Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Концепции формирования этничности и этнической идентичности.




Этническая идентичность – это психологическая категория, относящаяся к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. Может не совпадать с декларируемой, то есть публичной идентичностью Последнее утверждение означает, что вслух человек, например, может относить себя к узбекам, но в глубине души понимать, что он - карачаевец. Этническая идентичность является, прежде всего, переживанием, с точки зрения Г. Шпета, своей близости к одному этносу и отделение себя от других.

В свою очередь, этничность – это социологическая категория, определяющая этническую принадлежность по ряду объективных признаков: этническая принадлежность родителей, место рождения, язык, культура.

В качестве примера несовпадения этнической идентичности и этничности мы можем сослаться на случай из собственной студенческой жизни. В числе студентов нашего вуза была Катя Д., считавшая себя грузинкой и активно демонстрировавшая свою приверженность всему грузинскому. Однако по объективным показателям её можно было считать скорее русской, так как её отец был наполовину русский (по отцу), наполовину грузин. Мать же её была наполовину армянка (по отцу), наполовину русская. Свободное владение русским языком, русской культурой и место жительства только закрепляли это несовпадение. Иногда, в основе несовпадения этнической идентичности и этничности могут лежать политические мотивы. Так, заметный украинский политик социально-националистического толка, нынешний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, до замужества носила фамилию Телегина, по своей русской матери. А отцом «пани Юлии» был армянин, чью фамилию она носила до 4 лет. Фамилию Тимошенко «пани Юлия» приобрела в 19 лет, вступив в удачный брак с украинцем, удачный, потому что отец ее жениха был одним из секретарей Днепропетровского обкома Коммунистической Партии Украины (брежневский клан).

Этническая идентичность всегда акцентирует прошлое в картине мира и активно эксплуатирует миф. Такое обращение к эмоциональной сфере позволяет усилить тот самый момент переживания, о котором говорил Шпет. Именно обращение к мифу превращает этническую идентичность одновременно и в постоянно разворачивающийся «здесь-и-теперь» психический процесс, и в остро переживаемое состояние. Большинством современных ученых выделяется всего два основных элемента структуры этнической идентичности: когнитивный и аффективный. Некоторые из авторов, например, Л. Дробижева, добавляют еще и поведенческий элемент. В свою очередь, в когнитивном элементе присутствуют два главных компонента. Во-первых, - этническая осведомлённость. Это знания об истории своей и чужих групп, их обычаях, характерных особенностях её культуры. Во-вторых, - этническое самоназвание, где подчёркивается противопоставление групп «Мы» – «Они». Так, самоназвание чукчей переводится как «люди», что подразумевает, что все остальные – «не люди».

Процесс обретения этнической идентичности разворачивается под влиянием двух механизмов. Во-первых, механизм приписывания, когда другие люди относят индивида к тому или иному этносу. Зависит это событие от целого ряда факторов, прежде всего от уровня этнической осведомлённости, хотя не только от него. Действительно, чтобы отнести человека к какому-либо этносу, надо, как минимум, знать о существовании этого этноса. Кроме того, очень важна частота контактов приписывающего с тем этносом, к числу представителей которого он относит приписываемого. Во-вторых, механизм внутреннего выбора, когда индивид сам стремится к той или иной этнической группе. Иногда, правда, дело доходит до абсурда, поскольку по итогам последней российской переписи населения у нас в стране появились такие «этносы» как хоббиты, индейцы и древляне с половцами.

Процесс формирования этнической идентичности начинается в детстве и заканчивается на рубеже подросткового возраста и ранней юности. Первые исследования этого процесса проведены швейцарским психологом Ж. Пиаже в 1951-ом году. Он выделял три стадии описываемого процесса, однако сегодня принято говорить о четырёх стадиях формирования этнической идентичности в онтогенезе. Характерно, что дополнительная стадия ставится исследователями первой, а только затем идут те из них, которые были открыты Ж. Пиаже. Мы можем также заметить, что в своей кандидатской диссертации (1995) нам удалось повторить эти эксперименты и получить подтверждение описанных закономерностей на отечественной выборке, но с одним существенным замечанием. Те границы стадий обретения этнической идентичности, которые сегодня указываются в науке, нельзя считать жестко фиксированными. Очень многое зависит от характера самого процесса этнической социализации. Например, посещение специализированного детского сада, с культурно-развивающим уклоном, ускоряет данный процесс. Рассмотрим эти стадии.

