Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое уровень преступности и как рассчитываются его показатели?




Основными показателями преступности являются:

1) состояние преступности – количество преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время;

2) коэффициент, или уровень, преступности – общее число учтенных преступлений за определенное время и на определенной территории.

К = (П / Н) ЧБ,

где К– уровень преступности; П– количество преступлений; Н – численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности, проживающего на территории, для которого рассчитывается коэффициент; Б – коэффициент (обычно 100,000);

3) структура преступности – раскрывается через ее внутреннее содержание – соотношение в общем массиве преступлений и преступников, различных их видов и категорий, выделенных по тем или иным правовым, криминологическим основаниям.

С этой точки зрения преступления делятся на: умышленные и неосторожные; тяжкие, менее тяжкие и т. д.; с мотивацией и без; городскую и сельскую преступность; в промышленности, торговле и т. д.; по объекту; по субъекту; по возрасту; по числу участников и т. д. Структуризация может иметь многоуровневый характер (например, сельская мужская преступность).

4) динамика преступности – изменения преступности (состояния, уровня, структуры и т. д.) во времени. Определение динамики преступности преследует следующие цели:

1) установить присущие преступности закономерности;

2) наиболее точно спрогнозировать состояние преступности на будущее.

На динамику влияют социальные факторы (революции, перевороты и т. д.), правовые факторы (введение нового УК РФ), организационно-правовые изменения (количество милиционеров, судов, судебная практика). Ни один из вышеперечисленных факторов не является самодостаточным, все они изучаются в совокупности.

Дополнительными показателями преступности являются:

1) объем преступности – абсолютное количество преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период;

2) характер преступности – определяется тем, какова доля наиболее опасных преступлений в структуре преступности или какова характеристика личности тех, кто совершает преступления. Он также указывает на общественную опасность преступности. Прямым показателем общественной опасности является тяжесть среднестатистического преступления, а косвенным – индекс судимости.

D= di / p,

где D-тяжесть среднестатистического преступления; d.– сумма всех значений размера наказания, н.азначенного отдельному осужденному; p– общее число осужденных к уголовным наказаниям за год;

Ip= p? 105/ N; где Ip– индекс судимости;

p– число лиц, осужденных по приговорам, вступившим в законную силу, к условным наказаниям за определенный период и на определенной территории;

N – численность населения в возрасте 14 лет, проживающего на данной территории;

3) география преступности – различие характеристик преступности, обусловленное социальными и экономическими условиями различных регионов;

4) хронометраж преступности – у некоторых преступлений рост происходит в определенные сезоны, время суток.

В чём сущность «личностного» подхода к объяснению причин преступности?

Личностный подход. Существование преступности объясняется дефектами личности. В этом подходе выделяют 2 направления: биологическое (человек рождается преступником, врожденные качества имеют решающее значение, например, Ч. Ломброзо и его «Преступный человек») и психологическое направление (причины преступности – социально-психологического порядка, и психика человека имеет решающее значение в его поведении);

В конкретном преступном поведении мы прежде всего имеем дело с человеческим фактором – личностью. Чтобы понять причины преступного поведения, заключенные в личности, необходимо изучить эту личность, выявить те внешние по отношению к ней социальные явления и процессы, которые сформировали ее криминогенные черты. Отправным пунктом в изучении любой личности является понимание ее как целостного образования, как единства всех свойств и качеств, отражающих взаимосвязь и взаимозависимость личности и социальной среды, в которой эта личность живет и воспитывается и в которой себя проявляет. Те социальные факторы, которые порождают преступность в целом, в каждом конкретном случае определяют преступное поведение следующим образом: во-первых, они создают неблагоприятные условия для формирования личности в семье, школе, иных учебных, а также трудовых коллективах, неформальном общении; во-вторых, они образуют те внешние условия, которые могут способствовать такому поведению. И в том, и в другом случае они конкретизируются и индивидуализируются. В связи с этим нельзя не согласиться с В.В. Панкратовым в том, что определенная среда формирует определенный тип индивида, «определенный же тип личности, действуя в силу своих особенностей по преимуществу избирательно, попадает чаще всего лишь в определенные ситуации, поскольку сам является их важнейшим элементом, т.е. индивид ограничивает разнообразие влияний среды на него и формируется уже этими «избранными» влияниями». Здесь мы видим перерастание внешне социального во внутренне субъективное. Этот переход из общесоциального в индивидуальное происходит по социально-психологическим каналам и механизмам, т.е. путем общения между людьми. Те личностные особенности, которые сформировались с началом социализации личности и в дальнейшем закрепились в ней, дают возможность понять причины преступного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...