Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные закономерности психического развития




Процесс развития каждого индивида подчиняется ряду закономерностей.

1. Самобытность: развитие всякого человека протекаеaет в определенных ус­ловиях, что в конечном счете порождает индивидуальные особенности развития.

2.Поэтапность указывает на то, что развитие проходит скачко­образно, в виде существенных изменений в структуре личности, в пове­дении и деятельности.

3.Противоречивость: процессы перехода на каждую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых про­тиворечий между сложившимися ранее формами отношений с окружающи­ми - с одной стороны и своими возросшими физическими и психологичес­кими возможностями и притязаниями - с другой.

Противоречивость отражают возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, они связаны с системными качественными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально - типологических особенностей, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической системы в целом.

Для периодов возрастных кризисов в детстве характерен процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, включающем новые, возросшие возможности ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смену деятельности, перестройку всей структуры сознания ребенка. Процессы перехода на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися формами взаимоотношений с окружающими - и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

К подобным же последствиям для развития личности приводят и жизненные кризисы, вызванные стечением обстоятельств, например, утратой близкого человека, потерей трудоспособности, неудачным выбором профессии и т.п. Жизненные кризисы не относятся к нормативным процессам, необходимым для нормаль­ного развития личности, и нередко требуют вмешательства психолога-специалиста.

4.Пластичность - легкая приспособляемость проявляется в определённые пе­риоды детства и указывает на возможность безболезненного вхождения в новые условия существования. Например, 7 лет - благоприятный возраст для начала обучения в школе.

5. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функ­ции, свойства и образования развиваются неравно­мерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ коле­бательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу направленно­сти и длительности происходящих изменений. Уста­новлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии функции, тем выраженнее колеба­тельный характер ее возрастной динамики (Рыбал­ко Е. Ф., 1990).Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Неравномерный, колебательный ха­рактер развития обусловлен нелинейной, многова­риантной природой развивающейся системы. Система в своем развитии идет к единству и гармонии частей. Эти выводы подтверждаются данными о динамике развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов. С возрастом резко уменьшается перепад в развитии той или иной функции, но увеличивается частота колебаний (Развитие психофизиологических функ­ций..., 1972; Степанова Е. И., 1995; Рыбалко Е. Ф., 1990). Таким образом, путем неравномерного или колебательного характера развития система поддер­живает свою целостность и при этом динамично раз­вивается.

6.Гетерохронность связывается с особенностями ее структуры системы,, прежде все­го с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избира­тельный характер развития структур и функций в со­ответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказыва­ются разными.

Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного струк­турного образования или функции в жизнедеятель­ности человека. Э. Мейманом было показано: чем нужнее та или иная функция, чем важнее ее роль на данном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в про­странстве быстрее, чем во времени.

Значение и роль функции обусловливают и ее дол­говечность. Так, чувствительность человека к зелено­му и желтому цветам после 50 лет почти или совсем не снижается, в то время как чувствительность к си­нему неуклонно падает после 25 лет. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие кото­рого усиливается во время роста и инволюции (Ры­балко Е. Ф., 1990).

Гетерохронность выражается в том, что развитие различных психических и психофизиологических функций проходит не одновременно, а в кризисные, переходные периоды проявляется особенно явственно. Частным примером неравномерности может служить акселерация - когда физическое развитие идет с явным опережением. Гетерохронность может ярко проявляться в старости, если физическая немощь сопровождается сохранным и ярким интеллектом.

7.Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитуд­ных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

8.Сензитивность - восприимчивость к определенным видам деятельности. Сензитивные периоды благоприятны для развития определенных психичес­ких свойств и фyнкций. Например, от 1 года до 3 лет - сензи­тивный речевой период, 11-12 лет - сензитивный период для начала развития абстрактного мышления.. Сензитивные периоды могут возникать иинди­видуально. Например. Всемирно известный индийский просветитель Рабиндранат Тагор в 60 лет начал заниматься живописью, а композитор А. Хачатурян В 18 лет начал изучать музыкаль­ную грамоту, Крылов начал писать басни в 50-летнем возрасте.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем по­требуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

9.Кумулятивность психического развития означает, что ре­зультат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изме­нений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — по­следовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логи­ческого мышления, когда каждая последующая фор­ма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

10. Дивергентность-конвергентность хода разви­тия. Психическое развитие включает в себя две про­тиворечивые и взаимосвязанные тенденции — дивер­генцию и конвергенцию. В данном случае диверген­ция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свер­тывание, усиление избирательности.

11.Интеграция указывает на то, что развитие одной како-то стороны личности изменяет развитие личности в целом, например, умение одеться самостоятельно меняет статус ребенка в семье и его самосознание. Перечисленные закономерности в более или менее выраженной форме встречаются в жизни каждого человекa.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...