Основные закономерности психического развития
Процесс развития каждого индивида подчиняется ряду закономерностей. 1. Самобытность: развитие всякого человека протекаеaет в определенных условиях, что в конечном счете порождает индивидуальные особенности развития. 2.Поэтапность указывает на то, что развитие проходит скачкообразно, в виде существенных изменений в структуре личности, в поведении и деятельности. 3.Противоречивость: процессы перехода на каждую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися ранее формами отношений с окружающими - с одной стороны и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями - с другой. Противоречивость отражают возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, они связаны с системными качественными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально - типологических особенностей, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом. Для периодов возрастных кризисов в детстве характерен процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, включающем новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смену деятельности, перестройку всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими - и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями.
Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. К подобным же последствиям для развития личности приводят и жизненные кризисы, вызванные стечением обстоятельств, например, утратой близкого человека, потерей трудоспособности, неудачным выбором профессии и т.п. Жизненные кризисы не относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального развития личности, и нередко требуют вмешательства психолога-специалиста. 4.Пластичность - легкая приспособляемость проявляется в определённые периоды детства и указывает на возможность безболезненного вхождения в новые условия существования. Например, 7 лет - благоприятный возраст для начала обучения в школе. 5. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии функции, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф., 1990).Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.
Неравномерный, колебательный характер развития обусловлен нелинейной, многовариантной природой развивающейся системы. Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функций..., 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддерживает свою целостность и при этом динамично развивается. 6.Гетерохронность связывается с особенностями ее структуры системы,, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными. Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени. Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. Так, чувствительность человека к зеленому и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к синему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции (Рыбалко Е. Ф., 1990).
Гетерохронность выражается в том, что развитие различных психических и психофизиологических функций проходит не одновременно, а в кризисные, переходные периоды проявляется особенно явственно. Частным примером неравномерности может служить акселерация - когда физическое развитие идет с явным опережением. Гетерохронность может ярко проявляться в старости, если физическая немощь сопровождается сохранным и ярким интеллектом. 7.Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости. 8.Сензитивность - восприимчивость к определенным видам деятельности. Сензитивные периоды благоприятны для развития определенных психических свойств и фyнкций. Например, от 1 года до 3 лет - сензитивный речевой период, 11-12 лет - сензитивный период для начала развития абстрактного мышления.. Сензитивные периоды могут возникать ииндивидуально. Например. Всемирно известный индийский просветитель Рабиндранат Тагор в 60 лет начал заниматься живописью, а композитор А. Хачатурян В 18 лет начал изучать музыкальную грамоту, Крылов начал писать басни в 50-летнем возрасте. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления. 9.Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
10. Дивергентность-конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности. 11.Интеграция указывает на то, что развитие одной како-то стороны личности изменяет развитие личности в целом, например, умение одеться самостоятельно меняет статус ребенка в семье и его самосознание. Перечисленные закономерности в более или менее выраженной форме встречаются в жизни каждого человекa.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|