Особенности психических процессов младшего школьника
У детей школьного возраста ощущения уже настолько слиты с более сложным видом чувственного познания - восприятием, что изучать их отдельно невозможно. Ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка. Развитие ощущений выражается в следующем: 1. Обостряется абсолютная и различительная чувствительность. 2. Образуются всё более сложные межанализаторные связи. 3. Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и зрительный контроль за ними. 4. Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь предаёт этим знаниям обобщённый характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребенка в окружающей среде. 5. Между различением качеств, их названием и использованием у маленьких детей нет полного соответствия. По мере развития это соответствие возрастает, на высшей ступени развития ощущение разных качеств предметов и их оттенков становится основанием для осмысления отдельных предметов и целых жизненных ситуаций. 6. Совершенствующаяся чувствительность к качествам предметов и явлений и их словесное обозначение становятся основанием и условием развития у детей наблюдательности и эстетических чувств. В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой ступени развития. У младшего школьника легко увидеть некоторое своеобразие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Правильно обозначают геометрические формы только 55% детей, поступивших в школу. Сохраняется у первоклассников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм. Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) волчком или крышей, 6-гранную призму - столбиком и т.д. Это говорит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.
Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую линию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально, или наклонно, дети уже не воспринимают ее как прямую. В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия - слушание, У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности. В развитии младшего школьника все большее значение приобретает восприятие времени. Одна минута по представлению учащихся 1 класса в среднем равна 11,5 секундам; у учеников Ш класса - 24,8 секунды; у учеников У класса - 31,1 секунды. Недооценка такого короткого интервала, как минута с возрастов уменьшается. Более правильно учащиеся представляют себе час, поскольку чаще встречаются с этой мерой времени в личной практике. Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя об авторе этой картины, т.к. в каждый момент они сосредоточиваются лишь на одном каком-то содержании своей деятельности. Учащиеся 1-П классов не умеют еще направлять свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей 1 - Ш классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или рассказе учителя.
Причины рассеянности: 1) результат переутомления, что очень часто связано с просчетами в воспитании, такими как недостаточная готовность к обучению в школе, пропуск режимных моментов, наличие какой- либо патологии или чрезмерные притязания родителей, перегружающих своего ребенка дополнительными занятиями; 2)нарушение правильного дыхания, нередко вызванное неправильной позой ребенка при работе, не по росту подобранной мебелью, незалеченными заболеваниями носоглотки, недостаточным проветриванием помещения; 3/недостаточная умственная активность, например, вследствие отсутствия интереса к занятиям вследствие пресыщения; 4)неправильное воспитание – педагогическая запущенность, недостаточное развитие воли и самостоятельности; 5)особенности темперамента, например проявления гиперактивности. К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей с нормальным развитием почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. При этом следует отметить, что развитие внимания у детей младшем школьном возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок У младших школьников сохраняется конкретная образность мышления. Оперирование единичными представлениями и трудности перехода к обобщениям отчетливо выступают и в том, как понимают младшие школьники аллегории и метафоры. Механическая память за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти еще не стал для него актуальным. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Учащиеся IV класса запоминают в 2-3 раза больше слов, чем ученики I класса. В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходит в том, что и как сохраняет память. 9-летние дети из предъявленных им 12 предметов запоминают в среднем 6,4, а из такого же количества слов абстрактного значения они удерживают в памяти лишь 4,2.слова. В 11-12 лет дети запоминают в среднем 8,6 предмета и 5,1 слов абстрактного значения.
Преобладание запоминания наглядного материала сохраняется на протяжении всего периода начального обучения. С возрастом при запоминании все большую роль начинают играть словесные опоры. Значительные изменения происходят и в развитии воображения младших школьников. Усваиваемый учебный материал постоянно требует от учащихся деятельности воображения. Особенно большое значение для развития воображения имеет литература. Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|