Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периоды пренатального развития




Первый месяц

Первый месяц внутриутробного развития — период наиболее интен­сивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увели­чивается в 10 000 раз. К концу месяца его дли­на достигает 1,3 см.

Кровь уже течет но артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру со­поставимо с величиной строчной буквы, частота сер­дечных сокращений — 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта. Начинает функционировать пуповина — связующее звено меж­ду эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голо­ве эмбриона можно разглядеть несколько выпуклос­тей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребенка еще невозможно.

Второй месяц

К концу второго меся­ца рост плода — менее 2,5 см, а его вес — 2,1 г. Длина головы равна по­ловине длины всего тела. Четко дифференцируют­ся части лица, появляют­ся зачатки зубов и языка. На руках выделяются ки­сти и пальцы, на ногах — колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпе­чатки пальцев рук и ног. Костные клетки появляют­ся на 8-й неделе внутриутробного развития.

Мозг координирует функционирование органов. Идет развитие половых органов. Сердечный ритм ста­билен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идет образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое ме­ханическое раздражение (удар) 8-недельный плод ре­агирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.

Третий месяц

К концу третьего меся­ца вес плода достигает 28 г, рост — 7,5 см. Плод имеет ногтИ) веки (кото­рые пока закрыты), голо­совые связки, губы и вы­ступающий нос. Голова плода остается большой — примерно l/3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребенка на данном этапе определить легко.

Органы уже функционируют: плод может дышать (заглатывая амниотическую жидкость в легкие и вы­пуская ее обратно), изредка происходит мочеиспус­кание. В ребрах и позвоночнике соединительная ткань сменяется хрящевой.

Рефлексы плода достаточно разнообразны: он дви­гает ногами, руками, большими пальцами рук и го­ловой; рот плода открывается и закрывается, совер­шает глотательные движения. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони — частично сжимает кисть в кулачок; прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс; при ударе по пяткам пальцЫ ног разгибаются. Эти рефлексы при­сутствуют у новорожденного и исчезают в течение первых месяцев жизни.

Четвертый месяц

Тело растет быстрее го­ловы, и пропорция длина головы/длина тела ста­новится равной 1:4(как и у новорожденного). Рост плода — 20-25 см, вес — около 170 г. Длина пуповины примерно рав­на длине плода и увели­чивается вместе с ним. К этому моменту заканчива­ется развитие плаценты.

Мать начинает чувствовать движения ног плода — так называемые шевеления, которые в ряде стран и религиозных школ считаются началом человеческой жизни. Рефлексы плода становятся более «живыми» вследствие развития мышечной системы.

Пятый месяц

Вес плода на данном этапе колеблется в преде­лах 340-450 г, длина до­стигает 31 см. Появляют­ся индивидуальные чер­ты внешности. Стабили­зируется смена состоя­ний, подобных сну и бод­рствованию, особое положение плода (предлежание). Возрастает двигательная активность: плод толкает­ся, потягивается, чешется. Если приложить ухо к жи­воту матери, можно услышать сердцебиение. Начи­нают работать потовые и сальные железы.

Дыхательная система плода еще не приспособле­на к адекватному дыханию вне матки; дети, родивши­еся на этом сроке, как правило, не выживают. Начинают расти волосы: жесткие — брови и рес­ницы, тонкие — на голове и шелковистые, или лануго (lanugo),— но всему телу.

Шестой месяц

Скорость роста плода несколько снижается, и к концу шестого месяца плод имеет рост около 35 см, вес — 560 г. Появ­ляется подкожная жиро­вая клетчатка. Заканчи­вается развитие глаз: они открываются, закрыва­ются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок.

Дети, родившиеся на шестом месяце, имеют очень небольшой шанс остаться в живых, так как формиро­вание их дыхательного аппарата еще не завершено. Тем не менее встречаются случаи, когда ребенок, рож­денный на этом сроке, выживает.

Седьмой месяц

К концу седьмого ме­сяца длина плода при­ближается к 40 см, вес ко­леблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы на этом сроке окончательно сформиро­ваны. Плод дышит, глота­ет, делает движения, похо­жие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому вре­мени могут исчезнуть, а могут сохраниться даже до рож­дения. Волосы на голове продолжают расти. Шансы пло­да весом как минимум 1,5 кг на выживание достаточно высоки при условии интенсивных медицинских мероприятий. Плод доращивается в условиях изоляции от внешней среды (в кювете) до достижения массы 2,3 кг.

