Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Типология межэтнических конфликтов




В современной науке существует такая отрасль знаний как конфликтология, изучающая, в числе прочих, и конфликты между этносами. Однако в рамках нашего курса анализ межэтнических конфликтов производится в рамках психологических и социально-психологических категорий, часто не совпадающих с категориями конфликтологии. В одной из своих публикаций 1997-го года мы дали следующее определение конфликту между этносами.

Межэтнический конфликт – это определённая форма взаимоотношений этнических групп и членов этих групп. Возникает на основе различий их объективных и субъективных потребностей и невозможности их удовлетворения без предъявления претензий друг к другу.

Следует оговориться, что с точки зрения такой перспективной науки как синергетика, само существование этносов без конфликтов между ними, принципиально невозможно. Человечество как сложная система состоит из этносов, а эволюция любой системы представляет собой непрерывную цепь количественных изменений. Кроме того, само существование системы характеризуется скачкообразными превращениями, происходящими в тот момент, когда эта система входит в неустойчивое состояние (точка бифуркации). Таким образом, строго говоря, избежать межэтнических конфликтов в социуме принципиально невозможно. Можно лишь смягчать остроту их проявления. Это первое правило, которое следует помнить будущему специалисту-психологу, особенно тому, в чьи служебные обязанности будет входить разрешение и профилактика межэтнических конфликтов. Второе правило говорит нам о том, что бессмысленно пытаться разрешить межэтнические конфликты методами только одной науки, только одного знания или веры. Ни психология, ни социология, ни религия в одиночку с таким конфликтом не справятся. Тут требуется комплексный подход, включающий в себя силовые и экономические методы.

Межэтнический конфликт никогда не возникает внезапно. Науке известны фазы нарастания межэтнической напряжённости. Они тщательно описаны в фундаментальной работе Г. Солдатовой 1998 года, построенной на материалах исследования осетино-ингушского конфликта.

1. Латентная фаза. Всегда присутствует в любом, даже самом гармоничном обществе, состоящем из нескольких этносов. Психологический фон в целом нормальный. Отношения между этносами позитивные, и строятся на основе кооперативных и соревновательных процессов. Проблема национальности партнёра большой роли не играет, этнические границы прозрачные. Последнее означает возможность возникновения дружественных и даже брачных отношений между представителями разных этносов. Существующие в обществе проблемы не имеют этнического объяснения. Отношения между этносами строятся на основе кооперации или соревнования. Однако эмоциональной нейтральности при межэтнических контактах нет. В этих ситуациях люди чаще испытывают страх и реже сдерживают гнев.

2. Фрустрационная фаза. Появляется бытовой национализм в виде оскорбительных групповых кличек, возрастает интерес к анекдотам национальной тематики, возрастает частота межнациональных конфликтов. Эти «этнические» клички легализуются и становятся общеупотребительными, заменяя официальные названия этносов. Растёт фрустрационное напряжение, нарастают чувства гнетущей тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Попытки власти решить проблему силовыми методами, согласно положениям модели Долларда-Миллера, приводят лишь к дальнейшему росту в обществе напряжённости и агрессии. В качестве источника фрустрации начинают рассматриваться иноэтносы, этнические границы становятся ощутимыми. Вероятность межэтнических дружбы, тем более – брака, резко уменьшается.

