Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова роль учителя в проектной деятельности?




 

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

 

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

· Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

· Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

· Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

· Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

· «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

· Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

· Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Образовательный потенциал проектной деятельности:

· создаёт у учащихся образ цельного знания;

· повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;

· изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);

· интерпретация результатов.

Воспитывает:

 

· значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);

· чувства ответственности, самодисциплины;

· способности к самоорганизации;

· желания делать свою работу качественно.

Развивает:

 

· исследовательские и творческие способности личности;

· способность к самоопределению и целеполаганию;

· умения самостоятельно конструировать свои знания;

· коммуникативные умения и навыки;

· способность ориентироваться в информационном пространстве;

· умение работать с различными типами текстов;

· умение планировать свою работу и время;

· навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.

 

 

13.Основные подходы в современном обучении иностранным языкам. Компетентностный подход.

В настоящее время в ряде стран, в том числе и в Казахстане система образования претерпевает различные изменения. На смену знаниецентристскому подходу приходит компетентностный, ориентированный на результат.

Методич компетентность – совокупность методич знаний, операций методических и психолого-пед умений в процессе проф. Подготовки + технологическая готовность профессионального использования в учебном процессе современных ИКТ, приемы, методики, адаптируя их к конкретной ситуации 2 ЗУН в области методики и смежных дисциплин 3 владение методич терминологией 4 иноязычная коммуникативная компетентность 5 культура речи и общения, критическое мышление и тп

Лингво-дидактич К – владение языком и теорией дедактики (теории образования и обучения) + Личностные качества учителя

Привлекательность компетентностного подхода заключается в том, что он имеет очень практическую и очень практичную философию и направленность. В его рамках конечная цель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.

Иными словами, обучающийся должен не только получить некий массив знаний и отработать совокупность умений – по завершении обучения он должен мочь и хотеть делать то, ради чего все обучение и затевалось. Понятно, что разница между двумя этими итогами огромна.

В современной литературе в русле компетентностного подхода используются два понятия «компетенция» и «компетентность».

Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. В начале компетенции учащихся сводились к простым практическим навыкам, которые формировались в результате автоматизации знаний в традициях бихевиоризма. Данный подход подвергался справедливой критике, которая заключалась в том, что компетенции в виде практических знаний были недостаточны для развития творчества и индивидуальности школьников. Было предложено различать два понятия: компетентность и компетенция. Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «анатомию» компетентности.

Занимаясь проблемами личностно-ориентированной парадигмы образования, А. Хуторской выделяет общее и индивидуальное в содержании компетентностного образования и дает следующие определения понятиям компетенция и компетентность,: «Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.» Таким образом, он разделяет эти понятия, имея в виду под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Б.И. Хасан рассматривает компетенцию как характеристику места, а не лица, имея в виду параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Уровень компетентности, по ее мнению, представляет собой характеристику результатов образовательной практики для отдельного человека. Таким образом, компетенция – это, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого конкретный человек.

В большинстве работ понятия «компетентность» и «компетенция» рассматриваются как результаты образования в ВУЗе. Так, занимаясь вопросами профессилнально-педагогической компетентности, Д.П.Мучкин и А.Н. Мучкина последнюю понимают как интегрированную характеристику качеств человека завершившего определенную ступень образования, выражающуюся в готовности к успешной деятельности в быстро изменяющемся мире.

Понятие «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки учащегося, категории результата образования в статье В.Д. Шадрикова.

Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин полагают, что компетентность выступает в качестве категории, позволяющей интерпретировать результат образования в совокупности когнитивных мотивационно-ценностных и социальных составляющих; компетенция – в качестве понятия, связанного с содержанием области будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, большинство ученых рассматривают понятия «компетенция» «компетентность» как частное и общее.

Уделяя большое значение в своих работах проблеме использования компетентностного подхода при изучении языка, Радислав Петрович Мильруд, представляет компетентность как комплекс компетенций, т.е. наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности; как комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

А.Н. Щукин считает, что компетенция – это круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом, а компетентность – свойство личности, базирующееся на компетенции.

Рассматривая компетенцию как образовательную категорию А. Хуторской,дает следующее определение образовательной компетенции: «Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально- значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности.» Так же автор выделяет иерархию образовательных компетенций в соответствии с разделением содержания образования на общее, метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета):

· ключевые – относятся к общему содержанию образования;

· общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

· предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым образовательным компетенциям, он относит:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Связана с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение.

