Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый раздел: общетеоретическая проблематика




 

Тема 1. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, КРАТКАЯ ИСТОРИЯ.

Проблемы межэтнических отношений заинтересовали человека достаточно давно. Впервые их начали обсуждать китайские учёные ещё в шестом веке до нашей эры, однако эти работы не оказали большого влияния на европейскую мысль. В Европе впервые этнические различия начинают обсуждать древними греками. Их позиция характеризуется двумя особенностями. Во-первых, это географический детерминизм, во-вторых – этноцентризм. Интересно, что обыденное сознание современных россиян всё ещё привержено этим взглядам. Географический детерминизм – это попытка объяснить межэтнические различия, исходя из особенностей климата той местности, где данные этносы проживают. «Армяне горячие, потому что живут в местах, где много солнца и тепла, а сдержанность финнов объясняется большим количеством морозных дней в году». Именно такое «объяснение» межэтнических различий до сих пор можно услышать от современного рядового, среднестатистического, россиянина. Этноцентризмом же, в упрощённом понимании, называется система взглядов, подчёркивающая то или иное превосходство собственного этноса над другими. У последних групп, в свою очередь, фиксируются, прежде всего, недостатки. У нас ещё пойдёт более обстоятельный разговор об этноцентризме в третьей лекции, где мы дадим более строгое определение этого термина. Заметим, что за время его существования в него вкладывались и иные понимания.

Эпоха Крестовых Походов формирует в Европе антисемитизм (неприязненное отношение к евреям) как систему взглядов. Историк С.Лурье, сам еврей по происхождению, указывал на его причины. Во-первых, религиозная: Сын Божий пришёл к евреям, а они его предали и распяли. Во-вторых, экономическая причина: при острой потребности европейской экономики в деньгах только евреи могли быть ростовщиками, остальные религии (католицизм, православие и ислам) эту деятельность не поощряли. В-третьих, культуральная: средневековая Европа считала, что время принадлежит Богу, а еврей-ростовщик не делает ничего, кроме того, что заставляет время работать на себя и, тем самым, крадёт его у Бога. В-четвёртых, социальная: общество того времени не знало личность как таковую, человек был исключительно членом какой-либо группы: цеха, общины, подданным феодала и т.д. Эти группы несли за своих членов коллективную ответственность. Еврей же ни одной группе не принадлежал и был, поэтому, вне зоны ответственности, мог не отвечать за свои поступки. В-пятых, талмудическая: данная религия разрешает давать ложные клятвы и обещания. Следовательно, произнеся вслух какое-либо обещание, еврей имеет право беззвучно воспроизвести определенную религиозную формулу, которая мгновенно освобождает его от только что данного обещания. Кроме того, правоверный иудей справляет раз в год «Праздник освобождения от вынужденных клятв», так сказать, для надежности. Для социальной жизни Европы, построенной на клятвах и обетах, такое поведение закономерно казалось подлым и предательским.

Средневековье отмечено также требованиями европейских монархов к римскому престолу, присылать в их земли священников, знающих национальные языки и обычаи. Фактически, говоря современным языком, проблема была менеджерской, поскольку речь шла о совместимости руководителя и подчинённых. Богослужение в католичестве велось на латыни, большинство священников были либо итальянцами, либо немцами, что отделяло их от населения Венгрии, Франции, Чехии, Словакии и так далее. В дальнейшем Европа найдёт различные способы формирования колониальной администрации, но традиционно лучшими считаются русская и английская модели. Общим для них является принцип интеграции туземных элит в структуру аристократии метрополии.

Тогда же в Европе появляются первые тексты, прямо разжигающие национальную рознь, так как в них язвительно и насмешливо описывались поведенческие особенности этносов. Интересно, что сочинением подобных опусов занимались католические монахи. Появление же таких сочинений было вызвано внутренними потребностями церкви, поскольку позволяло священнику «точно» знать, какие грехи типичны для немца, какие – для француза, какие – для поляка и так далее.

