Факторы психического развития
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду, активность и обучение-воспитание. Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Наследственность включает в себя врожденные и генетически обусловленные особенности развития. К врожденным особенностям относятся те, которые приобретены до появления на свет и в первые две недели после рождения. Болезни матери, интоксикация ее организма, тип организма ребенка Примером может служить то, что в октябре 1941 года в Moсквe и Московской области рождались исключительно переношенные дети. Многие роженицы погибли, но в ответ на стресс, переживаемый матерями, дети рождались более крупными, сильными, жизнеспособными. Генетический фактор определяет наличие видовых и родовых признаков, то есть, ребенок имеет строение организма, которое позволяет ему развиваться по человеческому пути. Неоднократно в разных странах ставились опыты, когда в одинаковых условиях воспитывались ровесники - детеныш обезьяны и человеческий ребенок: за ними одинаково ухаживали, их одинаково выкармливали, они слышали одни и те же слова, получали одну и ту же ласку: У них были те же хватательные, пищевые, оборонительные peфлексы, но вскоре выяснялось, что шимпанзе обладая более развитой моторикой, отставал в развитии предметных действий. Помимо общечеловеческих особенностей ребенок получает родовые признаки, наследуемые от родителей. Сюда относятся: конституциональный тип - то есть, особенности телосложения, цвет кожи, волос, глаз, строение лица, рук, наследственная патология, особенности темперамента и задатки способностей.
Генетический фактор также в определенной мере задает темпы созревания различных психических и психофизиологических функций. Врожденные и генетически обусловленные особенности взаимодействуют между собой и нередко их последствия бывают трудноразличимыми. Например, у части детей, родившихся в асфиксии, то есть первый вдох после рождения у них прошел с задержкой, нередко обнаруживается очень хорошая память, особенно в раннем детстве, но эти дети с трудом выдерживают психические нагрузки и быстро утомляются. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
Среда Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития Среда в самом широком смысле этого слова - это и физическое окружение, действующее на организм ребенкa, и его социальное окружение. Физическая среда может создавать предпосылки для врожденных особенностей, а также влиять на развертывание наследственных программ. От экологических причин в определённой мере зависит и действие механизма наследственности. Например повышенный радиационный фон вызывает генетические изменения. Отсутствие определенных микроэлементов в пище может задерживать физическое развитие, а то и нарушать его протекание. Еще более разнообразное влияние на ход развития психики оказывает микросоциальная среда, например, на развитие ре6енка значительно влияет характер контакта с матерью в первые недели жизни, а также состав родительской семьи, распределение родительских ролей в семье, индивидуальные особенности членов семьи. Ценностные ориентации, образ жизни и профессия близких, обычаи и традиции – все это также сказывается на ходе развития психики и вступает во взаимодействие с наследственностью. Например, физически сильному и здоровому мальчику легче утвердиться среди сверстников.
Воздействие на развитие личности оказывает и социальная макросреда народ, нация, человечество. Законы, предрассудки обычаи и идеология влияют и на психическое, и на физическое развитие. Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Активность ребенка осуществляет взаимодействие наследственности и среды и закрепляет результаты этого взаимодействия. Рассмотрим как это происходит. Тип темперамента у детей обнаруживается на шестой неделе после рождения. При этом около 20% детей – это "сверх-активные". Oни плохо спят, вьплевывают незнакомую или не понравившуюся пищу, привередничают, распеленывaются - одним словом, доставляют родителям массу хлопот. Около 15% детей - "заторможенные" - они много спят, неприхотливы в еде, спокойны, малоподвижны. Около 30% - "солнечные" дети. Они реагируют оживлением на обращение к ним любого взрослого, много улыбаются, хорошо усваивают режим, непривередливы в еде, мало плачут. Остальные дети обнаруживают смешанные признаки в динамике поведения. Естественно, что разные проявления активности детей порождают и различные ответные реакции со стороны родителей: одних больше ласкают, другим уделяют меньше внимания, третьи вызывают раздражение. С возрастом причиной активности в большей степени становятся мотивы и те потребности, которые усваиваются в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Активность самого ребенка в результaте упражнений и тренировок может скорректировать физические недостатки, развить задатки способноостей.