3. Конфликтная фаза. Характеризуется возникновением реального конфликта. Начинается массовый этнический негативизм бытового плана. Так, например, в Латвии в годы «перестройки» были зафиксированы вопиющие случаи отказов врачей «Скорой помощи» обслуживать на вызовах русских больных, не владеющих латышским языком. Латышский национализм оказался для этих врачей важнее «клятвы Гиппократа». Резко растёт число националистов в обществе. Ситуация становится особенно острой когда появляются первые беженцы из районов совместного проживания этносов. Их психологические особенности, их социальный статус в новом месте проживания таковы, что они становятся зачинщиками межэтнического конфликта. Наглядным примером, в данном случае, является ситуация с «бакинскими погромами» рубежа 1980-1990-х годов, являвшихся продолжением карабахского конфликта. Когда азербайджанцы, веками жившие до этого в Армении и Нагорном Карабахе, были изгнаны армянами, они прибыли в Баку и в Сумгаит. Однако эти диковатые и некультурные сельские жители не очень вписывались в яркую многонациональную палитру азербайджанской столицы. Язвительные бакинцы мгновенно приклеили беженцам кличку «еразы». В данной кличке скрыт двойной подтекст. Это не просто «ереванские азербайджанцы», это еще и намек на автомобиль «Ераз» - яркое «чудо» советского автомобилестроения: уродливое, неэстетичное, крайне ненадежное в эксплуатации. В итоге, «нахичеванский» клан отстраненного в то время от власти Г. Алиева, использовал «еразов» как солдат для захвата власти, организовав армянские и русские погромы. Ситуацию удалось стабилизировать лишь жесткими, решительными и бескомпромиссными действиями введенного 20 тысячного армейского контингента, подкрепленного авиацией и боевыми кораблями. Только так всплеск азербайджанского национализма был остановлен.

4. Кризисная фаза. Позиции сторон становятся максимально радикальными. События интерпретируются крайне предвзято. Насилие превращается в главную форму контроля этносов друг за другом. Взаимные чувства ненависти и страха привязывают участников конфликта к оппоненту, который становится врагом. Включается механизм связи: садист – мазохист, исследованный Э. Фроммом. Общий уровень эмоционального возбуждения крайне велик. Эмоции становятся ведущим мотиватором деятельности представителей конфликтующих этносов.

Рассмотрим предпосылки возникновения межэтнических конфликтов. Главная и существенная предпосылка – это наличие националистов в этнической среде. При этом следует отказаться от однобокого толкования национализма как воплощённого Зла. В западной научной мысли господствует более реалистичное понимание национализма. Так, авторитетный Словарь Вебстера (США, 1987 год) определяет национализм через два понятия. Первое из них классифицирует национализм как преданность своему народу; второе: - защиту национального единства, или независимости. Британская Энциклопедия 2004 года, в свою очередь, более многословна. Национализм – это верность и приверженность к нации, или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных, или групповых интересов.

В работах французского автора Л. Вирта (1936) выделена следующая типология национализма:

а) гегемонистский национализм;

б) сепаратистский национализм;

в) маргинальный национализм;

г) национализм этнических меньшинств.

В исследовании отечественного автора А. Кораблина (1993) были выделены следующие типы националистов.

1. Борец за национальную идею. У них слабо развита сфера эмоций, они не способны к сочувствию и состраданию. Когнитивная сфера доминирует в структуре личности, однако при этом в сознании господствуют одна – две идеи национальной окраски. Часто оказываются в ситуации социальной самоизоляции и одиночества. Консервативны в своих привычках, не умеют прощать обиды. Жёсткому административному давлению не поддаются, более того, рассматривают такую меру воздействия как признак подтверждения правильности их взглядов. К мнению группы равнодушны. Единственный способ работы с ними – индивидуальная беседа, построенная на сопоставлении выгод от разных форм поведения.

2. Художественный тип. У националистов художественного типа чрезмерно развита сфера эмоций, а сфера сознания сужена. В эту категорию попадают индивиды, склонные подчёркнуто и демонстративно, проявлять свою приверженность всему национальному. Гипертрофированно увлекаются живописью, поэзией, национальной историей, отрицая саму возможность появления подобных достижений у других этносов. Склонны к эмоциональной экзальтации при цитировании отрывков национальной литературы. Контактные, общительные, однако их активность без поддержки лиц одной с ними национальности резко падает. Легко поддаются групповому давлению и авторитету общественного мнения. Живо реагируют на яркие эмоциональные примеры, описывающие страдания представителей других этносов. Считается, что среди украинцев много именно представителей этого типа.

3. Конфликтный тип. В эту категорию попадают социальные аутсайдеры. Они склонны к страхам, к преувеличению конкуренции и опасностей, якобы идущих от других этносов. Этот тип импульсивен в своих поступках. Они открыты до невоспитанности в выражении своих чувств. Отличаются повышенной тревожностью, плохо работают в ситуациях, связанных с риском, в нестандартных условиях. В случае своих неудач они склонны искать виноватых из числа представителей иноэтносов. Этот тип не способен выступить зачинщиком межэтнического конфликта, но может его спровоцировать. Для профилактики такого конфликта представителей данного типа следует ставить на простые примитивные работы, причем обязательно в моноэтническом коллективе.

