Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема возрастной периодизации




На сегодняшний день, к сожалению, не существу­ет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки созда­ния возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Вмес­те с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также бли­зость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выде­ляются восемь фаз жизненного развития человека.

Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет.

Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет. Третья фаза — детство, 5-12 лет. Четвертая фаза — юность, 12-17 лет. Пятая фаза — ранняя взрослость. 17-25 лет. Шестая фаза — зрелость, 25 50 лет. Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет. Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой клас­сификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение вто­рой фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно не только для классификации Дж. Бир­рена. Б. Г. Ананьев, обра­щает внимание на некорректность построения пери­одизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младен­чество, детство и т. д.) и по роду деятельности (дош­кольный, школьный и т. д.).

В классификации Д. Бромлея (Bromley D., 1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каж­дый цикл в свою очередь подразделяется на несколь­ко стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младен­чество (от рождения до 18 месяцев), дошкольное дет­ство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное дет­ство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 лет до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ран­няя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «ста­рость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старческий возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болез­ней и умирания.

В классификации Э. Эриксона выделяются следу­ющие возрастные стадии психосоциального развития:

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия Развития
0-1 год; мать Доверие —недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди. его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители Автономия – зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на само- стоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе — чувство вины Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, знакомые Трудолюбие — чувство неполно- ценности Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
13-18лет; группа сверстников Идентичность — смешение ролей Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая тендерная поляризация в формах поведения. Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения
Ранняя Взрослость 20-40 Близость—изоляция Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость 40-60 Генеративность— стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость 60- Цельность—отчаяние Цельность личности:: Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

 

Сравнительный анализ периодизаций различных авторов

Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С, 1998: Erikson E., 1963); до 18 ме­сяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000).

Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С, 1998; Erikson E., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000).

Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000).

Подростковый и юношеский возраст в современ­ной международной традиции рассматривается в един­стве, и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии — ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рас­сматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделе­нием раннего и старшего подросткового возраста (Райе Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подро­сткового возраста и первого периода юности (Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Erikson Е., 1963: Крайг Г., 2000).

Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D.,1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson Е., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г, 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson Е., 1963): от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассмат­ривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии — до 65 лет (Bromley D., 1966); от 65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдш­тейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).

Очевидно, что существуют заметные расхождения во взглядах на границы возрастных перодов. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные пока­затели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности име­ют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специ­фика профессиональной деятельности и многие дру­гие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

Между описанными крайними позициями суще­ствует несколько промежуточных вариантов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...