Характерные черты монополистической конкуренции (М.к.)
совершенная конкуренция Рассмотренные ранее типы рынков: и монополия → это скорее исключения в рыночной экономике. Большинство реальных структур находятся где-то между этими крайними случаями. Чаще всего имеет место: М.к. → это рыночная ситуация, при которой относительно большое числонебольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. I - ая характерная черта: В отличие от совершенной конкуренции при м.к. не сотни или тысячи фирм, а десятки: 20, …50,…70. Из такого числа фирм вытекает ряд следствий: а) каждая фирма обладает небольшой долей рынка (1/20 или 1/70), поэтому ее контроль над ценой ограничен; б) наличие десятков фирм гарантирует, что тайный сговор между ними (с целью ↓Q и ↑Р) практически невозможен; в) наконец, между фирмами нет взаимной зависимости, т.е. если одна из десятков фирм снизит цену и тем самым увеличит свой объем продаж, это почти не окажет влияния на конкурентов, а значит, реакцию конкурентовможно не учитывать. Что характерно для м.к.? II - ая характерная черта: Дифференциация продукта. Она может принимать различные формы: — продукты могут различаться качеством, — продукты могут различаться услугами, связанными с продажей продуктов (упакуют и отнесут к машине или отправят на дом), — может различаться размещение мест продажи (центральный магазин и минимагазинчики, — наконец, торговые марки продуктов могут быть различны (духи «Алла», теперь духи «Эдита»). Из этого перечня вытекает, что конкурируют при м.к. не только цены, но и такие неценовые факторы, как качество, условия продажи, марки, реклама. III - ья характерная черта: Вступить в отрасль с монопольной конкуренцией относительно легко, т.к. небольшая фирма требует небольшого капитала.
Правда, по сравнению с современной конкуренцией могут быть дополнительные барьеры (патент на продукцию, авторские права на торговые марки, необходимость рекламировать свой товар). Итак, монопольная конкуренция — это отрасль, состоящая из относительно большого числа фирм, производящих дифференцированные продукты, не вступая между собой в тайные союзы. Примеры м.к.: производство одежды, мебели, книгоиздание, производство парфюмерии и т.д.
1.8.2. Определение цены и объема производства Кривая спроса при монополистической конкуренции занимает промежуточное положение между совершенно эластичной при чистой (совершенной) конкуренции; при чистой монополии, где кривая спроса, имеет явно нисходящий характер и выглядит более эластичной, чем при монополии, (ближе к горизонтали).
Это объясняется тем, что производитель при монопольной конкуренции сталкивается с большим числом конкурентов (чем при монополизации), производящих взаимозаменяемые товары. [А мы помним, надеюсь, что чембольше заменителей товара, тем эластичнее спрос на него, (можно махнуть рукой и уйти)]. С другой стороны, конкурентов меньше, чем при совершеннойконкуренции (где совершенно эластичный спрос), да и заменители → близкие, ноне абсолютные при монопольной конкуренции. На практике степень эластичности (близости к горизонтали) кривой спроса в условиях монопольной конкуренции зависит от: — числа конкурентов, — и степени дифференциации: чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем ближе будет ситуация к совершенной конкуренции (и кривая d к горизонтали). Мы знаем, что фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, если произведет такой объем продукции, который соответствует пересечению кривых предельных издержек (МС) и предельного дохода (МR).
В данном случае фирма, произведя объем Q* и назначив цену (Р*) получит прибыль (равную заштрихованной площади), т.к. цена покрывает средние общие издержки. Но может быть и другая картина:
В данном случае цена оказалась ниже, чем средние общие издержки и это привело к убыткам. Итак, в краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции,
либо получить прибыль может: либо столкнуться с убытками.
Понятно, что в случае получения прибылей в отрасль начнут вступать новые конкуренты. В результате этого вступления конкурентов кривая спроса на товар данной фирмы опустится (ее товар меньшим спросом будет пользоваться). И станет более эластичной (т.е. горизонтальной). Это произойдет потому что: — фирма будет теперь обладать меньшей долей общего спроса; — и имеет дело теперь с большим числом заменителей продукции. Кривая спроса, переместившись, таким образом, станет касательной кривой средних издержек (АТС).
Повторим наш I-ый рисунок, но с новым положением кривой спроса →,мы видим, что касание кривой спроса линии средних общих издержек означает отсутствие прибыли, т.е. безубыточность. Любое отклонение от объема Q* → приведет к убыткам (т.к. АТС > Р). Таким образом, в ходе конкуренции исчезнет стимул для вступления в отрасль. Если же в краткосрочном периоде имели место убытки, то произойдет массовый выход фирм из отрасли. Оставшиеся фирмы обнаружат, что их убытки превращаются в прибыли (из-за обратного изменения кривой спроса: вверх и с более крутым наклоном). Существуют ли отрицательные последствия монополистической конкуренции?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|