2. Общекультурная компетенция предполагает круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности: особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека, человечества, отдельных народов мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Включает в себя совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и передавать ее.

5. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на осваивание учащимися способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

7. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

В рамках иноязычного образования чаще всего употребляется словосочетание «коммуникативная компетенция». Таким образом, под уровнем владения языком понимается степень сформированности коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность решать на иностранном языке задачи общения в соответствии с условиями коммуникации и использованием необходимых для этого языковых знаний, речевых навыков и умений.

В рамках компетентностного подхода в обучении иностранным языкам возникает необходимость его стыковки с современными методами и технологиями в обучении иностранному языку. Перспективными и эффективными современными технологиями обучения иностранным языкам являются: дистанционное обучение посредством глобальной сети, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), современные психолого-педагогические технологии (обучающие, ролевые, деловые игры и др.). Естественно, что в современной педагогике крайне перспективна технология коммуникативного обучения, то есть обучения на основе общения. Коммуникативная методика допускает лишь уроки на языке, а не о языке. Коммуникативное обучение также предполагает и учет личностных особенностей учащихся, так как только личностный уровень позволяет интенсифицировать коммуникативную мотивацию, обеспечить целенаправленность говорения и т.д. Технологией коммуникативного обучения иностранным языкам занимались Г.А. Китайгородская, Е. И. Пассов, В.Л. Скалкин и др. Также в современной педагогике признаны довольно эффективными личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку. Личностно-ориентированное обучение (Personality-centered Education) - это обучение, «обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предмета деятельности» [4].

Главной характеристикой личностно-ориентированного обучения иностранным языкам является его психотерапевтическая основа, под которой следует понимать «формирование и развитие принципиально новых, психически комфортных, ситуативно-адекватных, безопасных для самого человека и общества способов взаимопонимания между людьми в профессиональной деятельности и в личной жизни» [5]. К личностно-ориентированным технологиям обучения иностранным языкам Е.С. Полат относит обучение в сотрудничестве (cooperative learning) и метод проектов.

Следует отметить, что формирование коммуникативной компетенции в иностранном языке в современных условиях должно вырабатывать навыки и умения использования основных коммуникативных стратегий, которыми пользуется общество: презентация, манипуляция, конвенция [6]. Обучение указанным коммуникативным стратегиям является важнейшей задачей, так как язык – это мощное средство воздействия, и, общаясь, человек не просто сообщает или описывает какие-то объекты или ситуации внешнего мира, а интерпретирует их, управляет или пытается воздействовать на адресата, давая этим объектам или ситуациям положительную или отрицательную оценку. Коммуникативные стратегии отличаются по уровню открытости, симметрии и способу производимой коммуникации: презентационный тип является пассивной коммуникацией; манипуляционный – активной коммуникацией, конвенциональный – интерактивной коммуникацией. Точно так же основными средствами являются: для презентации – послание, для манипуляции – сообщение, для конвенции – диалог. Задачей презентационной стратегии является сообщение знания. Осуществляя манипуляционную коммуникацию, ее создатели ставят целью управление ситуацией через управление поведением людей. В конвенциональной коммуникативной стратегии применяются технологии, нацеленные на управление ситуацией через взаимодействие и согласование поведения людей.

Включение данных коммуникативных стратегий в образовательный процесс позволяет обучать студентов воздействовать при помощи иностранного языка на адресата, управлять его поведением, согласовывать свое поведение с действиями других людей, а также сообщать им какую-либо информацию. Такой подход позволяет моделировать различные профессиональные ситуации, например: презентация рекламного проекта, лекция (презентационная стратегия), дискуссия, круглый стол, ток-шоу (конвенциональная стратегия), ролевые игры (манипуляционная стратегия).

Таким образом, мы видим, что одним из эффективных способов решения задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка на современном этапе, может быть компетентностный подход в обучении в соединении с новейшими технологиями и методами и с включением в обучение современных коммуникативных стратегий как основных моделей речевого воздействия на адресата в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной.

 

 

14.Цели обучения иностранным языкам: учебный практический аспект, воспитательный, образовательный, развивающий.