Заметной фигурой в развитии науки этнической психологии был Ш. Монтескье. Он обобщил взгляды предшественников и впервые доказал реальность существования национального характера. Сам он был ярым сторонником географического детерминизма. Определенные достижения в области этнической психологии были и у К. Гельвеция, и у Д. Юма. Однако все же наиболее крупные достижения принадлежат представителям классической немецкой философии, конец 18 – начало 19 веков. К пионерским работам такого заметного автора как И. Гердер восходят попытки связать этническую специфику поведения и мышления со структурой языка. И, в самом деле, безалаберность и необязательность русского делает возможным ему произносить фразы: «Я пошёл в кино», «Пошёл я в кино», «В кино я пошёл». При этом все фразы равноценны и понятны. Строгая логика и организованность характера англосакса позволяет использовать только один вариант фразы: «Я пошёл в кино». Гердер же доказал, что наиболее ярко этническая специфика проявляется в фольклоре. Кроме того, данный мыслитель описал механизм изменения национального характера в рамках ведущей хозяйственной деятельности этноса. Например, древние греки формировались как этнос в горной лесистой местности, омывающейся морем. Это отложилось в структуре их поведенческих стереотипов. Однако леса активно вырубались ради городского строительства и для сооружения кораблей. Вырубка шла очень интенсивно, и Греция превратилась в страну, поросшую вечнозелёным кустарником. Это потребовало изменения поведенческих стереотипов, что сделать древние греки не смогли. В итоге, население современной Греции, хотя и называет себя греками, на самом деле генетически представляет смесь потомков албанцев и болгар.

К числу вершин классической немецкой философии принято относить наследие И. Канта. Именно он разрабатывает и вводит в науку понятия «народ» и «нация», используя при этом психологические термины «аффект», «воля» и так далее. Работами И. Канта доказан факт существования духовного наследования, когда внутри этноса передаются не только ведущие хозяйственные деятельности, одежда, виды и способы развлечений, но и обыденные житейские представления, способы конструирования реальности, описания картины мира. При этом Кант подчёркивал высокий уровень устойчивости этих картин мира. Современные исследования в США подтвердили его выводы. Лонгитюдное исследование, длящееся почти сто лет, с 1890-го года, показало, что 80% житейских представлений американцев остались неизменными. Заметим, что за эти сто лет человечество пережило две мировые войны, прошло концлагеря, изобрело атомную бомбу и компьютер, слетало на Луну. Однако эти события слабо повлияли на житейские представления жителей США. Кроме того, И. Кант впервые предложил разделять отношение к продуктам культуры, которая всегда несёт признаки создавшего этноса, от отношения к самому этносу как творцу. Например, нелепость, но в современном государстве Израиль публичное исполнение музыки Р. Вагнера преследуется в уголовном порядке. Официально это объясняется тем, что руководство нацистской Германии любило музыку этого немецкого композитора!

В работах Г. Гегеля впервые появляются схемы направленного формирования этноса из разрозненных горизонтальных структур. Для раздробленной на мелкие княжества и города-государства Германии эти работы имели неоценимое значение. Что же предлагал Гегель? Во-первых, повсеместное использование государственного языка. Во-вторых, национально ориентированное образование, не путать с образованием на национальном языке! Это не совсем одно и тоже! По Гегелю, в учебнике математики, например, мальчик и девочка, названные национальными именами, покупают на рынке плоды местного сельского хозяйства, а не бананы и апельсины! Такой же национальный крен присутствует на уроках литературы, истории и других. В-третьих, предлагалось больше использовать древние языческие ритуалы во время публичных церемоний. Например, в Эстонии существуют певческие праздники, когда стадион, численностью в тридцать тысяч человек, хором поёт песню, взявшись за руки. У человека, прошедшего такую церемонию, возникает позитивная эмоциональная связь со своим этносом. Кроме того, в работах Г. Гегеля впервые появляется термин «национальный темперамент», в дополнение к уже устоявшемуся к тому времени понятию о национальном характере.

Окончательное формирование этнической психологии как науки связано с именами немецких авторов М. Лацаруса и Г. Штейнталя. Однако и суть их подхода, и основное содержание их идей достаточно подробно описаны в многочисленной учебной литературе, к которой мы и отсылаем читателей. Примерно такая же ситуация сложилась и с работами В. Вундта.

Из отечественных авторов хотелось бы выделить взгляды Г. Шпета. С его точки зрения, фокус внимания этнической психологии должен быть сосредоточен на анализе коллективных переживаний. Поэтому психология, изучающая народы, может быть только этнической социальной психологией. И главное тут – постижение смысла объективных культурных проявлений этнической специфики. Так, например, существующий у народов Кавказа обычай протягивания обеих рук старшему (более уважаемому) человеку символически читается, как «я отдаю свою жизнь в твои руки». Ведь у старшего по возрасту мужчины, протягивающего только правую руку, в этот момент остаётся свободной левая рука, и он может использовать свой кинжал против партнёра.

