Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика периода взрослости,




Традиционно период взрослости рассматривался как эталон по отно-шению к другим периодам роста, созревания и формирования личности. Взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Клапаред /фр./ называл взрослость состоянием «психической окаменелости». Эббингаус считал, что с 25 до 50 лет функция памяти остается неизменной. Джеймс вообще считал, что после 25 лет взрослые не могут приобретать новые идеи. По Ж.Пиаже становление интеллекта человека ограничивается временными рамками от рождения до юношеского периода включительно.

Впервые вопрос в отечественной психологии о зрелости был поставлен в 1928 г. Н.Н.Рыбниковым. Этот раздел возрастной психологии он назвал "акмеологией", то есть наукой о периоде расцвета всех жизненных сил. Б.Г.Ананьев рассматривал возрастные пределы взрослости как комплекс социальных и биологических причин, зависящих от конкретных социально-экономических условий индивидуального развития.

В отечественной психологии начало взрослости оценивается в 17-18 лет, верхняя: граница 55лет для женщин и 60 лет для мужчин. В то же время хронологические рамки периода зрелости довольно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Существуют попытки разделения зрелости (взрослости) на отдельные стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и др. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его включением в жизнь общества и такие сферы жизни, как работа, семья и социальные отношения.

С наступлением взрослости заканчивается общесоматическое развитие. В целом физический пик наступает между 18 и 25 годами, это период когда человек силен и здоров и обладает самым коротким временем реакции. Для большинства взрослых процесс физического увядания проходит медленно и постепенно. Сила и выносливость начинают снижаться ближе к 30 годам. Если в 20 лет человек легко носил четыре тяжелых сумки, то в 40 лет он находит более удобным пройти путь дважды.

Меняется и внешний вид. Седеют или выпадают волосы. Кожа становится суше и появляются морщины. Возможен избыточный вес. Повышается давление, что еще более ускоряет процесс старения. На четвертом десятке у многих возникают затруднения со зрением, с темновой адаптацией и чтением, даже если прежде зрение было хорошим.

Возрастные изменения периода зрелости по-разному сказываются на разных функциях зрения. Для остроты зрения и глазомера изменении составляют 25% от общего числа факторов. А для поля зрения - 70%.

В основном возрастные изменения затрагивают чувствительность различных модальностей. Максимальное развитие чувствительности относится к 20-летнему возрасту. Оптимум цветовой чувствительности наблюдается в 25 лет. Сходная картина возрастной эволюция обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций - как непроизвольных, так и произвольных.

Общая закономерность от младенчества до взрослости состоит в постепенном сокращении времени реакции на различные стимулы. Оптимум относится к 20-25 годам. Ранняя взрослость - самый благодатный период для сенсомоторного развития. Например, средний возраст Олимпийских чемпионов среди женщин 23,6 года, среди мужчин - 25,3. Физиологические изменения, происходящие с человеком, определяются действием закона гетерохронности. Разновременность проявляется в созревании разных сторон одной и той же функции. Например, в развитии абсолютной и разностной чувствительности зрительного анализатора; в возрастных изменениях слуховой и вибрационной чувствительности. Не совпадает онтегенетическая эволюция и различных интеллектуальных функций.

Между 45 и 50 годами женщины переживают состояние, называемое менопауза или климакс. У них угасает репродуктивная функция, хотя влечение сохраняется. В это время некоторые женщины испытывают приливы крови к голове, нарушение температурной регуляции, усталость, головные боли, бессонницу, взвинченность, депрессию. Трудности этого периода возрастают, если женщина рассматривает его наступление как сигнал о том, что она теряет привлекательность, полезность, сексуальность. Эти чувства могут усиливаться и тем, что массовая культура ориентирована на молодежь.

Специальные исследования показывают, что эти отрицательные последствия климакса часто переоцениваются. (Ньюгартен, 1963, Гудман и др, 1977/1978). Часто самая неприятная вещь, связанная с климаксом - это его ожидание. К счастью, по крайней мере 2/3 женщин, прошедших через этот период, уверены, что они чувствуют себя лучше, чем в течение нескольких предшествующих лет. Также отмечается, что изменения в жизни, сопутствующие этому периоду, позволяют женщине чувствовать себя более свободной и дают возможность обратить внимание на себя (Ньюгартен и др. 1963). У многих это облегчение связано с тем, что исчезает боязнь незапланированной беременности, улучшаются брачные отношения. У некоторых сексуальная жизнь даже становится интенсивнее.

