Особенности личности младшего школьника
Отношения маленьких детей характеризуются следующими особенностями. 1. Они не основываются на достаточно осмысленных, конкретных и системных знаниях. Дети повторяют оценки старших, порой даже копируют их чувства, но за этими внешними проявлениями осуждения или одобрения часто надолго сохраняется спокойствие чувств. 2. Отношения детей выступают тем ярче и тем быстрее определяются, чем ближе к их жизненному опыту поступки людей, о которых они слышат, чем более они им понятны и привлекательны. 3. Отношение детей к чему-либо обычно поверхностное, нестойкое, Младшие дети тем чаще занимают либо неправильную, либо нейтральную позицию, чем дальше от их жизненной практики обсуждаемый факт. 4. Отношения детей обычно полярны и безапелляционны. Определившееся отношение - необходимее условие осуществления моральных поступков. Однако действия младших школьников в основном еще продолжают оставаться импульсивными. Даже зная и правильно определив свое отношение к хорошему или плохому, дети часто не действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями и сформированными отношениями. Основная причина такого расхождения знаний отношений и действий заключается в том, что дети еще не умеют управлять своим поведением переводить мысли и чувства в действия. Лишь путем выработки привычек нравственного поведения, в основе которых лежат доступные детям нравственные понятия и выражающие их нравственные чувства и отношения, может быть воспитано произвольное поведение ребят, знающих и умеющих поступать нравственно в любых жизненных обстоятельствах. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся 1-П классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя или родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся Ш классов, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших, которые воспринимаются более осознанно, пытаются анализировать опыт других людей.
Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя. Ученики III класса в гораздо больше степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. Действительное и органичное усвоение детьми норм и правил поведения предполагает наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная соответствующая реакция на нерадивость и разболтанность - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформироваными у ребенка в этом возрасте такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности. Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. В младшем школьном возрасте у детей обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся довольно уравновешенными в своем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.
Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями Прежде всего это импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не всегда случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности. Распространение в младшем школьном возрасте недостатки характера - капризность, упрямство объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной фермой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность - младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и П классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления,
В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Если первоклассников и второклассников чаще интересует вопрос, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем - к чтению определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, к книгам с несложным научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. С Ш класса начинают дифференцироваться учебные интересы. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик Ш класса подчеркнет, что ему интересно решать задачи, писать диктовки, он любит уроки рисования и т.п. Развитие учебных интересов младших школьников прямо зависит от организации учебной работы. Большое значение имеет переживание ребенком своих успехов, достижений в учении, которые определяются, в частности, соответствующей оценкой учителя. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности художественно-эстетического развития детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. Учащиеся в конце Ш класса начинают заниматься литературным творчеством: пишут стихи, небольшие сказки, рассказы. Тематика их - сезонные изменения в природе, отражение событий своей жизни, переживаемых чувств. Все это являемся предпосылкой развития в более старшем возрасте музыкальных, литературных способностей, способностей к рисованию.
В младшем школьном возрасте можно наблюдать и проявления специфических умственных способностей. Уже в первой половине младшего школьного возраста возможны элементарные, зачаточные проявления не только художественных, но и специфических умственных способностей. Особенности общения
Общение, складывающееся в условиях школьного обучения приобретает иной характер, чем до поступления в школу. 1. Четко выделяются две ведущие линии общения: учитель-- ученик, учебный коллектив - ученик. 2. Общение становится более целенаправленным, т.к. имеет место постоянное активное воздействие учителя. 3. Другим становится общение школьника и вне школы, особенно с членами семьи, в связи с изменением его социальной роли. Новые условия общения способствуют формированию таких качеств личности у школьника, как коллективизм, ответственность и самостоятельность. Знакомство с правами и обязанностями, общественная оценка деятельности и поведения школьника формируют его самооценку, позволяют осознать свое место в формирующейся системе отношений. В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении, и прежде всего — со сверстниками. Здесь, в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники), дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательную расторможенность. Наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка со сверстниками является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлением у ребенка способности к эмоциональной децентрации. Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений — отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром.
Дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт что (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень остро переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений в группе. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребности в положительных эмоциях. Не поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и в связи с ней. Контрольные задания 1. Укажите изменения условий психического развития при поступлении ребенка в школу. 2.Назовите особенности развития личности младшего школьника. 3.Назовите особенности общения младшего школьника. 4.Покажите динамику развития познавательной сферы младшего школьника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|