Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психическая депривация и ее признаки




Наиболее часто, особенно в англосаксонской литературе, используется название «депривация», обозначающее потерю чего-либо, лиш. ения из-за недостаточного удовлетворения какой--либо важной потребности. Речь идет не о физических лишениях, а ис­ключительно о недостаточном удовлетворении основных психических по­требностей (психическая депривация). Совершенно тождественны и осталь­ные термины, выражающие в большинстве случаев аналогию с недостатком питания: психическое голодание, психическая недостаточность, психическое истощение и уже явное болезненное изнурение, некую психическую кахексию.

В целом считается, что ребенок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов — например, недостаточность раздражителей ор­ганов чувств, отсутствие игрушек, недостаточность воспитания и образо­вания. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет, следовательно, недостаточное удовлетворение аффективных по­требностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.

В тех случаях, где речь идет главным образом о недостаточности раздражителей органов чувств, подразумевается чувственная депривация. Еще более узкий термин избирают те авторы, которые сущность депривации усматривают, главным образом, в недостаточности чувственных связей ребенка и матери: депривация материнской заботы.

Некоторые исследователи стараются установить различие между си­туацией, когда ребенок с самого начала лишен определенных импульсов, так что некоторые специфические потребности вообще не возникают, и си­туацией, когда потребность уже возникла, и только после этого из жиз­ненной среды ребенка исчезли импульсы, которые могли бы сложить для ее удовлетворения.

Боулби говорит о частичной депривации там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине обеднены и неудовлетворительны. Для обозначения данной ституации Харлоу использует наименование «скрытая» пли «маскированная» депривация и делает различие, помимо этого, между нарушенным и между недостаточным отношением матери к ребенку.

Разнообразие данных терминов, которые, в конце концов, выра­жают тот же самый факт, является лучшим свидетельством «смешения языков» в данной области психологии и психиатрии. Так, например, выражение «госпитализм», которым многие авторы пользуются в качестве синонима психической депрпвацпи, пересекается с последним понятием лишь частично. С одной стороны, оно ограничивает ситуацию, при которой происходят лишения, только средой в лечебных учреждениях, с другой стороны, оно не охватывает того факта, что больничная ситуация влечет за собой и иные, чем депривациоинные, влияния. По­добным образом дело обстоит при каждой разлуке ребенка с матерью, так что и здесь нельзя ставить знак равенства между «сепарацией» и депривацией.

Ближе всего к данному пониманию стоит определение депривапии по Хеббу как «биологически адекватной, однако психологически огра­ничиваемой среды». Выражение «ограничение» здесь соответствует количественному обеднению, под чем понимается недостаток опре­деленные элементов среды — стимулов вообще, стимулов определенного вида или стимулов определенным образом структурированных, которые необходимы для нормального развития и сохранения психических функ­ции. Таким образом, речь идет о недо­статочном насыщении потребностей организма.

Итак, «Психическая депри­вация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических по­требностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного вре­мени.» (Лангмейер)

Основными (жизненными) потребностями можно считать:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для дей­ственною учения;

3) потребности в первичных общественных связях (особенно с матерью), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.

Жизненные потребности можно оценивать лишь в соотноше­нии с индивидуальностью ребенка и в соотношении с обществом, в котором он проживает. Основные потребности во всех человеческих культурах являются приблизительно одинаковыми. Но чем больше сосредоточиваться на подробностях, тем больше будут обнаружи­ваться различия. В определенных культурах отдельные потребности вос­принимаются в качестве более или менее настоятельных. Так, например, иногда в качестве особо желательных оцениваются люди сдержанные и пассивные, напротив, в других случаях - люди весьма активные и пред­приимчивые В одной культуре, например, следят с максимальной по­следовательностью за образованием определенных: навыков, которые затем переходят в целые сложные церемониалы, в другой же культуре, наоборот, ребенком руководят самым свободным образом. В некоторых культурах приветствуют, чтобы дети как можно дольше находились в зависимости or родителей, в других же, напротив, стремятся, чтобы дети возможно скорее становились самостоятельными.

Результаты психической депривации можно также оценивать лишь в соотношении с ценностями, имеющими силу в данный период, в данном обществе, на данной ступени развития. Следовательно, последствия психической депривации проявляются в том, что индивид в результате долговременного неудовлетворения потребностей не способен приспособляться к ситуациям, которые обычны и желательны для определенного общества.

Депривационная ситуа­ция — это такая жизненная ситуация ребенка, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же «депривационпой ситуации», будут вести себя различно и вынесут из этого различные последствия, обладая разной психической конституцией и индивидуальным уровнем развития личности. В таком случае изоляция ребенка от стимулирующей среды человеческого общества, семьи, детской группы, школы и т. п. пред­ставляет, следовательно, «деиривационную ситуацию», а не саму «деиривацию».

Психическая депривация является психическим состоянием, особой, индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в деприванионной ситуации. Внешне такое психическое состояние проявляется в поведением, отли­чающемся некоторыми характерными признаками, что позволяет распознать депривацию. Здесь речь идет о «последствиях депривации», «депривационном поражении» и т.д.

