Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй раздел: проблемы межэтнического взаимодействия




 

Тема 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ.

Проблема различий между этническими культурами давно и тщательно изучается в науке. В начале 1990-х годов, когда отечественным ученым только открывалось все богатство достижений западной этнической психологии, в России была популярна модель, предложенная американским психологом Дж. Таусендом. В этом подходе выделяются три типа культур.

Первый тип – традиционная культура. Характеризуется ориентацией на прошлое, интересом к истории, приверженностью традициям. Человек зависим от ближайшего социального окружения. Внутренняя свобода человека не допускается. Большое значение придаётся религиозным ориентациям, семейным связям, национальной принадлежности. Деятельность человека строго регламентирована.

Второй тип – современная культура. Люди ориентированы на настоящее. Они стараются жить с природой в гармонии. Человек считается явлением противоречивым, но и он же является главной ценностью. Отношения между людьми формализированы, чётко закреплены социальным статусом и социальной ролью. Дружба складывается медленно, но если возникает, то бывает глубокой и искренней. Люди в общении сдержаны, соблюдают дистанцию.

Третий тип – динамически развивающаяся культура. Люди ориентированы на короткое будущее. Именно в этой культуре: «время – это деньги». Природа должна подчиниться человеку. Культивируется индивидуальность, автономность, независимость от социального окружения. Решения принимаются самостоятельно. Общество построено на законе, на неотвратимости наказания. За успех люди предпочитают получать быстрое материальное вознаграждение.

Однако время идёт вперёд и ситуация меняется. Чем больше отечественные специалисты работали с зарубежными источниками, тем ограниченнее становилось использование взглядов Дж. Таусенда. Сегодня – это уже история. Наибольшее признание среди специалистов завоевали две модели, описывающие различия между культурами. Первая из них принадлежит Г. Триандису (США). Сам он ограничился лишь теоретическим исследованием, используя полевые материалы других авторов. Ключевым понятием для него является понятие «культурный синдром». Это некий набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой. Всего выделяется три культурных синдрома.

Во-первых, синдром «простота – сложность». Чем сложнее культура, тем выше в ней ценится время. Так, жители США готовы подождать назначенной встречи с другом определённое количество минут. Грек или итальянец в этой же ситуации потратит часы, а житель Африки – до двух суток. В сложных культурах делают дела, и общаются с людьми последовательно. В простых культурах допустим одновременный разговор с несколькими людьми. При оценке другого человека, например, продавца в магазине, в сложных культурах ориентируются на то, как это продавец выполняет свою роль. Представителя же простой культуры будет больше всего интересовать пол продавца, возраст, этническая принадлежность, религиозная или сексуальная ориентации, политические пристрастия и так далее.

Во-вторых, синдром «индивидуализм – коллективизм». Ряд авторов считает это различие самым важным различием между этническими культурами. Коллективистской называют такую культуру, в которой групповые цели являются более важными, чем цели индивидуальные. В индивидуалистской культуре, соответственно, иные приоритеты. Считается, что носители обоих проявлений этого синдрома присутствуют в каждой этнической культуре. Поэтому, строго говоря, речь идёт скорее о преобладании черт индивидуализма или коллективизма. Установлено, что уровень индивидуализма прямо пропорционально связан с уровнем образования, уровнем доходов и размерами города. В индивидуалистских культурах выше уровень самореализации людей, характерны заботы о себе и членах своей семьи. На вопрос: «Кто Я?», индивидуалисты отвечают в терминах личностных особенностей: умный, честный, талантливый. Коллективисты же дают ответы на этот вопрос в терминах групповой принадлежности: студент, белый человек, православный. Доля таких ответов доходит у коллективистов до 60%, в то время как у индивидуалистов их не больше 20%. Оценивая поведение другого человека, индивидуалисты используют универсальную шкалу ценностей, общую для всех групп. Коллективисты в этой ситуации используют разные шкалы: одну – для членов своей группы, другие – для чужих групп. При контакте с незнакомцем на улице, в метро или по телефону индивидуалист будет предельно вежлив. Коллективист, напротив, воспринимает незнакомца как досадную помеху, что без промедления и продемонстрирует. Дружба для коллективиста важнее, и складывается она либо в начале жизни (детсад, школа, вуз, армия); либо на основе обязательств перед группой, когда друзья брата, например, становятся нашими друзьями. У индивидуалиста дружба возникает либо на основе помогающего поведения, либо как результат доверительного отношения. Но для коллективиста дружба важнее, так как только с друзьями он может обсудить некие важные для него проблемы. В случае если возникает конфликт между родителями одного из супругов и другим супругом, коллективист всегда поддержит родителей, а индивидуалист – супруга. Конфликты внутри группы коллективистами скрываются и сглаживаются. Индивидуалисты, напротив, конфликты воспринимают как желательные, поскольку видят в них источник развития группы. Коллективист останется жить рядом с состарившимися родителями, даже если это мешает его карьере, личной жизни, здоровью. Индивидуалист в этом случае просто уедет, но будет присылать деньги на сиделку. Успех человека коллективисты приписывают помощи других людей, богатству; индивидуалисты – способностям самого человека. Неудача же трактуется коллективистами как результат лени, а индивидуалистами как результат неблагоприятного стечения обстоятельств.

