Общая характеристика внешних условий развития и анатомо-физиологическая перестройка организма у подростков
Особенности психического развития ребенка в переходе от младшего щкольного возраста к подростковому При переходе от младшего школьного возраста к подростковому у ребенка должен произойти переход к новой более высокой форме учебной деятельности, должно сформироваться новое отношение к ней именно когда учеба приобретает личностные смысл, она становится особой нормой, способом общения, специфическим типом отношений ребёнка с другими людьми. Однако учебная деятельность в традиционно сложившихся формах зачастую не отвечает психологическим особенностям возраста. Изменение отношений к учёбе в 1У классе характеризуется, судя по анализу мотивировок детей, неудовлетворённостью, снижением интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности. В 1У классе возрастет число детей, отдающих предпочтение таким предметам, как физкультура и труд. Одновременно наблюдается всплеск интереса к новым предметам, таким, как история и иностранные языки. Положительное отношение к большинству учебных предметов у 4-классников значительно меняется. Об изменении отношения к учебе свидетельствуют и объективные данные: многие дети начинают тяготиться учебой, особенно по отдельным предметам. Они жалуются на трудности, усталость, неинтересностъ учебы, неудовлетворнностъ ухудшающейся успеваемостью, главным образом по русскому языку и математике. Это приводит к тому, что дети начинают предпочитать более легкие и увлекательные предметы. У 47,8% детей любимыми становятся такие предметы, как физкультура, рисование, музыка. Многие из детей оказываются неготовыми к обучению в средней школе к различным системам требований учителей-предметников, не имеют необходимых навыков самостоятельной работы. Им трудно приспособиться и к ряду других изменений. Это сказывается на их успеваемости. У 65,3% детей она снижается по одному или нескольким предметам, главным образом по основным. На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Об этом свидетельствует тот факт, что в 4-м классе, когда уроки начинают вести paзные учителя, у большинства детей происходит смена любимых предметов, в то время, как в У классе 36,8% детей сохраняют свои привязанности.
Для младших школьников в целом характерно равновесие негативных и позитивных суждений о себе. Почти каждый 3-классник (94%) называет какие-то особенности и формы своего поведения, которые ему нравятся, равно, как и те, которое ему не нравятся (94,7%). Около 6% девочек 3-классниц дают ответы, свидетельствующие о полной удовлетворённости собой, а 4% мальчиков дают себе полностью отрицательные характеристики. К 5 классу общая картина суждений о себе резко изменяется. Происходит рост негативных самооценок: 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущаются недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя.. Среди качеств и особенностей личности, выделяемых младшими школьниками у самих себя ведущая роль принадлежит качествам, связанным с учебной деятельностью (3-кл. 52,6%), на втором месте стоят различные умения. К 5 классу - картина противоположная. Школьник начинает занимать новое общественное положение он уже не "маленький", он уже не может и не хочет безоговорочно подчиняться авторитету старших, он стремится сам осмыслить всё то, что предлагают ему или требуют от него взрослые, Теперь он стремится к известному самоутверждению, к пониманию собственной роли и значения. Все это ставит особые воспитательные задачи и выдвигает иные формы отношений с подростками. Обычно учителя и воспитатели жалуются на то, что трудно работать со школьниками этого возраста, особенно в 5 и 6-ом классах, да и сами учащиеся жалуются на трудности учения и всей их жизни в семье и школе. А родители приходят в удивление от того, что произошло с их прежде такими покладистыми и послушными детьми, как они сразу вдруг переменились.
