Под учебной письменной речью понимается вся система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме.
К ним относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые упражнения: а) по картинкам, например: составить письменно несколько вопросов по картинке; б) по ситуации; в) по тексту, например: ответить письменно на вопросы к тексту, составить план рассказа, изложить письменно краткое содержание текста; г) ответить письменно на вопросы в связи с текстом. Важнейшее место письменная речь занимает в формировании монологических умений, которые закрепляются упражнениями следующих видов: -письменной описание картинки (или серии картинок) по теме или по мотивам темы; - письменное изложение основного содержания текста (на среднем и старшем этапе); -написание сочинение по теме после ее основательного изучения; -составление плана и тезисов для сообщения (доклада) на определенную тему; -написатьписьмазарубежномусверстнику.
2.Обучение креативным формам письменной речи. Критерии оценивания выполнения письменных заданий. В современной английской методике обучения письму и письменной речи на иностранном языке получает распространение технология креативного письма. Иностранные ученые подразумевают под креативным письмом вид письма, выходящий за границы профессиональной академической или технической литературы, определяющийся повествовательной формой, созданием и развитием персонажей, использованием разнообразных средств выразительности. Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера различной степени сложности, разнообразные по форме и содержанию, часто имеющие игровую форму. Эти упражнения выполняются в письменной форме, по своему содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер.
При введении технологии креативного письма в процесс обучения берутся во внимание три основных условия: методы, цели обучения, принципы и приемы обучения, а также учебный контроль. В настоящее время технология креативного письма начала появляться в учебниках для российских школьников. Например, в официальных учебниках по английскому и немецкому языку в настоящее время уже в 6-м классе учащиеся выполняют некоторое количество творческих письменных заданий, например, написание письма, заполнение анкеты. Эти задания выполняются частично по опорам, частично по аналогии. Технически креативным письмом можно назвать вид письма, включающий в себя оригинальный текст. Британские исследователи утверждают, что в каком-то смысле креативное письмо является более современным и процессуально-ориентированным названием того, что принято называть литературой, и включают в это понятие разнообразие ее жанров и стилей. В своей работе «Основы креативности», Мэри Ли Марксебери опирается на труд Пола Уитти и Луи Лабранта «Обучение людей языку», чтобы дать понятие креативному письму. Марксберри отмечает, что Уитти и Лабрант называют креативным письмом любой вида письма в любой временной промежуток, существующего для выполнения нескольких целей: 1. Сохранение важной информации в письменном виде; 2. Создание возможности делиться информацией с заинтересованной группой; 3. Создание условий для самовыражения, которое является необходимым для ментального и физического здоровья. В отличие от академических методов обучения письменной речи, которые учат школьников опираться на существующие правила языка, креативное письмо фокусируется именно на самовыражении учащихся. Несколько ключевых элементов можно назвать характерными для всех форм креативного письма. К ним можно отнести персонажей, сюжет, структуру, художественное оформление, проблематику, взгляд и отношение автора, действия, диалоги, стиль и т. д. Использование этих элементов нельзя назвать четко установленным, они могут объединяться, замещать друг друга, не иметь четких границ, но каждый из них играет важную роль создании различных художественных произведений
При изучении вариантов работы с технологией креативного письма и упражнений, использующих эту технологию, мы обратились к трудам немецкого методиста Герхарда Нейнера. Он считал, что способность изложить в письменной речи свои мысли на иностранном языке следует развивать последовательно и постоянно. Для решения этой задачи существует ряд упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Упражнения, предлагаемые, Герхардом Нейнером, составлены в определённой последовательности от простого к сложному, от репродукции к составлению собственного мнения, позиции. Все упражнения выполняются письменно. Интерес, на наш взгляд, представляют, например, такие задания: · восстановить начало и конец истории; · неоднозначную ситуацию описать в различных текстах и диалогах; · восстановить диалог по отдельным «направляющим» репликам; · изменить вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); · пояснить противоречие между текстовой и иллюстративной информацией; · ответить на письмо письмом, телефонным разговором, разговором и т. д.; · подобрать ключевые слова, которые ведут к определённому заранее известному результату, и др. Одним из наиболее распространенных приемов работы с технологией креативного письма с целью развития навыков письменной речи учащихся, а также и их творческого потенциала, мы можем назвать работу с прозой. Мы рассмотрели наиболее распространенные виды креативных заданий, предполагающие продуцирование учащимися собственных текстов, например составление текстов из слов, продолжение истории, прием «наполняющихся историй», прием «книга в подарок», создание текстов с использованием своих имен, написание комиксов и прием «параллельных текстов» и другие. Таким образом, обучение креативному письму основано на личностно-деятельностном подходе (ученик субьект творческой активности) и в большей степени способствует формированию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции школьников.