Помимо проблемы националистов существуют и другие факторы, способные породить конфликт между этносами, а также повлиять на его динамику и остроту.

1. В 1984 году канадские учёные Дж. Берри и М. Плизент установили, что наиболее терпимыми в сфере межнациональных отношений являются те этносы, которые уверены в собственной позитивной групповой идентичности. Говоря обыденным языком, эти этносы уверены в том, что принадлежат к группе «хороших». Формирование этого чувства сильно зависит от позиции средств массовой информации. Как только этносы начинают подвергаться оскорблениям, унижениям и насмешкам, то у них включаются защитные механизмы в виде этноцентризма и шовинизма.

2. Мера погружённости в русскую культуру, как культуру стержневого для Российской Федерации этноса, усилиями которого и было построено наше государство. Измеряется через уровень владения русским языком. Исследования под руководством академика А. Вишневского показали, что пятёрка наиболее полно владеющих русским языком этносов, если двигаться по убывающему тренду, выглядит так: евреи; белорусы; немцы; украинцы; армяне. В свою очередь, хуже всего владеют русским языком чеченцы. Чуть лучше – аварцы (самый многочисленный этнос в Дагестане), затем башкиры, казахи, татары.

3. В русской культуре присутствует феномен антиципатиционной несостоятельности. Упрощённо можно сказать, что в русской культуре запрещено прогнозировать неблагоприятный исход событий. Достигается это исторически через использование социальные табу: «Не каркай, а то сглазишь», «Типун тебе на язык». Кроме того, русское общество не востребует антиципационные способности индивида. Это выражено в императивах «Партия (Президент) гарантирует уверенность в завтрашнем дне», «Верной дорогой идёте, товарищи». Все социально важные проекты у нас до сих пор именуются президентскими, что снимает ответственность с остальных чиновников за их реализацию. В итоге, когда неприятное событие когда-нибудь всё-таки происходит, русский не готов ему активно сопротивляться. Типичный репертуар реакций русского на неприятное событие представлен следующей цепочкой переживаемых эмоций: обида – разочарование – растерянность.

4. Следует учесть положения «институциональной перспективы М. Бретона» (Канада). Считается, что этнос, имеющий максимально возможное количество социальных институтов, более терпимо относится к присутствию в социуме представителей других этносов. Следовательно, наличие национальных детских садов, школ, газет, женских и молодёжных национальных организаций, снижает уровень межэтнической напряжённости. Следует уточнить, что такой подход не применим к случаям наличия в населённом пункте всего двух этносов. Так, в одном из городов Сахалина была создана корейская национальная школа. Русские национальные школы, которые принципиально не следует путать с общеобразовательными школами на русском языке, в городе отсутствовали, как и школы иных национальностей. В итоге, любимым развлечением подростков города стали «набеги» на корейскую школу с массовыми драками. Возвращаясь к идеям Бретона, заметим, что русские сегодня являются единственным этносом Российской Федерации, которому законодательно запрещено создавать национально-культурные автономии. То есть, живущие в Санкт-Петербурге татары, например, право на образование такой автономии имеют, а вот русские, живущие в Казани, нет. Надо ли говорить, что подобный дикий и невежественный запрет только провоцирует межэтническое противостояние!?

5. Следует учитывать и социобиологическую составляющую поведения человека, характеризующуюся понятием межвидовой конкуренцией. В работах В. Тишкова (1991) показано, что человек, как представитель биологического вида конкурирует по трём основаниям: - за территорию; - за ресурсы; - предпочитая своих соплеменников. Межэтнические конфликты, имеющие социобиологическую составляющую, всегда протекают острее, длятся дольше и хуже поддаются урегулированию.