Средний рост мальчиков с 9 до 10 лет изменялся всего на 4,4 см, но уже с 11 лет он увеличивается на 5,3 см, в 12 лет уже на 6,1 см, в 14 лет прирост составляет 7,2см, в 15 лет прирост несколько меньше - 6,2 см. Наибольший прирост роста приходится для мальчиков на возраст от 13 до 14 лет. В дальнейшем прирост роста уменьшается: в 16 лет рост равен 166,5 см, прирост только 4,2 см; в 17 лет - 171,4 см, прибавка примерно такая же, а ведь общий рост увеличился. У девочек увеличение роста начинается раньше и раньше и значительно сильнее снижается. Если в 8 лет рост девочек в среднем равнялся 122,5 см., то в 9 лет прирост составляет 3,8см, но уже в 10 лет прирост составляет 6,21 см, а в 11 лет - 7,17 см. В 12 лет прирост меньше, но всё же он равен почти 6 см, Затем он резко снижается. В 17 лет прирост равен всего 0,3 см., Т.О., в увеличении роста девочки сперва обгоняют мальчиков, а затем сильно отстают. Наибольший прирост приходится на возраст с 10 до 11 лет, т.е. на два года раньше, чем у мальчиков. Что касается прироста веса, то в этот период он отстает от прироста веса. Прирост веса идет чрезвычайно неравномерно. В возрасте от 13 лет этот прирост даже снижается. Также неравномерно идет прирост веса у девочек. Наименьшая прибавка веса для девочек приходится на возраст в 10 и 11 лет, т.е. тогда, когда особенно увеличивается рост. У девочек несколько раньше, у мальчиков несколько позднее начинается усиленный рост в высоту. А прибавки веса в то же время в такой же мере не увеличиваются. Поэтому трата энергии на рост не компенсируется увеличением веса. Подростки могут несколько ослабевать, легче утомляются, нуждаются в лучшем режиме питания и сна. Как увеличение роста, так и увеличение веса подростка может иметь индивидуальные различия. Кости растут настолько быстро, что мышцы порой не поспевают за этим ростом. Этим могут быть обусловлены даже мышечные боли. Всякому известна довольно нескладная фигура подростка, долговязого, неловкого, с длинными руками и ногами, которые он не знает куда девать. По своей физической и психологической характеристике подростковый возраст не является однородным. Одно дело школьник 5 класса и к совсем другое дело - школьник 8 класса. Однако и тот и другой имеют черты, позволяющие объединить их в одном понятии "подросток".
В своем развитии подросток проходит через ряд стадий. Так, например, в связи с половым созреванием можно наметить 3 следующие стадии: а) стадия, предшествующая половому созреванию; б) стадия первого периода полового созревания; в) стадия завершения полового созревания. В первой стадии происходит увеличение деятельности гипофиза, в особенности его передней доли. Это увеличение влечет за собой усиленный рост в высоту. Вместе с тем усиливается деятельность щитовидной железы, что связано с усилением процесса обмена веществ. Секреты гипофиза и щитовидной железы возбуждающе действуют на деятельность половых желез и их развитие, а это вызывает половое созревание, характерное для второй стадии развития подростка. В дальнейшем гормоны половых желез угнетают деятельность передней доли гипофиза, что постепенно задерживает рост в высоту, а затем и вовсе его останавливает. Усиление деятельности щитовидной железы влечет за собой повышение возбудимости и раздражительности подростка. Из спокойного до того ребенка он вдруг становится неуравновешенным, легко переходящим от обычного состояния к возбужденному, не выполняет указаний взрослых, не владеет собой в достаточной мере. Объем сердца в этом возрасте сильно увеличивается, а сосуды сохраняют прежний объем. Поэтому кровяное давление резко увеличивается с 90 мм.рт.ст. в 9 лет оно может доходить до 140 в 12 лет. Пока организм к этому приспосабливается, возможны неприятые ощущения и головокружение. Несколько изменяется и состав крови, подростки нередко выглядят более бледными.
Грудная клетка подростка заметно удлиняется, грудь его становится более узкой и плоской, окружность его груди становится меньше половины роста, что говорит об уменьшении так называемой жизненной емкости легких, а это также уменьшает сопротивляемость организма. В дальнейшем жизненная емкость легких увеличивается, начиная примерно с 14 лет. В мозгу идет усиленное развитие дендритов, их разветвлений и соединительных связей между нейронами ассоциативных волокон. Это развитие связей является анатомо-физиологической предпосылкой возможностей абстрактного мышления, требующих для своего формирования внутримозговых связей, позволяющих сопоставлять довольно отдаленные раздражения, вычленять и обобщать их. Все это свидетельствует о том, что возраст подростка, особенно с начала полового развития, является достаточно трудным и требует, поэтому особенного внимания со стороны семьи и школы, особой чуткости и бережливости ко всем тем волнения и затруднениям, которые испытывает подросток.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|