Периоды пренатального развития
Первый месяц Первый месяц внутриутробного развития — период наиболее интенсивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см. Кровь уже течет но артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений — 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта. Начинает функционировать пуповина — связующее звено между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно разглядеть несколько выпуклостей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребенка еще невозможно. Второй месяц К концу второго месяца рост плода — менее 2,5 см, а его вес — 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Четко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах — колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпечатки пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-й неделе внутриутробного развития. Мозг координирует функционирование органов. Идет развитие половых органов. Сердечный ритм стабилен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идет образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) 8-недельный плод реагирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад. Третий месяц К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост — 7,5 см. Плод имеет ногтИ) веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова плода остается большой — примерно l/3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребенка на данном этапе определить легко.
Органы уже функционируют: плод может дышать (заглатывая амниотическую жидкость в легкие и выпуская ее обратно), изредка происходит мочеиспускание. В ребрах и позвоночнике соединительная ткань сменяется хрящевой. Рефлексы плода достаточно разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, совершает глотательные движения. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони — частично сжимает кисть в кулачок; прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс; при ударе по пяткам пальцЫ ног разгибаются. Эти рефлексы присутствуют у новорожденного и исчезают в течение первых месяцев жизни. Четвертый месяц Тело растет быстрее головы, и пропорция длина головы/длина тела становится равной 1:4(как и у новорожденного). Рост плода — 20-25 см, вес — около 170 г. Длина пуповины примерно равна длине плода и увеличивается вместе с ним. К этому моменту заканчивается развитие плаценты. Мать начинает чувствовать движения ног плода — так называемые шевеления, которые в ряде стран и религиозных школ считаются началом человеческой жизни. Рефлексы плода становятся более «живыми» вследствие развития мышечной системы. Пятый месяц Вес плода на данном этапе колеблется в пределах 340-450 г, длина достигает 31 см. Появляются индивидуальные черты внешности. Стабилизируется смена состояний, подобных сну и бодрствованию, особое положение плода (предлежание). Возрастает двигательная активность: плод толкается, потягивается, чешется. Если приложить ухо к животу матери, можно услышать сердцебиение. Начинают работать потовые и сальные железы.
Дыхательная система плода еще не приспособлена к адекватному дыханию вне матки; дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают. Начинают расти волосы: жесткие — брови и ресницы, тонкие — на голове и шелковистые, или лануго (lanugo),— но всему телу. Шестой месяц Скорость роста плода несколько снижается, и к концу шестого месяца плод имеет рост около 35 см, вес — 560 г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок. Дети, родившиеся на шестом месяце, имеют очень небольшой шанс остаться в живых, так как формирование их дыхательного аппарата еще не завершено. Тем не менее встречаются случаи, когда ребенок, рожденный на этом сроке, выживает. Седьмой месяц К концу седьмого месяца длина плода приближается к 40 см, вес колеблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы на этом сроке окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому времени могут исчезнуть, а могут сохраниться даже до рождения. Волосы на голове продолжают расти. Шансы плода весом как минимум 1,5 кг на выживание достаточно высоки при условии интенсивных медицинских мероприятий. Плод доращивается в условиях изоляции от внешней среды (в кювете) до достижения массы 2,3 кг. Восьмой месяц Восьмимесячный плод достигает 45-50 см в длину и весит 2,3-3,2 кг. Ему становится мало места, и его двигательная активность снижается. В течение этого и следующего месяца по всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет ребенку приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения. Девятый месяц Примерно за неделю до рождения плод прекращает расти, достигая в длину 50 см, масса плода примерно равна 3,4 кг. Мальчики обычно немного длиннее и тяжелее девочек. Продолжает формироваться жировая клетчатка, повышается эффективность работы различных систем органов, повышается частота сердечных сокращений, через пуповину начинает удаляться большее количество продуктов обмена. Цвет кожи, поначалу красноватый, бледнеет. На момент рождения общий срок пребывания плода в утробе матери примерно 266 дней, хотя обычно называемый срок беременности — 280 дней, так как большинство врачей начинают отсчет от последнего менструального цикла матери.
На сегодняшний день существует несколько точек зрения на то, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Роды по методу Ламаза Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей "муж – жена", "родитель – ребенок". Метод Лебуйера Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера. Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.
Новорожденный. Строение нервной системы и особенности физического развития.