6. Оказывает влияние на межэтнический конфликт и тип государства. В данном случае мы опираемся на типологию американского ученого Р. Розенкранца, директора Центра Международных Отношений Калифорнийского Университета. Первый тип государства, согласно этому подходу, был территориальным. Он господствовал на Земле примерно до 1920-х годов. Соответственно, межэтнические конфликты того времени приобретали форму борьбы за территорию. В период с 1920-х до середины 1980-х на Земле начинает преобладать торговое государство, которое основной целью ставит экономическую экспансию. Отныне нет смысла контролировать территорию другого этноса, достаточно подчинить себе его рынки, закрывая свои. Пусть «туземцы» сами добывают ресурсы и продают их нам за бесценок. Государство торгового типа активно выносит за пределы своей территории «грязное», экологически опасное производство, создавая тем самым потенциальные межэтнические конфликты. Так, катастрофа на принадлежащем американцам химическом комбинате в Бхопале (Индия) унесла жизни несколько десятков тысяч индусов. Сегодня земля и промышленное производство становятся менее ценными, чем технология и знания, поэтому и появляется третий тип государства. Это – виртуальное (информационное) государство, которое не наращивает производственные мощности, а специализируется на техническом и исследовательском обслуживании, получая доход от проектирования, маркетинга, финансирования. При этом виртуальное государство стремится контролировать информационные потоки на соседних территориях. Так, информационные пространства Польши и Венгрии почти на 100% принадлежат немецким медиа - концернам.

7. При описании межэтнических контактов следует использовать и идеи транзактного подхода Э. Бёрна. Этническое большинство всегда стремится встать в позицию «Родителя» - крайний вариант. При этом этническому меньшинству (меньшинствам) всегда приписывается позиция «Дитя». Характерно, что детское поведение приписывается этническим меньшинствам и в том случае, если представитель доминирующего этноса тяготеет к позиции «Взрослого». Заканчивается это всегда плохо. Так, американцы, уходя из Южного Вьетнама в конце 1970-х, полностью вывезли одно из племён, воевавших на их стороне против вьетнамских коммунистов. Однако сегодня племя это практически вымерло. Всё дело в том, что у себя дома, во Вьетнаме, племя регулярно употребляло лёгкие наркотики, что строго запрещено законами их новой родины – штата Калифорния. В итоге, беженцы перешли на разрешённый законом слабый наркотик – алкоголь. Однако генетической устойчивости к алкоголю, характерной для белой расы, у этой части вьетнамцев нет. Соответственно, за тридцать лет племя практически вымерло.

Учитывая всё сказанное, можно рассмотреть типологию межэтнических конфликтов. Тут существует несколько подходов. Г. Солдатова в своей работе предлагает делить межэтнические конфликты на конфликты насильственного и ненасильственного типа. К насильственным конфликтам относятся: региональные войны и краткосрочные вооружённые столкновения. Разница между ними определяется длительностью протекания и типом применяемого оружия. В региональных войнах участвует регулярная армия и задействуется тяжелое вооружение. К ненасильственным конфликтам относятся: институциональные, манифестирующие и идеологические конфликты. Различия между ними лежат в сфере субъектности. В первом случае основным субъектом являются властные структуры и политические партии, и конфликт разворачивается, прежде всего, в законодательной сфере. Во втором случае – значимые массы людей и это конфликт площадей и улиц. В третьем случае – группы элиты при поддержке средств массовой информации и конфликт разворачивается именно в информационной сфере.

В свою очередь, нами в публикации 1997-го года была предложена следующая типология межэтнических конфликтов.

1. Конфликты за территорию. Имеют социобиологическую составляющую, что увеличивает их остроту. По оценкам экспертов Центра политических и этнических конфликтов на территории бывшего СССР потенциально заложено более 180-ти конфликтов такого типа, в связи с «причудливостью» проведения границ в советское время. Так, Область Войска Донского оказалась разделённой между Ростовской, Волгоградской, Воронежской областями и Ставропольским и Краснодарским краями России и Луганской областью Украины. Однако большая часть территориальных конфликтов являются потенциальными. «Разогреты» же около 20-ти из них. Но это очень кровавый тип конфликта, ведь в них со середины 1980-х погибло, по оценкам экспертов, около 180-ти тысяч человек.