В-третьих, синдром «открытость – закрытость». Считается, что открытые культуры родились из тех социальных сообществ, где основной хозяйственной деятельностью были охота и собирательство. В свою очередь, закрытые культуры характерны для тех этносов, где основной хозяйственной деятельностью были земледелие и скотоводство. Соответственно, в закрытых культурах ожидается, что индивиды должны вести себя в строгом соответствии с существующими нормами. Любое отклонение от норм строго карается. При этом в закрытых культурах более развито «нереальное поведение»: литература, музыка, фантазии, анекдоты. Людям из этих культур присуще постоянное переживание чувства страха, тревоги, угрозы; поскольку любое их действие может быть трактовано как ненормативное. Для людей из закрытых культур очень важны такие черты как: предсказуемость, определённость и безопасность. В открытых культурах, напротив, у индивидов поощряют свободу, индивидуальное творчество, деятельность, преодолевающую господство старых норм. В этих культурах намного ниже уровень стресса, выше уровень терпимости к нестандартному поведению.

Иные измерения этнических культур были предложены голландским исследователем Г. Хоффстеде (существуют разные варианты написания этой фамилии на русском языке). Следует сразу оговориться, что данная модель описания межкультуральных различий пользуется большей популярностью среди практиков. Именно по модели Г. Хоффстеде работают те отделы транснациональных компаний, которые занимаются рекламой, маркетингом, связями с общественностью. И это не удивительно, ведь его исследование выполнено по заказу компании IBM и базируется на анализе 11600 анкет, присланных из 66-ти стран мира. Вместе с тем надо признать, что обе классификации, и Г. Триандиса, и Г. Хофстеде, во многом перекрывают друг друга, хотя взаимного противоречия между ними нет.

Первое измерение этнических культур в этой классификации связано с понятием «избегание неопределённости». Соответственно, уровни этого избегания могут быть высокими либо низкими. В какой-то мере это понятие совпадает с культурным синдромом «открытости – закрытости» в предыдущей модели. В культурах с высоким уровнем избегания неопределённости существует более высокая тревожность и более высокая агрессивность. В этих культурах ярче выражена потребность в формализованных правилах и нормах поведения, намного ниже уровень терпимости к людям с индивидуальными особенностями поведения. Вместе с тем, именно здесь люди живут более яркой и насыщенной эмоциональной жизнью. В данных культурах выше уровень коллективного сопротивления любым изменениям, люди нетерпимы к любой двусмысленности, выше уровень доверия властным структурам. Представители этих культур имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны к риску. Индивиды из культур низким уровнем избегания неопределённости не имеют тенденции к стрессам, готовы действовать рискованно в неопределённых ситуациях, принимают любые разногласия в своей среде.

Высокий уровень избегания неопределённости характерен для стран Латинской Америки, Африки, и Ближнего Востока. К этому же типу можно отнести Грецию, Бельгию, Испанию, Францию, Японию, Корею, Португалию.

Соответственно, низкий уровень избегания неопределённости характеризует следующие страны. Это Дания, Великобритания, Ирландия, Гонконг, Ямайка, Сингапур и Малайзия.

В России исследования не проводились, однако можно умозрительно предположить, что для нашей страны характерен скорее высокий уровень избегания неопределённости.

