусловно, сказывается на качестве получаемой информации (в первую очередь, ее надежности). В целом ряде случаев с помощью интервью можно получить ту информацию, которую невозможно собрать в ходе анкетирования – касающуюся негативных сторон жизни респондента (например, характера противоправной деятельности, обстоятельств совершения преступления и пр.). С другой стороны, анкетирование позволяет охватить гораздо больший массив опрашиваемых, меньше затраты времени, исследование можно провести меньшим количеством». Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное интервью – самая распространенная разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жестко регламентированы соответствующей инструкцией: он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые имеются в программе интервью, не менять их последовательности. Чаще всего в формализованном интервью используются закрытые вопросы. Оно должно протекать в русле неформальной, доверительной беседы.
Фокусированное интервью – менее стандартизированная процедура, целью которой является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например, преступности), его причин, последствий и пр. Предварительно выясняется степень подготовленности респондента по данной проблематике; готовится перечень вопросов, однако их последовательность и формулировки могут меняться интервьюером по ходу беседы. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) или детального плана (сценария беседы). Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования. Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и обобщению. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно все ответы кодировать. 33.Каков удельный вес преступности несовершеннолетних в структуре общей преступности в России? В России уголовная статистика на протяжении многих лет фиксировала тенденцию возрастания преступностчи несовершеннолетних. Примерно по 11-12% каждые пять лет. За период 1990-1996 гг. число зарегиcтрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, возросло на 24,7%, а выявленных подростков, совершивших преступления, - на 25,5%. Темп прироста этих показателей опередил темпы прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза. Несовершеннолетними в России и при их соучастии в 1999 году темп прироста по сравнению с прошлым годом составил 10,0%, а удельный вес в общей структуре преступности – 9,6%. В 1998 составивших в удельном весе общей преступности 10,3% (10,7%- 1999г). В настоящее время криминальная активность несовершеннолетних в общероссийском масштабе продолжает расти, этому способствует разлад экономических институтов, слабое функционирование общественных элементов профилактики преступности несовершеннолетних, раскоординированность правоохранительной системы.
34.Что такое «социальная профилактика»? Приведите примеры социальной профилактики. Социальная профилактика рассматриваемых преступлений, включающая комплекс мер, способных устранить негативные социальные явления, порождающие преступность несовершеннолетних. К ним, в частности, можно отнести стабилизацию политической и экономической ситуации в стране, сокращение официальной и скрытой безработицы, повышение расходов государственного бюджета на социальную сферу, активную пропаганду уголовного закона и т. д.;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|