2. Конфликты за сферу влияния, ценностно-смысловые конфликты. Тут идёт борьба за сферу производства знаний, борьба за контроль над средствами массовой информации. Тот этнос, который создаёт гештальты «потребностного Я», «идеального Я», контролирует будущее всех остальных этносов. Этот межэтнический конфликт есть конфликт за господство в ноосфере, что особо важно в эпоху виртуальных государств. Во времена М.В. Ломоносова этот конфликт был русско-немецким конфликтом. Сегодня этот конфликт всё откровеннее и откровеннее становится русско-еврейским. Тут следует сразу оговориться, и подчеркнуть то обстоятельство, что речь вовсе не идёт о каком-то «заговоре евреев». Просто общемировая тенденция такова, что, в силу своих психологических и культурных особенностей, представители данного этноса сегодня активно представлены в журналистике, банковской деятельности, адвокатуре, медицине. Кроме того, у евреев высоко ценится высшее образование. Поэтому 60% проживающих в России евреев его имеют. Для сравнения, среди русских высшее образование имеют только 38% населения. Доля лиц, имеющих учёное звание, среди евреев достигает в России 10%, среди русских – чуть больше половины процента. Тем самым получается, что этническое большинство живёт в информационном пространстве, созданном этническим меньшинством. А их взгляды на ряд проблем могут и не совпадать. Так, русские, например, идентифицируют себя с государством и болезненно переносят ослабление его мощи. Евреи, напротив, предпочитают уровень межличностных контактов и острее всего реагируют на дискриминацию по национальным и религиозным основаниям.

Показательны в этом случае два научных исследования, посвящённых различиям между русскими и евреями. Первое исследование осуществлено в Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) в 1996 году. А. Грачёвой установлено, что русские подростки идентифицируют себя с тем социальным слоем, к которому относятся их родители. Еврейские же подростки идентифицируют себя с интеллигенцией, не взирая на истинное социальное положение родителей. Русские религиозные подростки считают главной ценностью для себя – любовь к ближнему. Для еврейских религиозных подростков самым главным было – строгое соблюдение заповедей. Русские религиозные подростки видели в православии естественный способ бытия. Верующие подростки – евреи искали в иудаизме, прежде всего, ответы на философские вопросы. Но именно они были наиболее нетерпимы к представителям других этносов и религий. Фактически, иудаизм использовался ими как «способ провести черту» между собой и иногруппами. На вопрос о противниках России русские подростки называли, прежде всего, прибалтийские республики и другие страны ближнего зарубежья. Евреи-подростки, в свою очередь, считали противниками турок, арабов, персов, курдов. Фактически, они называли противников государства Израиль. Две трети опрошенных еврейских подростков хотят получить высшее образование в России и выехать затем за границу. В семантическом пространстве испытуемых – евреев точка «Я идеальное» ближе всего находится к точкам «русский» и «христианин».

Другое исследование проведено А. Гуревич в 2002 – 2003 годах в Санкт-Петербурге. В её работе были выделены три подгруппы испытуемых-евреев. Первая – евреи, принявшие решение уехать из России. Вторая – колеблющиеся евреи, а третья – лица, решившие остаться. Был применен психосемантический метод изучения обыденного сознания евреев. Результаты этого исследования обобщённо представлены в таблице.

Параметры Уезжающие евреи Колеблющиеся евреи Остающиеся евреи
Ведущие потребности Творчество, семья, дети Творчество, работа, общение, друзья, «Я» Общение, друзья, семья, дети
Степень удовлетворения ведущих потребностей Не удовлетворены Удовлетворены Удовлетворены
Представление о настоящем Достижение успеха, личная независимость, выполнение обязанностей, работа, учёба, «Я», Израиль Творчество, работа, общение, друзья, «Я» Общение, друзья, семья, дети, Израиль
Представления о будущем Материальное благополучие, признание, карьера, профессия, друзья, общение, евреи, Америка Творчество, работа, общение, друзья, «Я». Обязанности, творчество, независимость, карьера, профессия, работа, евреи, русские, Америка, Германия, иудаизм, христианство
Идентификация себя С Израилем С друзьями С учёбой и бизнесом
Идентификация с этносом С евреями С евреями С евреями и русскими
Идентификация с верой С иудаизмом С иудаизмом С иудаизмом и христианством
Вытесненные мотивы Христианство, военная служба, война Христианство, война Россия, военная служба, антисемитизм, достижение успеха
Мотивы страхов и опасений Антисемитизм Антисемитизм, Германия Война

