Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экофилософия и проблемы формирования социальной экологии




С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодейст­вует с окружающей его природой. Взаимодействие это носит как непосредственный характер, так и опосредованный. Основу непосредственно­го взаимодействия человека с окружающей его природной средой состав­ляет общий для всех организмов биологический обмен веществ в процес­се питания, дыхания и отправления различных выделительных функций. Однако наиболее специфическим и значимым для людей как социальных существ является опосредованный способ взаимодействия с природой благодаря применению различных технических приспособлений, начи­ная с едва отесанного каменного зубила и кончая современным атомным реактором. При таком взаимодействии также происходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития и наращивание мас­штабов существенно отличаются от непосредственного обмена, посколь­ку нарастание его не ограничивается естественными размерами тел орга­низмов, а обусловлено развитием знаний и соответственным совершенствованием технических приспособлений, применяемых людь­ми. Таким образом, взаимодействие в этом случае развивается по принци­пу положительной обратной связи. Чем более совершенствуются техника и технологии, тем большие массы природного вещества приводятся ими в движение, и этот процесс может идти с непрерывным нарастанием, пока не возникнет какое-либо внешнее непреодолимое препятствие.

Такое препятствие возникло лишь недавно, и им стали ограниченные естественные возможностибиосферы, в которой существуют человек и вся порожденная им техническая инфраструктура. Человек никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только приспособлением к ней. Это всего-навсего религиозный миф о перво­бытном рае, в котором жили Адам и Ева. Почему-то миф этот перекоче­вал даже в научную литературу по экологическим проблемам.

Если бы наши предки ограничивали свою деятельность только приспо­соблением к природе и присвоением ее готовых продуктов, то они никогда не вышли бы из животного состояния, в котором находились изначально.

Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преоб­разовании соответственно своим потребностям и целям могло формиро­ваться существо, прошедшее путь от животного к человеку. Человек не был порожден одной лишь природой, как это часто утверждается. Начало чело­веку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъек­том труда одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (ору­дий). Именно труд стал основой человеческой эволюции. Наиболее удач­но выразил эту мысль американский ученый Б. Франклин, определив человека как животное, производящее орудия труда (toolmakinganimal).

Трудовая деятельность, дав человекуколоссальные преимущества в борьбе за выживание перед остальными животными, в то же время по­ставила его перед опасностью стать со временем силой, способной раз­рушить природную среду своей собственной жизни. Так получилось, чтоэта опасность, возникнув вместе с человеком, достигла своей предель­ной степени на рубеже второго и третьего тысячелетий новой эры.

Всю предыдущую историю можно рассматривать в экологическом смысле как шедший с ускорением процесс накопления тех изменений в науке, технике и в состоянии окружающей среды, которые в конце кон­цов переросли в современный экологический кризис. Основной при­знак этого кризиса — резкое качественное изменение биосферы, проис­шедшее за последние 50 лет. Более того, не так давно появились уже первые признаки перерастания экокризиса в экологическую катастро­фу, когда начинаются процессы необратимого разрушения биосферы. Такими признаками многие специалисты считают зафиксированное в середине 1980-х гг. разрушение озонового экрана в верхних слоях атмо­сферы, все более нарастающее обезвоживание материковых территорий планеты, утрату климатической стабильности и многие другие тенден­ции в изменении природной среды.

Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентирован­ным на безграничный рост производства или этот рост должен быть со­гласован с реальными возможностями природной среды и человеческо­го организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Все эти вопросы требуют глубокого философского осмысления, по­скольку возникла пограничная ситуация неординарного порядка. Во-первых, она касается не отдельных людей или человеческих коллекти­вов, а всего человечества вцелом. Во-вторых, необычны темпы развития событий; они явно опережают возможности их познания не только на обыденном уровне, но даже на уровне научно-теоретического мышле­ния. В-третьих, проблема не может быть решена простым применением силовых средств, как это зачастую происходило прежде; во многих слу­чаях решение экологических проблем требует не столько наращивания технической мощи, сколько воздержания от таких видов деятельности, которые, не будучи обязательным условием существования людей, мо­гут быть прекращены или существенно ограничены экологически допу­стимыми рамками, если они связаны с большим потреблением природ­ных ресурсов. Виды деятельности, обязательные для существования людей, должны быть тщательно продуманы с учетом экологически ща­дящего режима в отношении как природных ресурсов, так и человечес­кого здоровья.