Второе различие между этническими культурами, согласно модели Г. Хоффстеде, связано с понятием «дистанция власти». Это понятие раскрывается исследователем как степень неравномерности распределения власти. Соответственно, существуют культуры с высокой и с низкой дистанциями власти. В культурах с высокой дистанцией власти считается, что власть – это наиболее важная часть общественной жизни. Поэтому тут считается, что носители власти сильно отличаются от своих подчинённых. Вспомним одну очень характерную советскую пословицу: «Ты – начальник, я – дурак; я – начальник, ты – дурак!». В культурах этого типа упор делается на принудительную власть, построенную на силе и принуждении. Родители поощряют в детях обязательность и исполнительность, а студенты более конформны в своём поведении. Здесь господствует более жёсткий стиль управления, а подчинённые боятся выразить несогласие с начальством или потерять доверие сослуживцев. В этих культурах путь к социальному успеху лежит через такт, услужливость, деньги, родовитость, наследство, скупость, хитрость, нечестность. В культурах с низкой дистанцией власти ценится власть легитимная и компетентная. Путь к успеху лежит через уважение к личности, равенство стартовых возможностей, знания, любовь, счастье.

Высокий уровень дистанции власти характерен для стран Латинской Америки, Африки, Арабского Востока. Сюда же можно отнести азиатские страны: Индию, Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Турцию, Таиланд. Из европейских стран - Бельгию, Францию, республики бывшей Югославии. Можно привести характерный пример. В 2004 году гигантское цунами унесло множество жизней в разных странах, в том числе и в Индии. Однако уборкой трупов с индийского побережья океана занимались только представители секты «неприкасаемых» и добровольцы из Европы и США. Остальные индусы, хотя и задыхались от отвратительного запаха, в этих работах не участвовали, поскольку относились к кастам с высоким статусом.

Низкий уровень дистанции власти характерен скорее для европейских стран. Их список обширен. Австрия, Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия, Германия, Великобритания. В скандинавских государствах премьер-министры и просто министры сами посещают магазины, без охраны посещают кинотеатры. Низкий уровень дистанции власти характерен и для таких стран как Канада, США, Израиль. Автору довелось наблюдать пресс-конференцию Президента Израиля, когда один из журналистов обращался к главе государства на «ты» и вел себя достаточно агрессивно, однако ни к каким неприятностям для него это не привело.

В России исследования не проводились, но можно с высокой долей уверенности предположить, что наша страна попадает в понятие «культура с высокой дистанцией власти».

Третье различие в модели Г. Хоффстеде связано с понятиями «маскулинность - феминность». Высокий уровень маскулинности (выраженности мужского начала) означает высокую ценность в данной этнической культуре материальных вещей, власти и представительности. Этнические культуры, где главной ценностью является сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными культурами (основанными на женском начале). В маскулинных культурах подчёркивается различие в половых ролях и мужчина, занимающий равный с женщиной пост, может получать зарплату на 30% больше, чем она. Здесь выше ценится исполнительность, амбициозность, независимость. Тут ярче выражена мотивация к достижению, люди видят в работе смысл жизни, по своей натуре они трудоголики. В феминных культурах упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу. От мужчин здесь ждут проявления эмоций, чтения стихов, чувствительности и хорошо развитой интуиции. В невербальном поведении мужчин допускаются объятия мужчин, поцелуи, тесное пожимание рук. Женщины же, напротив, должны быть холодными, сдержанными, покорными, смирными.

К маскулинным культурам относятся очень разные культуры. Это такие европейские страны как Австрия, Германия, Великобритания, Ирландия, Италия, Швейцария. Сюда же можно отнести внешне непохожие друг на друга Японию, Мексику, Филиппины, ЮАР, Венесуэлу, США, Канаду, Австралию. Примером проявления маскулинности в южноафриканской культуре можно рассматривать следующую ситуацию в школах Южной Африки. Было время, когда 14-тилетние школьницы этого государства стали часто беременеть от своих учителей. Министерство просвещения ЮАР, желая исправить ситуацию, нашло типично мужское решение. Оно запретило школьницам носить на занятиях мини-юбки. Дабы не соблазнять мужчин-преподавателей. Другим примером проявления маскулинности указанных культур следует считать высокую популярность филиппинских женщин у клиентов брачных контор в западноевропейских странах. Воспитанные в безусловной покорности мужчине, хорошие хозяйки, молчаливые и зависимые женщины Филиппин очень долго высоко ценились у мужчин Европы и США.

К феминным культурам относятся культуры Чили, Коста-Рики, Дании, Голландии, Норвегии, Швеции, республик бывшей Югославии. В Швеции, например, мужчина и женщина обладают равными правами на получение декретного отпуска после рождения ребёнка. Причем первые полгода в этот отпуск уходят и муж, и жена в обязательном порядке. При этом продолжительность отпуска составляет три года, а размер выплачиваемого пособия не отбрасывает молодую семью в нищету, как это часто бывает в России.