Иногда говорят о «депривационном опыте» ребенка. Как правило, последнее не выражает ничего иного, чем то, что ребенок уже ранее под­вергался депривационной ситуации и что в каждую подобную ситуацию ребенок будет теперь вступать с несколько видоизмененной, более чувстви­тельной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

Понимание депривации близко к понятию «фрустрация», од­нако не тождественно с ним. Фрустра­ция также определяется различным образом — как «невозможность (бло­кирование) удовлетворения активированной потребности из-за какого-либо препятствия или обструкции» (Саймондс), далее как «состояние напряже­ния, зависящее от блокирования пути к цели» (Мерфи), или такая ситуация, когда «организм встречается с более или менее непреодолимым препят­ствием на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности» (Розенцвейг). В самом широком смысле слова «фрустрация» охватывает и депривационные ситуации, если вообще от­сутствует возможность удовлетворения потребности в течение длительного времени. Однако не в тех случаях, когда потребность нельзя удовлетворить лишь одним способом или одним путем.

Депривация, пред­ставляет собой значительно более серьезное и тяжелое состояние, чем фрустрация в узком смысле, например, фруст­рация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и ему предоставляется возможность играть с чем-либо, что ему нравится меньше. Депривация же возникает, если ребенку вообще не предоставляется воз­можность играть.

Слишком длительная фрустрация пере­ходит в депривацию и введением в депривационную ситуацию оказы­вается весьма часто именно фрустрационыая ситуация. Так, например, если ребенок в двухлетнем возрасте разлучен с родителями и помещается в больницу, то его непосредственную реакцию на это событие можно понимать как проявление фрустрации. Если же ребенок остается в боль­нице год, в большинстве случаев в том же помещении, без посещений родителями, без прогулок, в среде, монотонность которой нарушается лишь время от времени привычными действиями обслуживающего персо­нала, то возникает состояние психической депривации.

Подобно этому нельзя смешивать депривацию и конфликт, хотя и здесь в жизненных ситуациях опять-таки оба понятия нередко переплетаются и хотя на основе ситуаций первично депривационных могут возникать и явно конфликтные ситуации. Конфликтом – это особый тип фрустрации, где препятствие, не позволяющее удовлетворить активированную потребность, существует в форме другого, противо­направленного побуждения.

Наконец, от понятия депривация следует отличать понятие запущенность, под которой подразумеваются, скорее, последствия внешних не­благоприятных влияний воспитания. Запущенность хотя и проявляется более или менее выразительно в поведении ребенка, однако не нарушает непосредственно его психического здоровья. Запущенный ребенок растет обычно в примитивной среде, с недостаточной гигиеной, с недостаточным воспитательным надзором, без пригодных примеров зрелого поведения, с недостаточной возможностью школьного обучения, однако такой ребенок может быть умственно и, в частности, эмоционально вполне развит. Следовательно, у него не должны отмечаться ни признаки эмоционального обеднения, ни невротические или другие на­рушения. Наоборот, особенно в практической общественной жизни ребенок может быть вполне равноценным с остальными детьми или даже их пре­восходить.

Психически депривированный ребенок, вырастает, нередко, в гигиенически образцовой среде, с первоклассным уходом и надзором, однако его умственное и, в особенности, эмоциональное развитие бывает серьезно нарушено. Конечно, и в этом направлении границы между обоими состояниями, как правило, недостаточно четки и в действительности боль­шинство запущенных детей являются депривированными.

Помимо депривации, повторных фрустраций и конфлик­тов имеются, несомненно, и иные психологические обстоятельства, на основе которых могут возникать нарушения поведения и развития — например, перегрузка стимулами, снабжение искаженными стимулами, пресыщение интересов и пр. Помимо этого, здесь имеется, однако, целая широкая область органических по­ражении, нарушений и отклонений, которые прямо или опосредствованно воздействуют на поведение ребенка, становясь причиной смещений в его развитии.

Мы рассматриваем психическое развитие как непрерывный процесс в ходе всего онтогенеза. В течение жизни человека происходит смена ведущих видов деятельности и потребностей, своевременное удовлетворение которых необходимо для нормального и безболезненного перехода личности с одной возрастной ступени на другую. С этой точки зрения депривационные ситуации и их следствие – депривационные поражения не ограничиваются только ранними фазами развития, а возможны и в иные периоды жизни. Например, если ведущей потребностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, то блокирование этой потребности или иных потребностей, свойственных возрасту, определено создает депривационную ситуацию, варианты последствий которой возможны от психической нормы до весьма тяжелых поражений. Примеры депривационных ситуаций для более старших возрастных групп могут быть следующими: отсутствие условий для самореализации в зрелом возрасте или одиночество в старости.

Таким образом, психическая депривация может прослеживаться в течение всех возрастных периодов, оказывая существенное влияние на ход психического развития личности, что позволяет рассматривать депривацию в одном ряду с факторами психического развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...