Как мы увидим позже, предполагается настолько новое понимание человеком себя, своего места и роли в природном универсуме, что в рам­ках только прежней философии это сделать не удастся. Сама философия должна также существенно преобразиться в своем понимании природы и отношения к ней человека. По сути, речь идет о новой философииприроды и человека, для которой требуется несколько новое название, образованное от сочетания прежнего термина с приставкой «эко».

Экофилософия передает направленность философской мысли на ос­мысление недавно возникшей экологической ситуации во всей ее но­визне и специфичности с тем, чтобы не допустить ее перерастания в эко­логическую катастрофу с самыми трагическими для людей последствиями. Тем самым философия обрела новую миссию и гораздо большую, чем раньше, практическую значимость. Она становится обла­стью знания, направленной на спасение человечества от грозящей ему гибели путем критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знания и духовной культуры, которые их об­служивают, а также требований, предъявляемых ему биосферой. Этими требованиями являются:

1) биосферосовместимость на основе знания и использования зако­
нов сохранения биосферы;

2) умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление
расточительности потребительской структуры общества;

3) взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношени­
ях друг с другом;

4) следование общезначимым, экологическипродуманным и созна­
тельно поставленным глобальным целям общественного развития.

Все эти требования предполагают движение человечества к единой глобальной целостности на основе совместного формирования и под­держания новой планетной оболочки, которую В.И. Вернадский назы­вал ноосферой.

Научной основой такой деятельности должна стать новая область знания — социальная экология.

Каковы же основные особенности предмета социальной экологии и ка­ково ее соотношение с другими областями знания? Прежде всего, насколь­ко оправданно само название новой области научных исследований?

Понятие «социальная экология» не сразу было принято научным со­обществом нашей страны по целому ряду причин.

Во-первых, давало о себе знать настороженное отношение к биоло-гизации социальных явлений, о недопустимости которой долгое время предупреждалось якобы с позиций марксистской философии.

Во-вторых, первоначально понятие «социальная экология» было применено несколько в ином смысле в 1920-х гг. социологами чикагской школы Р. Парком и Э. Берджессом в целях изучения особенностей воз­действия урбанизированной среды на человека и человеческие коллек­тивы. Понятие «экология» впервые было предложено в 1866 г.немецким натуралистом Э. Геккелем для характеристики совокупности процессов саморегуляции, которые возникают в сообществах организмов при их взаимодействии друг с другом и с окружающей абиотической средой. Таким образом, сразу делался акцент на системном подходе к изучению биологических явлений и на способности к целесообразной деятельно­сти не только на уровне отдельных организмов, но и довольно сложных надорганизменных объединений — биоценозов, вплоть до биосферы в целом как глобальной системы.

Соответственно к основным понятиям экологической науки отно­сятся такие, которые характеризуют системно организованные взаимо­действия особей и их совокупностей на основе обмена веществом, энер­гией и информацией.

Таково прежде всего понятие «экосистема», введенное в научное об­ращение английским ботаником А. Тенсли (1935) для характеристики устойчивой системной целостности любых организмов со средой их обитания (биотической и абиотической). Это очень удобное понятие, хотя оно и не отличается большой определенностью в отношении своих границ. Экосистемой может быть как любой, сколь угодно элементар­ный фрагмент биосферы, где есть формы жизни во взаимодействии с окружающей их средой, так и биосфера в целом как глобальное явление.

Для характеристики системной взаимосвязанности разнообразных видов организмов в рамках определенного единства с целью жизнепод-держания немецким гидробиологом К. Мебиусом было предложено в 1877 г. понятие «биоценоз». В 1940 г. оно было дополнено термином «биогеоценоз» по предложению советского ботаника и ландшафтоведа В.Н. Сукачева. Тем самым подчеркивалась важная роль абиотической среды всложившемся сообществе организмов.