Обучение-воспитание в отличие от перечисленных факторов позволяет управлять активностью ребенка и, следовательно, пpоцессом психического развития. Путем повторных целенаправленных воздействий обучение и воспитание позволяют закреплять необходимый опыт, делая этот опыт систематичным. Они позволяет управлять движущими силами развития, создавая противоречия, например, между потребностями и условиями их удовлетворения. Когда маленький ребенок пытается схватить подвешенный перед ним предмет, он не может удовлетворить эту потребность, так как не обладает необходимым умением. Это противоречие ведет к развитию координированных движений и восприятия пространства. Изменяя набор требований, обучение и воспитание формируют характер потребностей, а впоследствии и системы отношений личности. Важным условием для развития психики ребенка выступает игра, как наиболее свободная форма деятельности ребенка. Это выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой своей эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие. Игра является формой осуществления желаний ребенка, возникающих из общения со взрослыми из реальной жизни в кругу определенных обществом отношений. Обычно любимыми ролями детей являются роли тех людей, которые занимают особое место в обществе, деятельность которых является особенно значимой. Этим объясняется, что в различные общественные периоды различны и сюжеты детских игр, что в различных общественных условиях дети играют в игры, отличающиеся по сюжету.
Таким образом, игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, ребенок осваивает разные виды игры, с помощью игры дошкольник входит в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.
Механизмы социализации К. Тревартен (Trevarthen, 1989) считает, что существуют врожденные механизмы для распознавания эмоций других людей и для «присоединения» ребенка к изменениям в экспрессии, чем достигается регуляция аффективных состояний. Эти механизмы адаптируются для связи с состояниями мозга партнера по коммуникации. Фундаментальным механизмом интерсубъективной координации является кинематическая подстройка (синхронизация активности). Подтверждением этих предположений могут служить эксперименты, демонстрирующие имитацию лицевой экспрессии и жестов (высовывание языка, поднятие пальца) младенцами буквально в первые часы жизни. Данные показывают, что уже 10-недельные младенцы реагируют на эмоциональное состояние матери своими собственными аффективными состояниями и могли демонстрировать такие паттерны эмоциональной экспрессии, которые не демонстрировались матерями (открывание и закрывание рта, страх и уменьшение количества движений в ответ на выражение гнева и т. п.). Очевидно, что существуют взаимные подстройки социальных коммуникаций матери и младенца. Младенец подстраивается под индивидуальный уровень эмоционально предпочитаемой стимуляции матери, уровень ее сенсорной чувствительности. Символическая коммуникация, по Тревартену, возникает около 9 месяцев, причем символическое обозначение связано с наделением предметов внешнего мира эмоциональной оценкой и распознаванием этой оценки. Язык при этом используется для регуляции активности, внося в нее эмоциональный компонент. Таким образом, первичным и врожденным является аффективный компонент, который по необходимости связан с социальным взаимодействием, а когнитивное развитие по отношению к аффективному вторично. Существуют различные точки зрения на первичные психические механизмы: —первична врожденная психическая активность, —первичны аффективные механизмы, формируемые прижизненно в процессе социального взаимодействия, при помощи которого осуществляется все дальнейшее развитие (Л. С. Выготский, М. И. Лисина); —первичны врожденные аффективные механизмы, на базе которых формируется сначала социальное познание — общение с матерью, затем познание предметного мира (К. Тревартен);
—первичны оба вида познания, но когнитивное на ранних стадиях онтогенеза является ведущим (Р. П. Хобсон). Большое место в современных исследованиях проблемы познания социального мира занимает проблема возникновения у ребенка представлений о наличии у других людей способности переживать различные психические состояния, такой же, какой обладает он сам. Уже в возрасте около 2 месяцев ребенок вовлечен в интеракцию как социальный партнер. В конце первого года жизни дети уже могут участвовать в триадической интеракции, включающей объект, на который направлен интерес взрослого и ребенка. К этому времени дети уже явно имеют представление о психических состояниях партнера по общению (они направляют чье-либо внимание жестами, могут использовать эмоциональную экспрессию другого для ориентации в ситуации и т. п.). Все теории социального понимания характеризуются двумя основными чертами: 1)их элементы имеют структуру отношений (между субъектом и объектом). При этом субъект и объект не всегда могут быть наблюдаемы одновременно (так, объектом отношения может выступать не материальный предмет, а его ментальная репрезентация); 2)психологические отношения одинаково приложимы как к себе, так и к другим людям (другие люди также могут быть субъектами). Несмотря на противоречивость и разнородность концепций и теорий, ясно, что процесс социализации, хотя и имеет особый статус в психическом развитии человека, не может быть изучен и понят в отрыве от других аспектов развития: когнитивного, моторного, эмоционального.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|