Цели и содержание обучения ин\яз. Учащиеся овладевают ин\яз-ом как ср-вом общения и должны уметь им польз-ся в уст и письм формах. Овладеть 4 видами реч деят-ти: рецептивным- аудир и чтение, продуктивн- говорение,письмо, и связанные с ним 3 аспекта яз-а: лексика, фонетика, грамм. Практич аспект предполагает овладение всеми вормами общения ив семи речевыми ф-циями (чтоб владение ин\яз было ср-вом межличн общения, обогащ духовн мира). Конкр цели в каждом виде реч деят-ти: в говорении - умение сообщить, объяснить, одобрить, осудить, убедить; в письме- умение фиксировать свои высказ-я и высказ-я других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, записывать план и тезисы, написать письмо; в чтении- умение быстро читать статьи, худож произв-е средней сложности; в аудировании- умение понимать аутентичную речь в нормаль темпе при живом общении и в аудиозаписях; в переводе- умение выступать в кач-ве переводчика в бытовых ситуациях; Важно- приобрести навыки самост работы. Воспитат аспект обучения. Предполагает формир-е у учащихся мировоззрения, иедйной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя, эстет и духов развитие личности. Нужно выявлять конкрет пути реализации этих задач. Образоват аспект. Предполаг приобретение знаний о культуре стран изучаемого яз-а, удовлет личных познават интересов. Развивающий аспект обеспеч осознание средств выражения мыслей, того, как люди произносят, какие слова употр для номинации предметов, сравнение и сопост явлений родного и ин\яз-ов, развитие чув-ва яз-а и яз догадки, памяти, логики. Целью образования стан не просто знания и умения, но и опред кач-ва личности. Цель (практич, образоват, воспитат, обучающ) опред-ся соц заказом об-ва. Практич цель: -чтоб школьник мог комфортно сущ-ть в развивающемся мире, -понимать,интерпретировать культуру, -творчество, -самостоятельность, -способность строить взаимопонимание, -включаться в мировые процессы развития, -развитие умения общаться на ин\яз через культуру, -развивать все виды реч деят-ти, -формир коммуник компетенции (=сфера отношений, сущ-их м-ду знанием и действием в чел практике). Она сост из лингв (фонетика, лекс, грамм), социолингв (способность осущ выбор яз форм, использов их и преобразов в соотв с контекстом), социокульт (учит культуру страны), стратегич и дискурсивн (курс риторики- опред темы, направленность), социаль (готовность и желание взаимодействовать). Содержание обучения относ к таким категориям как взаимосвязанная деятельность преподавания и учения, обращенных на учебный материал. Содерж обуч-я включ компоненты: -сферы коммуникатив деят-ти, темы, ситуации и программы развертывания, коммуникат и соц роли, реч действия и реч материал. –яз материал, правила его оформления и навыки оперирования ими. –комплекс спец (речевых) умений, характериз-их ур-нь практического овладения ин\яз как ср-вом общения. – с-му знаний национально-культур особ-тей и реалий страны изучаемого яз-а, минимум этикетно-узуальных форм речи и умение польз-ся ими в разл сферах реч общения. – учебные и компенсирующие(адаптивные) умения, рациональ приемы умствен труда, обеспечивающие культуру усвоения яз-а в учебных условиях и культуру общения с его носителями (использ словарей, перифраз в говорении и письме, умение обратиться за помощью к собеседнику, использ мимику\жесты, переключ разговор на др тему). Предметная сторона содерж-я обучения отраж типичные сферы общения- бытовую, соц-культ, учеб, профессион. Нужны аутентичные тексты (прагматические, эпистолярные, отрывки из худож лит-ры, статьи из журналов и газет. Речевые умения в рез-те овладения яз-ом: -говорить на ин\яз (монолог,диалог), -понимать инфо, - письменно передавать инфо. Яз знания и навыки необходимы для успеш использ-я всех видов яз материала, формул, выражающих опред коммуникат намерения. Надо учитывать культурный аспектà актуальны социокультур знания:- безэквив лексика, -поведенч этикет, -социокульт особ-ти страны, -географич, климатич, политич особ-ти, - основ сведения из истории страны, -современ аспекты жизни страны (досуг), -нац традиции. Эмоционально-оценочный компонент важен. Соловова выделяет неск-ко компонентов содержания обучению: 1 Лингв- предполагает набор необх-го материала: языкового (лексич, грамм, фонет), речевого, социокульт. 2 психологич -определяет те навыки и умения, кот должны быть сформированы в процессе обучения на данном этапе. 3 Методологи ч –учитель не тока объясняет нов материал и организует его правильн работу, но и предлагает определенные алгоритмы выполнения заданий, обуч приемам самост работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...