Какие факторы влияют на спрос, на труд?
Как найти оптимальное сочетание ресурсов, исходя из минимума издержек? А как реализовать условие максимума прибыли? 1.11. Рынок труда и заработная плата (Л.3, глава 30) Конкурентный рынок труда Мы выяснили, что спрос отдельной фирмы на труд → это кривая предельной доходности труда MRPL в зависимости от количества труда (L):
Рассмотрим сначала конкурентный рынок труда. Он характеризуется следующими чертами: — Большое число фирм конкурируют друг с другом при найме конкретных работников; — Многочисленные квалифицированные работники (имеющие одинаковую квалификацию) независимо друг от друга предлагают свой труд; — Ни фирмы, ни работники не осуществляют контроль за рыночной ставкой з/п. Как определить рыночный (т.е. общий) спрос на конкретный вид труда? Путём суммирования по горизонтали кривых спроса на труд отдельных фирм (не обязательно, чтобы эти фирмы были в одной отрасли).
А как будет выглядеть предложение труда?
Для отдельной фирмы: Кривая предложения труда совершенно эластична, т.е. горизонтальна. Почему? Потому что фирме выгодно нанимать работников до точки, где ставка з/п (W) равна предельной доходности труда, т.е. до точки, где А рыночная кривая предложения труда плавно поднимается.
Почему? Потому что фирмы должны привлечь к себе работников из других мест, отраслей или даже городов, а значит платить всё более высокие ставки з/п. Экономисты говорят: кривая рыночного предложения поднимается потому, что она является кривой издержек упущенных возможностей: заработная плата должна привлечь тех людей на данное рабочее место, у которых существуют альтернативные варианты использования своего времени (либо на других рынках труда, либо на отдыхе). Низкая з/п не покрывает этих высоких издержек упущенных возможностей.
Равновесная ставка з/п определяется из равенства рыночного спроса и предложения:
Итак, в условиях чисто конкурентного рынка труда каждая отдельная фирма нанимает такое небольшое количество работников, что это не влияет на ставку з/п в целом; каждая фирма «соглашается с ценой на труд»,т.е. кривая предложения труда для фирмы абсолютно эластична.
Модель монопсонии Монопсония – это монополия одного покупателя. Примеры: 1.Крупная автомобильная компания («Форд», «Крайслер», «Дженерал Моторс») обладает значительной монопсонической властью как покупатель запасных частей (тормозных устройств, покрышек и т.д.) и может вести переговоры о более низких ценах, чем те, которые платят мелкие покупатели; 2.Фирма IBM обладает монопсонической властью на рынке комплектующих для компьютеров. Монопсонии присущи следующие черты: 1.Количество занятых на данной фирме составляют основную часть всех занятых данным видом труда; 2.Данный вид труда является немобильным (т.е. либо работать здесь, либо приобретать новую квалификацию); 3.Фирма диктует з/п, т.е. ставка з/п, выплачиваемая фирмой, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. В случае, если 1 фирма обладает монопсонической властью, (как в городке, где только один завод и всё!) имеет место чистая монопсония. Если же фирм-покупателей труда несколько, то имеет место олигопсония (а значит «тайный сговор» олигопсонистов вероятен). Предположим для простоты, что есть только 1 наниматель конкретного вида труда. В этом случае кривая предложения труда для фирмы и кривая общего предложения труда для рынка труда в целом совпадают. Вид этой кривой:
Каждая точка на кривой предложения показывает ставку з/п (издержки) одного работника, которую следует платить для привлечения соответствующего числа работников. Но в случае, если более высокая з/п будет выплачиваться только дополнительным работникам, а не всем, уже нанятым, моральный климат среди работников ухудшится. Недовольство работников из-за разной оплаты одного и того же труда → трудно будет снять нанимателю. Поэтому наниматель будет выплачивать единую ставку з/п всем (L) работникам. Рассмотрим пример: Пусть имеет место монопсония при найме труда, тогда:
[MRC — величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса даёт прирост издержек] MRC — marginal recourse cost Сравним: предельные издержки на труд (4-ый столбец MRC) и ставку з/п (2-ой столбец). Мы видим: предельные издержки труда превышают ставку з/п (везде, кроме L = 1). Это значит, что кривая MRC расположена выше кривой предложения труда:
Сколько работников наймёт максимизирующая прибыль фирма? Прежде чем использовать правило (2) максимизации прибыли: = =1 (2) его надо скорректировать в связи с тем, что оно получено для условий совершенной конкуренции (где цена ресурса PL и предельные издержки на ресурс MRCL совпадали из-за абсолютной эластичности для фирм.) Теперь мы, рассуждая следующим образом: фирма будет нанимать работников до точки, где предельная доходность ресурса (MRP) сравняется с предельными издержками на ресурс (MRC), получим MRPL = MRCL; . Аналогично, если ресурсом является капитал: = 1. В итоге, для несовершенной конкуренции, получим условие максимизации прибыли: = 1 (2') Понятно, что в условиях несовершенной конкуренции и правило (1) минимизации издержек = . должно быть скорректировано. Заменив цену на предельные издержки, на ресурс, получим: (1')
Вернёмся к графику (примеру).
Реализуя правило (2') максимизации прибыли, монопсонист будет нанимать работников до точки («а»), т.е. до количества Lm. Ставка з/п при этом будет снижаться, т.е. W↓ (точка на кривой предложения, т.е. совокупности всех з/п).
Сравним полученные для монопсонии ставку з/п и количество труда с аналогичным значением для случая конкурентного рынка. При конкурентном рынке: фирма нанимает работников до точки, в которой ставка з/п и предельная доходность труда (MRPL) равны, т.е. до точки («в»). Мы видим, что в условиях конкуренции уровень занятости (Lс) и ставка з/п (Wc) выше, чем в условиях монопсонии. Вывод: Подобно тому, как монополист считает выгодным сократить производство, чтобы поднять цену на свои товары выше, чем у конкурентной, точно так же монопсонист — наниматель ресурсов считает выгодным сокращать занятость (Lm < Lc), чтобы снизить ставки з/п ниже конкурентных (Wm < Wc).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|