Особо надо подчеркнуть, что традиции западной и отечественной научной мысли в области этнической психологии и психологии межнациональных отношений не совпадают. Поэтому, рассматриваемая в рамках данного учебного курса проблематика, на Западе изучается в рамках социальной и культурной антропологии. При этом существует значительное многообразие научных школ, работы которых имеют свои достижения и недостатки. Принципиально важным является разделение на два подхода. Первый из них – emic-подход, он же - культурно-специфичный. В этом случае изучается лишь одна этническая культура со стремлением её понять. Исследователь пытается изучить культуру этноса изнутри, то есть, с точки зрения участника. Он не имеет готового плана своей работы и использует для описания явлений те термины, которые присутствуют в изучаемой культуре. Второй подход - etic-подход, он же - универсалистский подход. Тут сравниваются две или более этнические культуры, и делается попытка объяснить причины различия и сходства между ними. Исследователь имеет заранее готовый план работы и для описания события использует термины, свободные от культурного влияния.

Отдельно следует обсудить взгляды отечественного психоаналитического подхода в области межэтнических отношений. Кратко перечислим их.

1. Этнос – группа людей, имеющих общую культуру.

2. Этническая культура очерчивает границы группы и строится на символах.

3. У всех народов существуют различия между внутренними и внешними проявлениями этнической культуры. Так, опера Глинки «Жизнь за царя», повествующая о подвиге Ивана Сусанина, вряд ли будет выбрана русским театром для своих гастролей в Варшаве или другом польском городе.

4. У каждого этноса есть зона этнического бессознательного. Её формирование происходит под влиянием фольклора, религиозной системы и этического кодекса поведения этноса. Она имеет трехуровневую структуру, складывающуюся последовательно в процессе этнической социализации.

5. Каждая этническая культура имеет никогда не изменяемую центральную часть и гибкую периферию, чутко откликающуюся на изменение условий существования этноса.

6. Изменяющаяся часть тесно связана с центром, поэтому все возможные модификации уже заложены в этнической традиции. Например, после победы большевиков, спустя некоторое время, фактически возвращается идея Святой Троицы, персонифицированной отныне в связке Маркс – Энгельс – Ленин. Их наместником на Земле раньше был государь (князь), отныне – Генеральный Секретарь. А иконостас, в свою очередь, заменяется портретами членов Политбюро.

7. Любая модификация этнической культуры всегда проходит через внутриэтнический конфликт. С этой точки зрения, переход горячей гражданской войны 1920-х годов в нынешнюю вялотекущую холодную гражданскую войну, вполне естественен и закономерен.

8. Содержание этнокультурной традиции распределяется между отдельными группами, которые могут вступать в конфликт друг с другом, но которые в своём взаимодействии обеспечивают функционирование этнокультуры. Основными носителями этнической традиции являются: крестьянство, творческая интеллигенция и рабочие первых двух поколениях. Крестьянство и рабочие редко умеют объяснить смысл того или иного проявления этнической традиции, но соблюдают её строго. Интеллигенция, напротив, слабо соблюдает этническую традицию, но прекрасно понимает смысл того или иного её проявления. Исследованиями Г. Старовойтовой установлено, что строго этническая традиция соблюдается всеми социальными слоями только при исполнении всего трех ритуалов: рождение ребенка, свадьба, похороны. Во всех остальных случаях наибольшую приверженность строгому следованию этнической специфики ритуала демонстрируют лишь лица с низким уровнем образования. Чем ниже образование человека, тем выше его приверженность этнической специфике.

9. Пока центральная часть этнокультуры не разрушена, этнос сохраняет свою идентичность, не обращая внимания на внешние формы этой идентичности. В центральной части русской культуры представлены образы «Добра», «Зла» и «Защитника».

10. Центральная часть этнокультуры – это образ мира, то есть картина того, как существуют природа, общество, отдельные индивиды и сам человек, носитель этнокультуры.

Завершая первую тему, уточним основные понятия. Итак, этническая психология – это наука, изучающая систематические связи между психологическими и культурными переменными у представителей этнических общностей.

Объектом этнической и кросс-культурной психологии являются как этнические общности в целом, так и отдельные их представители. Предметом данной науки являются культурные формы проявления психологических особенностей различных этносов.

 

Задания и вопросы к самостоятельной работе:

  1. Какие черты сближают современное обыденное сознание с взглядами древних греков?
  2. Существует ли социальная специфика проявления этнических особенностей?
  3. В чём смысл духовного наследования внутри этноса?
  4. Чем отличаются внешние и внутренние проявления этнической культуры?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...