Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Методы исследования в этнической и кросс-культурной психологии.




Проблема применения общепсихологических тестов в этнических общностях всегда была спорной и неоднозначной. Поскольку жанр учебно-методического пособия предполагает краткость изложения, мы не будем пересказывать историю вопроса. Сегодня считается, что любой тест создаётся носителем определённой этнической культуры, что сказывается на его содержании. К тому же процедуры, входящие в процесс создания теста проходят проверку на выборке, состоящей из людей определённой этнической принадлежности. Поэтому нельзя использовать тесты, не прошедшие культурно-социальную адаптацию. Автор хорошо помнит, когда он был студентом, преподаватели высмеивали вопрос из американского теста: «Обойдёте ли в темноте полицейского, стоящего на освещённом углу?» Создатели теста предполагали, что человек, говорящий «нет», врёт. Наши учителя переносили ситуацию на советскую действительность и вопрошали: «Можно ли бояться милиционера?» Мы думаем, что сегодня подавляющее большинство жителей России постараются обойти стороною одиноко стоящего на углу милиционера. Ибо, в противном случае, слишком велик риск, остаться без денег и других ценностей, как минимум.

Сегодня в этнических исследованиях применяют следующие методы.

Во-первых, самый старый метод наблюдения. Как правило, используют следующие варианты наблюдения. Включённое наблюдение – когда исследователь активно участвует в жизни наблюдаемого этноса, «вживается» в повседневную деятельность. Невключённое наблюдение часто называют ещё сторонним наблюдением. В этом случае исследователь следит за жизнью этноса со стороны. Свободное наблюдение не имеет жёсткой программы, и исследователь имеет право менять объект наблюдения по ходу ситуации. Стандартизированное наблюдение, напротив, имеет жёсткую программу действий наблюдателя, который не имеет права эту программу менять.

В частности, именно методами наблюдения был установлен факт существования простых и сложных культур, которые мы изучали ранее. Вместе с тем, надо признать, что методы наблюдения сегодня используются редко. Связано это с тем обстоятельством, что слишком велик риск субъективизма исследователей. Кроме того, существуют и определённые организационные сложности, так как доступных объектов исследования почти не осталось.

Во-вторых, диагностические методы. Наибольшей популярностью тут пользуются опросы и тесты. Сегодня опрос считается обязательным элементом любого исследования этносов, поскольку позволяет быстро и удобно выявить наиболее значимые для этноса характеристики культуры. Наиболее информативным является устный опрос, но он требует специальной подготовки исследователя. В этом случае фиксируется не только содержание ответов, но и поза испытуемого, его невербальные реакции, интонации и т.д. Письменный же опрос проводится в форме анкеты. Это даёт возможность исследовать большое количество испытуемых, кроме того, такой опрос можно проводить как индивидуально, так и в группах. Кроме того, ответы на вопросы анкеты легче поддаются математической обработке, что существенно для исследователя. И устный, и письменный опросы могут существовать в свободной или в стандартизированной форме. Отличие между ними – в степени свободы, предоставляемой исследователю при проведении опроса. Другим различием является форма контакта между исследователем и представителем этноса. Соответственно, существуют очные опросы и заочные опросы, где непосредственного контакта нет. Одна из главных проблем при опросе – проблема достоверности результатов. Дело в том, что практически у всех этносов существуют различия во внутреннем и внешнем проявлении культуры. И то, что предъявляют своим, далеко не всегда демонстрируют чужим. Так, Ф. Зимбардо, подчёркивал, что ирландцы – католики, испытывающие боль, имеют право демонстрировать эту боль только членам своей семьи. А вот итальянцы и евреи, напротив, оповещают о своей боли весь мир.

В-третьих, тесты. Заметим, что некоторые авторы считают тесты формой опроса. Тест предполагает стандартизированную, жёстко регламентированную процедуру сбора данных, их обработку и интерпретацию. При всех вышеописанных минусах, тесты используют очень широко. Они позволяют изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их поведению, психологическим качествам, процессам, состояниям. Существует три основных типов тестов.

А) Тесты – опросники. Их материалом является набор заранее отобранных и проверенных с точки зрения надёжности и валидности утверждений. По ответам испытуемых исследователь судит о наличии – отсутствии и степени выраженности тех или иных психологических характеристик.

Б) Тесты – задания. В этих тестах человеку предлагается серия специально подобранных заданий. Задания направлены на выявление и содержательную характеристику тех психологических особенностей, которые подлежат определению.

В) Проективные тесты. В основе этих тестов лежит психологический механизм проекции. Это способность человека воспринимать окружающих и различные ситуации через призму тех проблем, которые волнуют его самого. Также проекцией называется стремление приписывать другим людям собственные психологические качества, в том числе, и неосознаваемые. При использовании проективных тестов представителей этноса вводят в неопределённую, многозначную, неструктурированную ситуацию и выясняют, какие качества, и свойства они приписывают задействованным в них субъектам, объектам, явлениям. Такими ситуациями могут быть: неоконченные предложения, набор монохромных и полихромных пятен, сюжетно-неопределённые картинки. По ответам испытуемых судят об особенностях их личности. Эти тесты предъявляют более высокие требования к уровню интеллектуального развития испытуемых. Такие же высокие требования выдвигаются и к исследователю, особенно к уровню его профессионализма. Эти обстоятельства, а также появление новых методов привели к тому, что популярность проективных тестов постоянно снижается.

К числу проективных тестов можно отнести и метод ассоциаций. Он используется в самых различных вариантах, но наиболее популярны два. Во-первых, представителей различных этносов просят выдавать слова-ассоциации на цвета. Наша собственная практика исследователя свидетельствует, что в качестве стимула лучше использовать карточки из Цветового Теста М. Люшера. Практикуемое же иногда использование в качестве стимула простого названия цвета не совсем корректно, т.к. в каждой культуре есть своё восприятие цвета. Во-вторых, в качестве стимула можно использовать названия этносов и просить испытуемых фиксировать возникающие у них ассоциации. Это достаточно популярный в отечественной науке приём, однако именно он требует особой осторожности от исследователя. Ведь при неправильном его применении можно спровоцировать рост межэтнической напряжённости.

В-четвёртых, в этнической психологии используются биографические методы. В этом случае испытуемому предлагают пересказать историю своего этноса. Исследователь же, фиксирует: какие именно исторические события вошли в память этноса, каково отношение к этим событиям. Этим методом можно получить представления и о социальной структуре этноса, об отношениях между отдельными социальными группами в этносе. Этим же методом изучается структура семейно-брачных отношений в этносе, отношение к окружающему ландшафту и т.д.

В-пятых – праксиметрические методы. Они наименее психологичны из всех применяемых методов. В этом случае изучаются продукты культуры: как духовной, так и материальной. И если сказки, баллады, былины и т.д. давно и обоснованно стали предметом изучения в этнической психологии, то сказать то же самое о горшках, ложках, прикроватных ковриках и т. д. нельзя.

В целом можно сказать, что методов в этнической психологии много и всегда можно выбрать метод, наиболее подходящий для Вашей ситуации. Что касается наших собственных предпочтений, то мы в своих исследованиях чаще всего использовали проективные тесты, особенно метод ассоциаций, и опросники.

Некоторые из наиболее применяемых в науке тестов мы разместили в Приложении. В данной лекции отсутствуют вопросы и задания к самостоятельной работе, потому что для изучения этой темы и надо использовать предлагаемые нами тесты.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...