Технология креативного письма может использоваться на любом этапе обучения. При вводе технологии в процесс обучения можно рекомендовать различные виды опор: зрительную (предметы, игрушки, картинки, фотографии), звуковую (аудиотексты, песни, инструментальные музыкальные произведения), письменную (стихи, рассказы, цитаты, пословицы и т. д.). Когда у учащихся вырабатываются навыки работы с технологией, роль опор снижается и возможны задания без опоры, например, ученики могут написать спонтанное творческое письмо о том, что их в данный момент больше всего тревожит, веселит, удивляет, возмущает и т. д. Особый интерес представляют собой упражнения с опорой на музыкальный текст, т. е. инструментальную музыку без слов. В данном случае она интересует нас как средство, побуждающее к творчеству, а именно к креативному письму. В зависимости от выбора музыкального произведения можно выявит либо ее расслабляющее, либо аффективное влияние. Еще одна форма креативного письма — поэзия. Работа с поэзией может быть разнообразной: создание белых стихов или «хай-ку», сочинение небольших юмористических четверостиший, написание обычных стихотворений разными стихотворными размерам на определенную тему и т. д. Написание стихотворений в целом можно включить в процесс обучения на регулярной основе, например, каждый раз с началом новой темы устраивать конкурс для учащихся, в котором автор лучшего стихотворения на заданную тему будет поощрен, и само стихотворение может быть распечатано и вывешено в рамке до начала новой темы. Составление рассказов, сказок, историй от лица какого-либо героя, предмета или животного, продолжение какой-либо прерванной истории, восстановление истории по ее началу или завершению, продолжение незаконченного литературного произведения, сочинения или эссе по выбранной теме или цитате, истории с использованием имен одноклассников, описания незнакомой книги по ее названию или обложке все это можно отнести к технологии креативного письма.
Одно из наиболее распространенных упражнений, основанных на технологии креативного письма, это написание письма. Это задание носит полифункциональный характер. Письма могут быть разными (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т. д.). Письма могут быть составлены в соответствии с разными целевыми установками, и адресованы разным лицам, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения. Особое внимание нужно обратить на составление вопросов к адресату, определиться с их местом в письме. На последнем этапе предполагается завести коллективную или индивидуальную переписку, подключая электронную почту. Как нами уже было отмечено ранее, компьютерные технологии могут быть успешно использованы при обучении письменной речи. Создание комиксов на компьютере с помощью специальных сайтов (www.makebeliefscomix.com и www.toondoo.com) [5] дает учащимся возможность развивать навыки креативного письма легким, интересным и приятным способом. По сравнению с публичными выступлениями или зачитыванием готовых работ в классе такой способ коммуникации позволяет ученикам выражать свои мысли посредством персонажей и, благодаря этому, напряжение, вызванное психологическими барьерами, исчезает, и стресс, связанный с боязнью быть осужденным за что-то сверстниками минимизируется. Данные сайты, несмотря на простоту использования, позволяют получить профессиональный результат. Комиксы, которыми ученики смогут гордиться, не требуют глубоких знаний компьютера и могут быть созданы даже с минимальными навыками письменной речи. Такие сайты как www.ourstory.com и www.glogster.com [5] дают ученикам возможность создавать свои истории как индивидуально, так и группами, подбирая к ним дополнительный визуальный, аудио или видео материал, делиться ими со своими одноклассниками или учителями по почте, в социальных сетях. Также ученик может просто распечатать готовый красочный макет с историей и принести его класс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|