Восьмой месяц

Восьмимесячный плод достигает 45-50 см в дли­ну и весит 2,3-3,2 кг. Ему становится мало места, и его двигательная актив­ность снижается. В тече­ние этого и следующего месяца по всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет ребенку приспосабливать­ся к изменению внешней температуры после рождения.

Девятый месяц

Примерно за неделю до рождения плод пре­кращает расти, достигая в длину 50 см, масса плода примерно равна 3,4 кг. Мальчики обычно немно­го длиннее и тяжелее де­вочек. Продолжает фор­мироваться жировая клетчатка, повышается эффективность работы раз­личных систем органов, повышается частота сердеч­ных сокращений, через пуповину начинает удалять­ся большее количество продуктов обмена. Цвет кожи, поначалу красноватый, бледнеет. На момент рожде­ния общий срок пребывания плода в утробе матери примерно 266 дней, хотя обычно называемый срок беременности — 280 дней, так как большинство врачей начинают отсчет от последнего менструаль­ного цикла матери.

На сегодняшний день существует несколько точек зрения на то, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы.

Роды по методу Ламаза

Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей "муж – жена", "родитель – ребенок".

Метод Лебуйера

Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.

Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.

 

Новорожденный. Строение нервной системы и особенности физического развития.

 

Строение нервной системы появившегося на свет ребенка внешне сходно с тем, что мы наблюдаем у взрослого человека. Однако имеется глубокие различия в отношении характера взаимо­действия различных ее отделов, структуры нервной организации и т.д.

Высшие отделы НС играют у взрослого ведущую роль. У ре­бенка гораздо большую роль играют низшие отделы. Вегетативная НС и спинной мозг - структура этих нервных образований у ребен­ка является почти сложившейся. В ведении этих нервных образо­ваний находятся безусловные рефлексы (оборонительный, сосатель­ный и т.д.). Эти рефлексы необходимы для поддержания жизни поя­вившегося на свет ребенка.

Некоторые отделы мозга, как, например, продолговатый мозг с его нервными центрами, ведающими важнейшими жизненными актами, у новорождённого функционирует хорошо, другие (мозжечок, варолиев мозг) развиты слабее, созревают несколько позже. Эти части мозга заведуют сложными движениями (сидение, стояние ходьба, бег, удержание тела в равновесии).

Полушария головного мозга - только по внешнему виду по­хожи на мозг взрослого человека. Мозг новорожденного имеет то же количество нервных клеток, борозд и извилин, что и мозг взрослого, но по совершенству строения и отправлений он уступает

последнему.

К моменту рождения, как указывает Е.А.Аркин, мозг представляет серую однообразную массу, нервные волокна его еще ли­шены миэлиновой оболочки. Процесс миэлинизации нервных волокон происходит наиболее интенсивно у новорожденного.

У детей этого возраста функционирование НС имеет свои качественные особенности:

1)Возбудимость в первые 6 недель понижена, а во второй половине года становится даже более повы­шенной, чем у взрослых;

2)Спинномозговые и вегетативные рефлексы ребенка хаотичны, отличаются повышенной интенсивностью и неустойчивостью, т.к. свободны от регулирующего влияния со стороны коры больших полушарий;

З)Функционирование остается несовершенным в связи с тем, что процесс миэлинизации нервных волокон ещё не закончен, что находит выражение в диффузности реакций и слабости образования в коре головного мозга сколько-нибудь устойчивых очагов возбуждения.

Большую часть времени (около 4/5 суток) новорожденный проводит в состоянии сна. Он крайне беспомощен. Приспособление его к новым условиям жизни невозможно без помощи взрослых.

Усложнение НС, и особенно коры больших полушарий, дает возможность отражать более многообразные раздражители окружаю­щей среды. Это многообразие в свою очередь развивает и совершенствует НС, вызывая действие более сложных нервно-физиологи­ческих механизмов.

Вначале у ребенка существуют лишь органические потребности, т.е. потребность в пище, воздухе, сне, одежде, тепле. Удовлетворение первых органических потребностей происходит на ос­нове механизма безусловных рефлексов (пищевой, оборонительный,ориентировочный).