 

3. Ресурсные конфликты. Имеют социобиологическую составляющую. Могут принимать самые разные формы. Обыватель чаще всего сталкивается с засильем представителей этнических меньшинств на рынках розничной торговли, когда отечественный производитель отсекается от рынка в пользу импортной продукции. Не случайно сегодня российское государство пытается регулировать эту сферу экономики, законодательно ограничивая присутствие некоренных этносов на рынке продовольствия. Следует оговориться, что такие действия российских властей базируются на соответствующих документах ЮНЕСКО. Эта международная организация считает, что титульное население может иметь законодательные преимущества в сфере рыночной торговли и в сфере народных промыслов.

Ресурсный конфликт может также принимать форму борьбы за контроль над отдельными сферами производства. Так, подавляющее большинство дворников Москвы – таджики, узбеки, азербайджанцы. Любая попытка их депортации полностью блокирует жизнедеятельность российской столицы. Надо оговориться, что такая форма межэтнического конфликта очень распространена в мире. Так, в США доля грубого физического труда занимает только 4% рынка труда. Это грязная, тяжёлая, низкооплачиваемая работа. И выполняют её, прежде всего, представители Латинской Америки. Поэтому у белых американцев и существует специфический термин: «мексиканизация» труда. В Германии ряд отраслей промышленности, например, металлургия, судостроение, жилищное строительство, не смогут существовать при депортации мигрантов. Фактически получается, что, монополизируя отдельные отрасли экономики, мигранты приобретают полный контроль над коренным населением. Не случайно в США был снят фильм, построенный в жанре социальной фантастики. По сюжету следовало, что в США исчезли все мексиканцы, после чего города стали зарастать мусором, исчезла возможность постирать и погладить бельё и т.д. Кроме того, не следует игнорировать проблему денежных переводов мигрантов, отправляющих значительные суммы своим родным. Так, по оценкам экспертов, из России в Азербайджан ежегодно перечисляется около 2-х миллиардов долларов США, а в Грузию – около полутора миллиардов. Получается, что эти деньги не работают на экономику России, «вымываются» из неё.

Другая форма ресурсного конфликта связана с проблемой сохранения вмещающего этнос ландшафта. Каждый этнос приспособлен к тем природным условиям, в которых он возник и живёт. Эта адаптация позволяет этносу чётко знать пределы экономической и природопользовательной нагрузки на ландшафт. Не случайно, одними из простейших способов определения этнической принадлежности спорной территории являются ответы на два вопроса. Во-первых, на каком языке звучат названия основных водных источников. Во-вторых, включены ли в пищевые цепи этноса продукты окружающего ландшафта: грибы, ягоды, мелкие и крупные животные, рыбы и т.д. Пришельцы, боясь отравится, редко употребляют местные грибы и ягоды, часто даже не имеют для них названий, употребляя общее родовое название. Поэтому мигранты могут избыточно нагружать знакомые им элементы природы, эксплуатировать её без меры. Примером подобного конфликта является Калмыкия. Коренное калмыцкое население, работавшее чабанами, ограничивало количество овец в стаде, часто кочевало с места на место. Кому-то из руководства республики, ещё в советское время, захотелось поднять поголовье овец в республике. В качестве чабанов были приглашены дагестанцы. Итогом стало появление первой и единственной в Европе пустыни, рукотворной по происхождению. Ведь какое дело дагестанцам до калмыцких степей – земля-то чужая?! Нечто аналогичное происходит сегодня на Дальнем Востоке, где ряд лесных участков отдан на разработку китайцам и корейцам. В итоге, земля «сдирается под ноль» и в тайге истребляется все живое, поскольку восточные кухня и медицина не брезгливы и употребляют многое из того, что никогда не заинтересует русского.