Первая стадия – стадия диффузной идентичности. Она начинается в три – четыре года и завершается в шесть – семь лет. На этой стадии появляется первое восприятие ярких внешних различий в облике партнёра: цвет кожи, характер волосяного покрова, запах. Действительно, если родители ребенка, хотя бы один из них, - араб, негр, армянин, то трудно этого факта не заметить.

Вторая стадия. Начинается в шесть – семь лет и заканчивается в восемь – девять лет. На этой стадии ребёнок приобретает первые, фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Он еще не умеет четко описать признаками этнических различий. Наиболее важными ориентирами при этом являются семья и непосредственное окружение.

Третья стадия. Начинается в восемь – девять лет и заканчивается в десять – одиннадцать лет. Ребёнок, а затем и подросток, начинает четко идентифицировать себя со своей этнической группой. Основаниями идентификации являются: национальность родителей, место проживания, язык общения. На этой стадии появляются национальные чувства. Индивид может, например, осознать, что одна из обидных бытовых кличек обращена именно к его этносу (пример реальный).

Четвёртая стадия. Начинается в десять – одиннадцать лет и заканчивается в тринадцать – четырнадцать лет. На этой стадии этническая идентичность формируется в полном объёме. Подросток способен отмечать уникальность истории своего этноса, знаком с элементами традиционной бытовой культуры.

В ходе исторического процесса формирования этноса развитие переживания своей этнической идентичности также проходит через ряд стадий. Первоначально возникает осознание единства близких людей, живущих в настоящее время на данной территории. Формируется горизонтальное родство. На второй стадии возникает осознание общности происхождения отдельных этнических групп и членов этих групп. Формируется вертикальное родство. У казахов, например, человек обязан знать историю жизни не менее восьми своих предков, однако отдельные казахи знают по 30 -35 предков. Представители европейских народов, в том числе и русские, сохраняют информацию в письменном, а не в устном виде, поэтому обычно помнят историю только трёх – четырёх предшествующих поколений. На третьей стадии возникает осознание территориальной общности, часто сопровождаемое этнической эндогамией – запретом вступать в брак с представителями иноэтносов. Так, выделившийся из состава эстонцев в 19-ом веке, этнос сету, живущий преимущественно в Пыталовском районе Псковской области, допускает брачные отношения только внутри этноса. В случае отсутствия подходящей кандидатуры разрешается брачный союз с сосланными на Урал ингерманладскими финнами. На четвёртой стадии появляются общие язык и культура, а на пятой стадии – осознание общности исторической судьбы.

Сегодня в науке при описании этнической идентичности наибольшей популярностью пользуется «модель двух измерений». Она предложена канадским учёным Дж. Берри в 1982 году. Модель описывает четыре варианта этнической идентичности: Первый вариант: моноэтническая идентичность со своим этносом. Индивид воспринимает себя исключительно как члена своего этноса. Второй вариант: биполярная этническая идентичность. В этом случае индивид свободно владеет этническими ценностями двух групп. Носителями такой идентичности были многие заметные деятели отечественной культуры. А. Пушкин был носителем русской и французской идентичности, строго соблюдал русские обряды, но прекрасно знал европейскую культуру, что и позволило ему создавая современный литературный язык, использовать ритмику европейских языков и старорусские слова. Ч. Велиханов, разведчик, полковник Генерального штаба, совмещал казахскую и русскую идентичность, прекрасно чувствуя себя в салонах блистательного Петербурга и в юрте кочевника в Синьцзяне. Б. Пастернак и С. Маршак совмещали еврейскую и русскую идентичность. Третий вариант: моноэтническая идентичность с другими этносами. Наступает, когда человек утрачивает психологическую связь со своим этносом. Великий завоеватель Бобур не вспоминал о своём кокандском происхождении, что помогло ему построить Империю Великих Моголов в Афганистане и Северной Индии. Четвёртый вариант: маргинальная идентичность. Согласно Дж. Берри, маргинал – это человек, ориентирующийся на ценности двух культур, но обладающий низким уровнем компетентности в обеих системах ценностей. Последняя часть определения показывает различия со вторым вариантом идентичности, поскольку компетентность А. Пушкин, например, в ценностях русской, и французской культур была высокой. Исследования казахского психолога А. Мулдашевой показали, что маргиналы делятся на две группы. Во-первых, это лица смешанного происхождения, не привязанные ни к одной из родительских культур. Во-вторых, лица с этнопсихологической двойственностью, лица плохо знающие родительскую этнокультуру, воспитанные на обрывках чужой этнической культуры. В исследовании Мулдашевой таковыми были казахи, воспитанные на русском языке в ценностях европейской культуры. Важно, что маргиналы часто берут на себя функцию ярого защитника ценностей одной из этнокультур. В результате в социуме увеличивается число националистов.