 

 

Рефлексы новорожденного и младенца

Название рефлекса Описание Время исчезновения
Рефлекс Моро Когда ребёнка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются. Затем, руки возращаются в исходное положение, а пальцы вновь сжимаются в кулачки.   Обычно после четвёртого месяца
Шейно-тонических рефлекс   Когда голову лежащего на спине ребёнка переворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повёрнута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика   Обычно после четвёртого месяца  
Рефлекс шагания   Когда ребёнка держат вертикально, упирая его ступни о твёрдую поверхностьи перемещая туловище вперёд,, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.   После второго или третьего месяца  
  Рефлекс опоры       Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребёнка касаются края стола, он пытается встать на него.   После второго месяца    
Хватательный рефлекс кисти   Когда к ладони ребёнка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики ещё крепче.   Обычно после пятого месяца  
Рефлекс Бабкина   При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребёнок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза   После четвёртого месяца    
Хватательный рефлекс стопы   Аналогичен рефлексу стопы. Если слегка нажать крнчиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребёнка произойдёт тоническое сгибание пальцев стопы.   После девятого месяца  
Рефлекс Бабинского   Если подошвенную поверхность ступни ребёнка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев После шестого месяца  
Рефлекс "поиска груди"   Если дотронуться до щеки ребёнка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот.   После третьего или четвёртого месяца  
Сосательный рефлекс   Если положить палец в рот ребёнка, он начнёт сосать его совершая ритмичные сосательные движения    
Плавательный рефлекс   Ребёнок пытается совершать координированные плавательные движения если его положить в воду животом вниз___   После шестого месяца
Рефлекс "с глаз на шею"   Если держать ребёнка вертикально, не придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова резким движением откидывается назад.   После шестого месяца
Зрачковый рефлекс   Зрачки ребёнка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте   Сохраняется на всю жизнь и при пробуждении.

Поведенческие состояния новорожднного:

Ровный (глубокий) сон

Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.

Неровный (поверхностный) сон

Глаза ребенка закрыты, однако различаются разного рода слабые движения конечностей: малыш шевелит ручками и ножками, изгибается, потягивается. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне. Иногда заметны быстрые движения глаз.

Полусон Ребенок лежит практически без движения.

Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

Спокойное бодрствование

Глаза открыты и блестят, взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Может обнаруживать достаточно хорошую конвергенцию зрительных осей. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

Активное бодрствование

Ребёнок часто совершает разнообразные движения, в которые вовлекается все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

Крик (плач)

Ребенок издает нечленораздельные, зачастую громкие и надрывные голосовые звуки, сопровождая это энергичными, дезорганизованными движениями. Так же было замечено, что поведением новорожденного управляют различного рода врожденные рефлексы. Часть из них остаются на всю жизнь, большинство же исчезает к достижению младенцем шестимесячного возраста.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, признаком которой становится комплекс оживления, завершающий период новорожденности. Это новообразование включает в себя следующие реакции:

· общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

· использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

· обильные вокализации во время общения с матерью;

· реакция улыбки.

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмо­ционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса ожив­ления.). Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

 

Когнитивные особенности новорожденного

Развитие ощущений

Спустя непродолжительное время после рождения ребенок испытывает ощущения всех видов. Однако степень зрелости этих чувств и этапы их развития раз­личны.

Развитие кожной чувствительности

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появле­нии на свет ребенок дрожит из-за различия темпера­туры тела матери и температуры комнаты. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта.

Развитие вкусовой чувствительности

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Ново­рожденные дети ярко реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок уже способен отличить мо­локо матери от подслащенной воды, а последнюю — от простой воды.

Развитие обонятельной чувствительности

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорож­денный ребенок по запаху материнского молока опре­деляет, есть в комнате мама или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувство­вав его запах.

Однако следует отметить, что обонятельные ощу­щения, не связанные с питанием, развиваются у ре­бенка достаточно долго. Они мало развиты у боль­шинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Развитие слуха

Слуховой проход новорожденного заполнен около­плодной жидкостью, которая рассасывается лишь че­рез несколько дней после рождения. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой неде­ли, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, ко­гда ласковый тон мамы действует на ребенка успока­ивающе.

Немного позднее ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рису­нок слов. Однако различение звуков речи наступает только к концу первого года жизни малыша. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха.

Развитие зрения

Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожден­ных детей низкая, но уже в первые дни жиз­ни она заметно возрастает. С момента появления у ма­лыша зрительных ощущений ребенок начинает реаги­ровать на свет различными двигательными реакциями.

Цвет ребенок различает очень плохо, и раз­витие этой его способности идет очень медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце своей жизни, после чего у него неза­медлительно появляется интерес к яр­ким предметам.

Новорожденный ребенок не может различать пред­меты. Эта способность возникает у малыша лишь в процессе развития у него восприятия.

Развитие младенца

Темп прироста веса мозга и массы тела на первом году становится наиболее интенсивным. Вес мозга увеличивается с 360- 400 до 850 - 900 г, вес тела - с 2,5 - 3 до 8,5 - 9 кг, дли-1 на тела - С 48 - 50 до 70 - 75 см.