Другая форма ресурсного межэтнического конфликта связана с перераспределением денежных средств внутри государства. В России количество субъектов Федерации постоянно сокращается за счёт объединения регионов, поэтому общее их количество можно обозначить фразой: «больше 80-ти». Однако отчисления в бюджет из них до кризиса делало около двух десятков. Сейчас всерьез поговаривают о том, что число спонсоров может сократиться до двух: Москвы и Санкт-Петербурга. Проблема в том, что из национальных образований в число регионов - доноров входили только Башкирия и Татария. Остальные национальные образования – бюджетополучатели. Многие из них имеют фантастические показатели безработицы – до 40% населения, однако явно живут не по средствам. Строят новые города и дороги, их президенты имеют свои самолёты и т.д. В это же время в экономически развитых регионах ограничиваются возможности для социальной помощи беднякам, инвалидам, многодетным семьям из числа русского населения. Проблема эта старая и уходит корнями в советское прошлое. Так, один костромской колхозник производил столько же сельхозпродукции, сколько пятеро армянских колхозников. Последние умудрялись «выдавать» по 142 грамма сливочного масла на одного жителя Армении в год. Однако именно в этой «братской республике» сливочное масло было в свободной продаже, а в Костроме – только по талонам. А самые высокие закупочные цены на зерно были в Молдавии, Узбекистане и Армении, в разы больше, чем в той же Костромской области. Поэтому-то исчезновение СССР и привело к резкому падению уровня жизни в Среднеазиатских и Закавказских республиках, в Молдавии.

Другая форма ресурсного межэтнического конфликта связана с криминальной деятельностью иноэтносов на территории России. Понятие этнической преступности давно стало в нашей стране реальностью. Так, по данным НИИ МВД, в Москве 20% преступлений совершают выходцы из Грузии, 16% - из Азербайджана, 12% - из Чечни и Ингушетии, 10% - с Украины. Общее число преступлений, совершаемых мигрантами велико, и тенденция их роста стабильно сохраняется на протяжении ряда десятков лет. В их число всё больше и больше входят крайне тяжкие преступления: убийства, разбои, изнасилования несовершеннолетних и т.д. Среди «воров в законе», действующих на территории России, по данным того же НИИ МВД, русские составляют только 36%, на втором месте грузины с 33%. Доля иных этносов не превышает 10% у каждого. Сами представители милиции отмечают трудность розыскной деятельности внутри этнических преступных группировок, в силу их закрытости и близкородственных связей между участниками банд.

Четвёртый тип межэтнического конфликта связан с предпочтением «своих». Они получают предпочтение перед чужими; как «коренные», «местные» - перед приезжими. Этот тип конфликта имеет социобиологическую составляющую и отмечен уже в сообществах диких животных. Формами репрезентации этого типа конфликта будет умышленное продвижение по служебной лестнице лиц своего этноса, невзирая на уровень их знаний, умений, способностей. Как правило, пострадавшими в этом случае, являются русские, живущие в так называемых национальных автономиях России. По материалам ряда газетных публикаций, газеты «Известия», например, именно такая ситуация сложилась сегодня в таких республиках как Якутия, Татария, Башкирия, Северная Осетия. Про такие республики как Чечня и Ингушетия тем более и говорить нечего, русских там практически просто не осталось. Характерно, что когда в Чечне производились компенсационные выплаты лицам, пострадавшим от военных действий, федеральный бюджет перечислял деньги только чеченцам. Между тем, к моменту развала Советского Союза численность русских в этой республике превышала цифру полмиллиона человек. И не одна, даже самая националистическая, русская организация не поставила вопрос о необходимости компенсационных выплат русским беженцам.

Лучше всего о ситуации в национальных автономиях свидетельствуют цифры. Так, начиная с последней переписи населения в СССР (1989 год) численность ряда этносов изменилась следующим образом. Численность башкир выросла на 24,4%; чеченцев – на 49,8%; аварцев – на 39,2%; кабардинцев – на 34,7%. Число даргинцев выросла на 44,4%; якут – на 16,8%; ингушей – на 86,3%; лезгин – на 57,6%. Численность же русских за это время уменьшилась на 13 миллионов человек, или на 9,1%. Эти цифры показывают, за чей счёт производились пресловутые «реформы 90-х», больше смахивающие на геноцид, и против кого они были направлены своим остриём.