В социальной экологии используется принятый в общей экологии поня­тийный материал и учитываются основные закономерности взаимодейст­вия сообществ организмов с окружающей их средой, поскольку человек и общество в целом являются хотя и своеобразным, но тоже организмом и, следовательно, для них остаются в силе наиболее фундаментальные зако­ны поддержания жизни, изучаемые общей экологией. Конечно, люди в процессе своей деятельности должны реализовать требования этих зако­нов специфическим образом, поскольку главную роль в обеспечении ими обменных процессов с окружающей средой играют различные техничес­кие приспособления, но соблюдение людьми законов сохранения и под­держания жизни столь же обязательно, как и любым даже самым малым организмом на планете. До недавнего времени развитие общества проис­ходило при полном неведении о таких законах как обязательных для него, и это оказалось возможно только потому, что воздействие людей на био­сферу было не столь значительно, чтобы сказываться на ее состоянии в це­лом. Локальные разрушения довольно больших участков биосферы проис­ходили давно. Достаточно сказать, что около половины современных пустынь на планете — результат разрушительной для природы деятельнос­ти человека. Неслучайно почти все антропогенные пустыни находятся втех местах планеты, где существовали самые древние цивилизации. Пола­гают, что и почти одновременное исчезновение сухопутных гигантов жи­вотного мира около 10 тыс. лет назад, скорее всего, связано с неумеренной охотничьей деятельностью древних людей, а также с широко применяв­шейся практикой выжигания лесов с целью освобождения земли для веде­ния сельского хозяйства. Однако при всех этих опустошениях биосфера в целом не утрачивала способности к саморегуляции и поддержанию своего пригодного для жизни состояния.

Положение резко изменилось со времени перехода людей от исполь­зования древесного топлива для получения энергии к использованию минерального топлива, т.е. со времени такого события в истории общест­ва, которое получило название промышленной революции XVII—XVIII вв. Этим феноменом были вызваны сразу два следствия, существенно по­влиявшие на состояние биосферы:

• во-первых, на смену ручному пришло машинное производство, на­
чалось стремительное развитие предприятий, ускорился рост городов и
возникли новые общественные классы с иным образом жизни и иным
отношением к природе;

• во-вторых, энергетика, основанная на минеральном топливе, вы­
звала заметный дисбаланс в химическом и тепловомсостоянии биосфе­
ры, поскольку в считанные десятилетия оказались высвобождены и вы­
брошены в окружающую среду огромные массы вещества и энергии,
накопленные в биосфере на протяжении многих сотен миллионов лет.

Дело, начатое промышленной революцией, было еще более мас­штабно продолжено в середине XX в. научно-технической революцией, когда вслед за машинной энергетикой возникла машинная информати­ка. Развитие общества с этого времени пошло вперед такими темпами, что это сразу сказалось самым ощутимым образом на состоянии биосфе­ры, которая обнаружила конечный характер практически всех своих жизненно важных параметров и прежде всего запасов пресной воды, воздуха, почвы и биоресурсов. Население планеты возросло многократ­но и достигло уже более 6 млрд человек. Стало ясно, что время стихий­ного использования биосферы человеком исчерпало себя.

Современному поколению предстоит совершить переход к законоупо-рядоченному и нормативно организованному использованию биосферы. Какими должны быть эти законы и нормативы? Как их сформулировать и грамотно использовать? Всему этому и призвана научить людей соци­альная экология, предмет которой составляют законы соответствия (совместимости) общества и природы.Центральным понятием в социальной экологии является «система общество—природа», или «социоэкосистема». Это понятие предполага­ет перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разу­меется, целым по отношению к обществу будет биосфера, и, следовательно, общество должно обрести функциональную значимость в отно­шении к той системе, частью которой оно является, т.е. к биосфере. В то же время подчиниться законам биосферы означает для людей решить за­дачу такой организации своей деятельности, чтобы общество стало необ­ходимой для биосферы частью.

Человек, который до сих пор заселяет Землю, при всей его разумнос­ти тем не менее не обладает главным свойством, обязательным для лю­бого живого организма, — свойством экологического самообеспечения. Без этого свойства человек не имеет будущего, а обретя это свойство, он настолько изменится по своим взглядам, системе ценностей, по своему отношению к природе и к себе подобным, что это уже будет другое су­щество, лишь внешне напоминающее прежнее. Вот почему для этого нового существа потребуется новое название Homoecologus.

В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. Оттого, сможет ли человек стать экологическим су­ществом, зависит, быть ему на Земле или не быть.

Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разум­ность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости.

Пришло время воссоединения логики мышленияи нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека эко­логической эпохи. Приобщение к социально-экологическим знаниям — обязательное условие новой системы образования, так как нужно преж­де всего знать, что делать человеку и как вести себя в новых условиях. Но и этого недостаточно, так как преобразованием должна быть охваче­на вся эмоциональная сфера человека вплоть до формирования у него высокого чувства ответственности перед природой и последующими поколениями, которые придут ему на смену и которым он должен оста­вить Землю в пригодном для жизни состоянии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...