Постепенно появляется и возрастает интерес к окружающе­му: к матери, взрослым, детям, игрушкам, ярким предметам и т.д. Возникают новые потребности: в общении с окружающими людьми, в ориентировочной деятельности, в движении и манипулировании ок­ружающими предметами. Этому способствует увеличение времени бодрствования, которое к концу первого года жизни достигает 8-9 часов. Хотя ребенок перестает быть совершенно беспомощным, еще долгое время роль взрослого остаётся определяющей. Именно взрослый создает все условия для удовлетворения и развития потребностей ребенка.

Связь ребенка во взрослым все более возрастает. Уже 3-х месячный ребенок выделяет из окружающей среды свою мать, 6-и месячный начинает отличать чужих от своих; 3-4 месячные дети улыбаются и проявляют оживление в ответ на обращение к ним лю­бого взрослого, а 5-6 месячные дети улыбаются только на знако­мое лицо; на чужого человека они сначала реагируют пристальным сосредоточением, затем могут отвернуться или заплакать.

Растет потребность ребенка в активном контакте со взрос­лыми. Дети не только внимательно следят за взрослыми, но стре­мятся обратиться к нив за помощью и участием. Близким окружаю­щим ребенка взрослым следует тщательно организовывать условия для тренировки сосредоточения, вносить в комнаты "яркие пятна" для зрительного сосредоточения, используя всевозможные подве­шенные двигающиеся и звенящие игрушки.

Развитие восприятия

Новорожденный ребенок, обладая определенными ощущениями, не может «видеть» окружающие его предметы. Это объясняется тем, что движение глаз ребенка не согласовано: один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в воз­расте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Ребенок, перебирая в ру­ках какой-то предмет, предпринимает попытки за­фиксировать на нем свой взгляд. Данное «достиже­ние» малыша дает основание предполагать о начале развития у него восприятия. Поэтому очень часто го­ворят о том, что «рука учит глаз». К 5-6 месяцам количество случаев фиксации взо­ра малыша на предмете увеличивается, однако на этом развитие восприятия у ребенка только лишь начина­ется.

Контакты с предметами реального мира чаще всего происходят в про­цессе совместной деятельности со взрослыми. Сле­довательно, чем чаще ребенок общается со взрослым, тем больше он совершает разнообразных действий с окружающими предметами и, соответственно, тем более быстрыми темпами происходит развитие его восприятия.

 

Динамика развития речи

Дорече­вой период

Развитие речи проходит в несколько этапов. Голосовые реакции наблюдаются уже у новорож­денных. Это хныканье. Несколько позднее (3-4 не­дели) они превращаются в редкие отрывистые зву­ки — зачатки лепета. Первые звуки, произносимые ребенком, лишены функции речи. Они возникают, скорее всего, из-за органических ощущений, или дви­гательных реакций на внешний раздражитель. Одна­ко уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислу­шиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев начина­ют связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

Пассивная речь

Первые слова ребенка отличаются многозначностью. Ребенок охотно выполняет понятные ему просьбы взрослого. Слово взросло­го начинает регулировать поведение и деяетельность детей. При условии постоянного употребления слов "можно" и "нельзя" ребе­нок к концу первого года жизни начинает их понимать и правильно употреблять.

Основными харак­теристиками развития речи ребенка в первый год жизни являются следующие стадии:

1. К концу первого — началу второго ме­сяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь — особое внима­ние к ней, называемое слуховым сосредоточе­нием.

2. На третьем месяце жизни в ответ на ре­чевые обращения взрослого, у ребенка появля­ются собственные речевые реакции, входя­щие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывис­тые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимуществен­но воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое под­ражание.

3. Примерно с четырех месяцев ребенок на­чинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоци­онального общения.

4. На шестом месяце жизни ребенок ори­ентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка. Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением воз­никает и обособляется предметное общение.

5. Во втором полугодии жизни ребенок на­чинает пользоваться «псевдословами», кото­рые, выполняя сигнальную функцию, еще не име­ют постоянных обобщенных значений.

С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. И к концу первого года жизни малыш усваивает семан­тику слова как целостный комплекс физических зву­ков, имеющих некоторый обобщенный смысл, прирост слов в ме­сяц составляет от 5 до 12.

В конце первого — начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно ре­чевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружаю­щими, в 12-13-й месяцы этот прирост словаря увеличивается до 20-45 новых слов. Таким образом, происходит переход к следую­щему этапу овладения ребенком речью — периоду первоначального овладения языком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...