У нас в стране исследование данной проблематики не проводилось, но можно предположить, что по показателю маскулинности – феминности Россия не является однородной страной. Русские, составляющие подавляющее большинство населения государства – 82%, скорее всего, за исключением субэтноса казаков, относятся к представителям феминных культур. Многие же из малочисленных народов, населяющих нашу страну, могут быть отнесены к представителям маскулинных культур.

Студенту, изучающему данное учебно-методическое пособие, следует понимать, что схемы Г. Триандиса и Г. Хоффстеде достаточно условны, поскольку в мире идут два взаимно противоположных процесса. С одной стороны, процесс глобализации нивелирует многие различия между культурами, «усредняет» их. С другой стороны, внутри практически всех стран идёт процесс дифференциации культур, связанный с неравенством социально-экономического развития регионов. Зачастую это приводит к явлениям так называемой «вторичной регионализации», когда внутри единого, вроде бы монолитного и давно сформировавшегося государства отдельные области начинают требовать для себя особых прав, вплоть до образования отдельного государства. Примерами таких действий является борьба басков за независимость от Испании, Корсики от Франции, Северной Италии от остальной страны. Даже там, где такие процессы не отмечены или сглажены, нельзя говорить об однородности страны. Так, в России культура индивидуализма характерна для Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Тюмени, крупных портовых городов. Остальные регионы нашей страны до сих пор живут по нормам коллективизма. Кроме того, надо учитывать, с какой позиции мы оцениваем Россию. Для жителей Средней Азии и Закавказья русские, безусловно, индивидуалисты. А для жителей Прибалтийских республик представитель русского этноса выглядит носителем культуры коллективизма.

Подход Г. Триандиса к проблеме различий между этническими культурами имеет одно существенное преимущество. В нём присутствуют разработанные правила контакта индивидуалистов и коллективистом. При этом есть как краткие правила, разработанные в 1988 году, так и более развёрнутые, полные правила. Они были предложены в 1994 году. В данном пособии мы ограничимся пересказом кратких правил контакта представителей индивидуалистских и коллективистских культур.

Индивидуалисту, оказавшемуся в среде коллективистов надо соблюдать следующие правила.

1. Избегать конфронтации.

2. Культивировать долговременные отношения, не ожидая быстрого сближения.

3. Скромнее подавать себя. Индивидуалист любит привлекать внимание к своей персоне, а в коллективистских культурах это не принято. Например, чемпион Китая по ушу работает истопником в детском садике. И не какими шоу не занимается. Тем не менее, окружающие знают, что трогать этого дедушку не стоит, ибо последствия будут тяжелыми.

4. Интересоваться положением людей в групповой иерархии. Если вы начнёте делать бизнес с носителем низкого статуса, вы отсечёте себя от контактов с представителями высокостатустных групп.

5. Обозначать собственное социальное положение. Проще всего это можно сделать через одежду. Индивидуалист обычно предпочитает одежду удобную, а нужно носить одежду, обозначающую статус. Автору, после окончания Ростовского государственного университета, пришлось отрабатывать два с лишним года в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте. Первое, что потребовал у меня ректор К-ЧГПИ, так строгое требование соблюдения правил ношения одежды на занятиях: костюм, рубашка, галстук. Впоследствии я и сам понял справедливость его требований, поскольку в населении города Карачаевска доля русских составляла всего 12%, и человек, одетый официально, воспринимался окружающими как безусловный начальник.

В свою очередь, коллективисту, оказавшемуся в среде представителей индивидуалистских культур, надо соблюдать следующие правила.

1. Смелее критиковать собеседника.

2. Держаться свободнее, чем обычно.

3. В разговоре переходить прямо к делу.

4. Открыто демонстрировать свои умения и достижения.

5. Придавать больше значения личным качествам собеседника.

 

Задания и вопросы к самостоятельной работе.

1. Проанализируйте культуру своего этноса по культурным синдромам схемы Г. Триандиса.

2. Проанализируйте культуру своего этноса по модели Г. Хоффстеде.

3. Проанализируйте культуру наиболее привлекательного для вас этноса по изученным моделям.

4. Опишите наиболее важные для вашей будущей профессии положения модели Г. Хоффстеде.

5. Составьте краткие правила вашего поведения при туристической поездке по Прибалтийским республикам.

6. Составьте краткие правила вашего поведения при туристической поездке в Египет.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...