Другим примером предвзятого отношения к «чужим» являются судебные приговоры, выносимые национальным правосудием. Так, в сентябре 2007-го года в Чечне двоим боевикам, виновным в убийстве около десяти сотрудников Федеральной Службы Безопасности был вынесен приговор в 12 и 10 лет. А руководителю группы спецназа капитану Э. Ульману, ликвидировавшему, по приказу высшего командования, пятерых местных жителей, был вынесен приговор в 24 года. Понятие справедливости и законности в этих судах, что говориться, «и не ночевало».

 

Задания и вопросы к самостоятельной работе.

  1. Опишите наиболее характерные черты художественного типа националиста.
  2. Опишите наиболее характерные черты «борца за национальную идею».
  3. Составьте возможные варианты разрешения ресурсного конфликта.
  4. Обсудите вероятность возникновения четвёртого типа межэтнического конфликта в вашем регионе.
  5. Обсудите возможные причины предвзятого отношения к русскому этносу.

Тема 6. ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

 

В 1973-м году в Париже состоялся семинар ЮНЕСКО по проблемам межэтнического насилия. Было выявлено четыре типа социальных ситуаций, провоцирующих применение агрессивных моделей взаимодействия этнических групп. Перечислим их. Во-первых, это угроза жизни и здоровья самого этнофора (индивида, как носителя этнического сознания). Во-вторых, это угроза жизни и здоровья близких ему людей. В-третьих, это унижение чести и достоинства этнофора. При этом следует обратить внимание на результаты давнего исследования Г. Триандиса (1971), подтверждённые затем греческими и индийскими психологами. Индивид менее болезненно переносит те социальные ситуации, когда дискриминируют лично его. Однако уровень его терпимости резко снижается в тех социальных ситуациях, когда дискриминация осуществляется по групповому принципу. В том числе, и по признаку этнической принадлежности. В-четвёртых, это ситуации, угрожающие более обширной группе, к которой принадлежит индивид.

Надо прямо признать, что все выше описанные типы социальных ситуаций встречаются в сегодняшней России. При этом следует подчеркнуть, что объектами актов агрессии выступают отнюдь не только этнические меньшинства, но и представители русского этноса тоже. Яркий, хотя и не единственный пример последнего – события в карельском городе Кондопога, где чеченские бандиты терроризировали местное население при полном попустительстве местной милиции.

На упомянутом выше парижском семинаре ЮНЕСКО были рассмотрены различные модели профилактики межэтнической агрессии. Наиболее высокую оценку у экспертов получила модель А. Макаренко. Это модель «временных коллективов», применяемая в СССР ещё в 1920-х – 30-х годах. Напомним её суть. Существует некий коллектив, включающий в себя несколько групп. Все группы расположены внутри коллектива в соответствии со своим иерархическим рангом. Внутри каждой из групп также существует жёсткая иерархия. Для решения хозяйственных задач А. Макаренко создавал «временные коллективы». Они состояли из представителей разных групп. При этом руководителем «временного коллектива», как правило, назначался индивид с личным низким статусом, часто – из группы-аутсайдера. При этом Макаренко жёстко следил за соблюдением двух правил. Временная иерархия обязательно должна осуществляться в полном объёме, без всяких и всяческих скидок и послаблений. Во-вторых, после выполнения хозяйственного задания группы возвращались к постоянной иерархии. Эту модель профилактики межэтнических конфликтов эксперты рекомендуют применять к представителям этнической элиты, поскольку охватить ею весь массив этноса часто не представляется возможным. Профилактический эффект в модели А. Макаренко достигается за счёт расширения опыта социального взаимодействия. Ведь понимание ситуации межэтнического взаимодействия у лидеров и аутсайдеров часто различается.

Вторая по степени эффективности модель профилактики межэтнических конфликтов предложена американским психологом турецкого происхождения М. Шерифом. Во многом его подход отразил ситуацию острой психологической травмы, пережитой учёным в детстве. Потерпевшая поражение в Первой Мировой Войне Турция была оккупирована в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...