Строение нервной системы появившегося на свет ребенка внешне сходно с тем, что мы наблюдаем у взрослого человека. Однако имеется глубокие различия в отношении характера взаимодействия различных ее отделов, структуры нервной организации и т.д. Высшие отделы НС играют у взрослого ведущую роль. У ребенка гораздо большую роль играют низшие отделы. Вегетативная НС и спинной мозг - структура этих нервных образований у ребенка является почти сложившейся. В ведении этих нервных образований находятся безусловные рефлексы (оборонительный, сосательный и т.д.). Эти рефлексы необходимы для поддержания жизни появившегося на свет ребенка. Некоторые отделы мозга, как, например, продолговатый мозг с его нервными центрами, ведающими важнейшими жизненными актами, у новорождённого функционирует хорошо, другие (мозжечок, варолиев мозг) развиты слабее, созревают несколько позже. Эти части мозга заведуют сложными движениями (сидение, стояние ходьба, бег, удержание тела в равновесии).
Полушария головного мозга - только по внешнему виду похожи на мозг взрослого человека. Мозг новорожденного имеет то же количество нервных клеток, борозд и извилин, что и мозг взрослого, но по совершенству строения и отправлений он уступает последнему. К моменту рождения, как указывает Е.А.Аркин, мозг представляет серую однообразную массу, нервные волокна его еще лишены миэлиновой оболочки. Процесс миэлинизации нервных волокон происходит наиболее интенсивно у новорожденного. У детей этого возраста функционирование НС имеет свои качественные особенности: 1)Возбудимость в первые 6 недель понижена, а во второй половине года становится даже более повышенной, чем у взрослых; 2)Спинномозговые и вегетативные рефлексы ребенка хаотичны, отличаются повышенной интенсивностью и неустойчивостью, т.к. свободны от регулирующего влияния со стороны коры больших полушарий; З)Функционирование остается несовершенным в связи с тем, что процесс миэлинизации нервных волокон ещё не закончен, что находит выражение в диффузности реакций и слабости образования в коре головного мозга сколько-нибудь устойчивых очагов возбуждения. Большую часть времени (около 4/5 суток) новорожденный проводит в состоянии сна. Он крайне беспомощен. Приспособление его к новым условиям жизни невозможно без помощи взрослых. Усложнение НС, и особенно коры больших полушарий, дает возможность отражать более многообразные раздражители окружающей среды. Это многообразие в свою очередь развивает и совершенствует НС, вызывая действие более сложных нервно-физиологических механизмов. Вначале у ребенка существуют лишь органические потребности, т.е. потребность в пище, воздухе, сне, одежде, тепле. Удовлетворение первых органических потребностей происходит на основе механизма безусловных рефлексов (пищевой, оборонительный,ориентировочный).
Рефлексы новорожденного и младенца
Поведенческие состояния новорожднного:
Ровный (глубокий) сон Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны. Неровный (поверхностный) сон Глаза ребенка закрыты, однако различаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны быстрые движения глаз. Полусон Ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим. Спокойное бодрствование Глаза открыты и блестят, взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Может обнаруживать достаточно хорошую конвергенцию зрительных осей. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет. Активное бодрствование Ребёнок часто совершает разнообразные движения, в которые вовлекается все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное. Крик (плач) Ребенок издает нечленораздельные, зачастую громкие и надрывные голосовые звуки, сопровождая это энергичными, дезорганизованными движениями. Так же было замечено, что поведением новорожденного управляют различного рода врожденные рефлексы. Часть из них остаются на всю жизнь, большинство же исчезает к достижению младенцем шестимесячного возраста. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, признаком которой становится комплекс оживления, завершающий период новорожденности. Это новообразование включает в себя следующие реакции: · общее моторное возбуждение при приближении взрослого; · использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; · обильные вокализации во время общения с матерью; · реакция улыбки. Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления.). Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Когнитивные особенности новорожденного Развитие ощущений Спустя непродолжительное время после рождения ребенок испытывает ощущения всех видов. Однако степень зрелости этих чувств и этапы их развития различны. Развитие кожной чувствительности Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры комнаты. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Развитие вкусовой чувствительности Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети ярко реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок уже способен отличить молоко матери от подслащенной воды, а последнюю — от простой воды. Развитие обонятельной чувствительности С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мама или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако следует отметить, что обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются у ребенка достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте. Развитие слуха Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней после рождения. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон мамы действует на ребенка успокаивающе. Немного позднее ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает только к концу первого года жизни малыша. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Развитие зрения Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных детей низкая, но уже в первые дни жизни она заметно возрастает. С момента появления у малыша зрительных ощущений ребенок начинает реагировать на свет различными двигательными реакциями. Цвет ребенок различает очень плохо, и развитие этой его способности идет очень медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце своей жизни, после чего у него незамедлительно появляется интерес к ярким предметам. Новорожденный ребенок не может различать предметы. Эта способность возникает у малыша лишь в процессе развития у него восприятия. Развитие младенца Темп прироста веса мозга и массы тела на первом году становится наиболее интенсивным. Вес мозга увеличивается с 360- 400 до 850 - 900 г, вес тела - с 2,5 - 3 до 8,5 - 9 кг, дли-1 на тела - С 48 - 50 до 70 - 75 см. Постепенно появляется и возрастает интерес к окружающему: к матери, взрослым, детям, игрушкам, ярким предметам и т.д. Возникают новые потребности: в общении с окружающими людьми, в ориентировочной деятельности, в движении и манипулировании окружающими предметами. Этому способствует увеличение времени бодрствования, которое к концу первого года жизни достигает 8-9 часов. Хотя ребенок перестает быть совершенно беспомощным, еще долгое время роль взрослого остаётся определяющей. Именно взрослый создает все условия для удовлетворения и развития потребностей ребенка. Связь ребенка во взрослым все более возрастает. Уже 3-х месячный ребенок выделяет из окружающей среды свою мать, 6-и месячный начинает отличать чужих от своих; 3-4 месячные дети улыбаются и проявляют оживление в ответ на обращение к ним любого взрослого, а 5-6 месячные дети улыбаются только на знакомое лицо; на чужого человека они сначала реагируют пристальным сосредоточением, затем могут отвернуться или заплакать. Растет потребность ребенка в активном контакте со взрослыми. Дети не только внимательно следят за взрослыми, но стремятся обратиться к нив за помощью и участием. Близким окружающим ребенка взрослым следует тщательно организовывать условия для тренировки сосредоточения, вносить в комнаты "яркие пятна" для зрительного сосредоточения, используя всевозможные подвешенные двигающиеся и звенящие игрушки. Развитие восприятия Новорожденный ребенок, обладая определенными ощущениями, не может «видеть» окружающие его предметы. Это объясняется тем, что движение глаз ребенка не согласовано: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Ребенок, перебирая в руках какой-то предмет, предпринимает попытки зафиксировать на нем свой взгляд. Данное «достижение» малыша дает основание предполагать о начале развития у него восприятия. Поэтому очень часто говорят о том, что «рука учит глаз». К 5-6 месяцам количество случаев фиксации взора малыша на предмете увеличивается, однако на этом развитие восприятия у ребенка только лишь начинается. Контакты с предметами реального мира чаще всего происходят в процессе совместной деятельности со взрослыми. Следовательно, чем чаще ребенок общается со взрослым, тем больше он совершает разнообразных действий с окружающими предметами и, соответственно, тем более быстрыми темпами происходит развитие его восприятия.
Динамика развития речи Доречевой период Развитие речи проходит в несколько этапов. Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье. Несколько позднее (3-4 недели) они превращаются в редкие отрывистые звуки — зачатки лепета. Первые звуки, произносимые ребенком, лишены функции речи. Они возникают, скорее всего, из-за органических ощущений, или двигательных реакций на внешний раздражитель. Однако уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения. Пассивная речь Первые слова ребенка отличаются многозначностью. Ребенок охотно выполняет понятные ему просьбы взрослого. Слово взрослого начинает регулировать поведение и деяетельность детей. При условии постоянного употребления слов "можно" и "нельзя" ребенок к концу первого года жизни начинает их понимать и правильно употреблять. Основными характеристиками развития речи ребенка в первый год жизни являются следующие стадии: 1. К концу первого — началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь — особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. 2. На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого, у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание. 3. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. 4. На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение. 5. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений. С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. И к концу первого года жизни малыш усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл, прирост слов в месяц составляет от 5 до 12. В конце первого — начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими, в 12-13-й месяцы этот прирост словаря увеличивается до 20-45 новых слов. Таким образом, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью — периоду первоначального овладения языком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|