Глава 6. Психологические особенности младшего школьника
· Общая характеристика внешних условий и физического развития младшего школьника. · Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребёнка в школу. · Особенности психических процессов младшего школьника. · Особенности личности младшего школьника. · Особенности общения Общая характеристика внешних условий и физического развития Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются в младшем школьном возрасте. В возрасте от 6 до 7 лет ребенок усиленно тянется вверх, увеличение веса не поспевает за прибавлением его роста. Ребенок худеет, быстро утомляется, становится менее послушным и иногда делается более возбудимым. Возраст от 7 до 10-11 лет в этом отношении более благоприятен для дальнейшего развития как физических, так и умственных сил. Увеличение роста и веса идет довольно пропорционально. В этом возрасте происходит постоянный рост мышц, их построение улучшается за счет уменьшения в них воды и увеличения органического вещества мышечной ткани. Количество белых кровяных телец также значительно увеличивается, что обеспечивает повышенную сопротивляемость по отношению к заболеваниям. На возраст от 8 до 10 лет падает самый низкий процент заболеваний.
Мышечные волокна сердца ребёнка в этом возрасте развиты сравнительно слабо, но они хорошо снабжаются кровью и быстро растут. Работа сердца облегчается и благодаря тому, что диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Особенно большим диаметром обладают сонные артерии, снабжающие кровью головной мозг. Что касается желез внутренней секреции, то деятельность зобной железы, задерживающей преждевременное половое развитие, постепенно ослабляется. Щитовидная железа в то же время несколько усиливает свою деятельность, что хотя и влияет на роет ребёнка, но умеренным образом. Формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета ещё не заканчивается, отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой, это важнейшие условия нормального физического развития ребенка его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9 - 11 годам, а запястья - к 10-12. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. Вес мозга детей после 6 лет заметно увеличивается. В 7 лет вес мозга доходит до 1280г, в 9 лет - 1350г, В 12 лет -1400г. С развитием мозга развиваются и его функции. Это особенно относится к процессам дифференцировки. Изменяется взаимоотношение между процессами возбуждения и торможения. Процессы торможения становятся сильнее, чем в дошкольном возрасте, хотя возбудимость в младшем школьном возрасте ещё достаточно велика.
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Всё это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребёнка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д. (Мухина В. С, 1997). Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу
Этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребёнка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребёнку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Требования неукоснительного соблюдения новых правил и норм - это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе.
Другая сторона внутренней позиции ребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх. Ребенок не представляет конкретного состава знаний, требующихся в будущем. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему. Этот интерес, как основная предпосылка учения формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни включающей развернутую игровую деятельность. Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов, Безболезненное прохождение ребенка этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками Наиболее часто наблюдается три типа трудностей, Первый тип связан с особенностями нового школьного режима, бея должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Второй тип трудностей проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей, его позиция такова, что ребёнок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованным и, а другие – развинченными, дома же они могут быть совсем другими. Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомиться с другими детьми, чувствует себя в одиночестве. Третий тип трудностей. Многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В сентябре они с радостью приходили в школу задолго до занятий, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя. Процесс обучения в первом классе обычно строился так, что дети получали те или иные готовые знания и определения которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате не редко наступает апатия и безразличие.
С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет». С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания у ребенка: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию. Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Признать свою несостоятельность — значит, для ребенка пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить (Славина Л. С, 1966). Например, повышенная обидчивость ребенка как одна из форм его аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что несправедливы окружающие — учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказавшие его «ни за что», одноклассники, подшучивающие над ним, и т. д. Нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие у него чувства личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|