Л. Дробижева (Москва), опираясь на результаты фундаментальных исследований В. Хотинец (Ижевск), предлагает свою типологию идентичности. Она выделяет семь типов идентичности и описывает их следующими терминами.

1. Нормальная идентичность. Образ своего этноса положителен. Благоприятное отношение к своей культуре, истории. Патриотизм дополнен этнической толерантностью.

2. Этноцентрическая идентичность. Существует некритическое предпочтение собственного этноса. Присутствуют элементы неагрессивной этнической замкнутости. Возможна брачная эндогамия: запрет на брак с представителем иного этноса. В эмоциональной сфере присутствуют элементы страха, беспокойства, напряжённости. Ведущий мотив поведения: «Всё для нации, и ничего против нации».

3. Этнодоминирующая идентичность. Этническая идентичность становится ведущей и первостепенной среди других видов идентичности. Интересы своего этноса становятся безусловно доминирующими. Ведущие мотивы поведения: «Мы все только клетки одного великого организма по имени нация», «Тот, кто не с нами, тот против нас». Права народа ставятся выше прав человека. Появляются представления о превосходстве своего народа, объясняемые его особой исторической миссией. Допускается дискриминация в межэтнических отношениях, признаются правомерными этнические чистки. Этническая эндогамия становится жёсткой.

4. Этнический фанатизм. В поведении и мышлении абсолютно доминируют этнические интересы и цели. Ярко выраженная готовность идти во имя этноса на любые жертвы и действия, вплоть до террора, геноцида и других форм межгрупповой агрессии.

5. Этническая индифферентность. Равнодушие к проблемам этнической принадлежности и межэтнических отношений; к этническим ценностям как таковым. Отказ от любых этнических традиций. Часто в основе такого поведения лежит осознание и понимание того факта, что собственный этнос имеет крайне низкий статус, признание его неравноценности с другими этносами. Отсюда – избегание демонстрации своей этнической принадлежности, а иногда и воинственное отрицание любого упоминания об этничности человека.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма. Полное отрицание факта этнической принадлежности человека, отрицание и разрушение этнических и этнокультурных ценностей. Декларируется полная свобода от всего, что связано с этнической традицией, а этническая идентичность квалифицируется как вредная. Провозглашается статус «человека мира» и своя приверженность ему. В основе также лежит осознание факта низкого статуса своего этноса в реальном многонациональном социуме.

7. Амбивалентная идентичность. Часто бывает невыраженной, характерна для лиц, живущих в смешанной этнической среде, при отсутствии явного преобладания того или иного этноса. Также возникает у выходцев из смешанных семей, живущих в других странах, особенно, когда родители имеют разную этническую принадлежность. Например, у ребёнка отец – грузин, мать – армянка. А культура, язык воспитания, этническое окружение в социуме – русское. Особенно важно при этом, чтобы родители целенаправленно воспитывали ребёнка как носителя русской культуры.

Значимым фактором процесса формирования этнической идентичности является государство и его политика. Исследования В. Ядова показывают, что для русских этническая идентичность занимает в списке идентичностей пятую – седьмую позицию. Для сравнения, поляки, описывая себя, используют, прежде всего, этническую и религиозную идентичность. Следовательно, поляк скажет либо: «Я – поляк и католик», либо «Я – католик и поляк». Таким образом, все материалы современных российских СМИ, рассуждающие об «угрозе русского фашизма (экстремизма)», не имеют под собой реальной фактической базы и являются клеветой и голым политиканством.

 

Задания и вопросы к самостоятельной работе.

1. Что лежит в основе этнической идентичности, согласно взглядам Г. Шпета?

2. Приведите примеры из биографий известных людей, свидетельствующие о несовпадении этнической идентичности и этничности.

3. Приведите пример из своей жизни, описывающий первый опыт переживания национального чувства.

4. Опишите возможные действия государственных органов по целенаправленному формированию этнической идентичности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...