Мужчины не проходят через подобную ярко выраженную стадию, так как угасание репродуктивной пункции у них происходит постепенно, сглаженно, а при здоровом образе жизни может не проявляться до глубокой старости.

Интеллектуальные изменения. В периоде ранней взрослости по сравнению с юностью улучшается обучаемость, человек лучше справляется с ситуациями, где требуются скорость и координированность, легче происходит переход с одной стратегии поведения на другую. Это признаки общих способностей.

Сразу после 30 лет реакции замедляются, однако тесты интеллекта вознаграждают людей ставшего возраста за эту потерю. В течение последующей жизни продолжается накопление знаний и умений, и расширяется словарь (Бeйли, 1968, Гилберт, 1973). Чаще всего способность усваивать новый материал с годами улучшается. Это в особенности справедливо если человек имеет высшее образование, живет в стимулирующей обстановке, его работа предъявляет высокие требования к интеллекту (Джарвик, 1975). Деннис (1966) изучал тех, кто работает в образовании, науке, искусстве.

Онтогенетическая эволюция различных интеллектуальных функций идет неравномерно. Например, (по Б.Г.Ананьеву) снижение невербальных пункций становится резко выраженным к 40 годам, а вербальные функции именно с этого времени прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. То есть, речемыслительные функции противостоят общему процессу старения и сами изменяются значительно позже всех других психофизиологических функций.

Изучение микровозрастных изменений с привлечением большого количества показателей, как интеллектуальных, так и нейродинамических, психомоторных, энергетических и т.д. показывает, что ни одна из функций не стабилизируется в возрасте 18-35 лет.

Большинство обследованных индивидов достигали творческого пика и продуктивности после 40 лет. "В целом можно сказать, что по данным экспериментальных исследований некоторое снижение интеллектуальных возможностей происходит у пожилых людей. Это снижение не оказывается значительным в течение большей части жизни (Ботвинник, 1968). Более того, индивидуальные различия, в том числе и способности, становятся еще более заметными по мере старения.

Онтогенетические изменения психофизиологических функций взрослых могут значительно изменяться под влиянием профессиональной деятельности и систематической нагрузки. При этом нельзя исключить и влияние мотивации. Сравнение хода эволюции различных функций у лиц разного уровня образования и одаренности дало возможность сделать вывод о том, что у более одаренных людей интеллектуальные функции характеризуются более длительным прогрессом и замедлением инволюционных процессов.

Развитие интеллекта - процесс многолетний и противоречивый. Главную роль в нем играют образование и учение. Поэтому в структуре интеллекта особо важное положение занимают мышление и память, различные характеристики которых развиваются взаимозависимо. Т.О. обучение на разных этапах взрослости должно учитывать изменяющиеся взаимоотношения между памятью и мышлением на протяжении развития взрослого человека. В целом, со ссылкой на Ананьева, можно сделать вывод, что в ходе развития взрослого человека происходит возрастание степени обучаемости.

Память. Возрастные изменения затрагивают и память. Однако, снижение памяти не является неизбежным. Определенная потеря памяти обнаруживается с увеличением возраста, но в то же время некоторые пожилые люди сохраняют память независимо от возраста (Ботвинник, 1967). По-видимому, социально-средовой фактор играет наиболее значительную роль: снижение активности, отчуждение, беспомощность, беззащитность,- влияют на память (Ярвик, 1975, Лангер и др., 1979). Снижение памяти может быть также результатом ухудшения здоровья, связанного с сосудистыми нарушениями, витаминным голоданием, нарушением обмена веществ и т.д.

Наиболь­шие изменения в кратковременной вербальной (сло­весной) памяти характерны для зрительной и слухо­вой модальности. В развитии вербальной кратковременной памяти на слуховые стимулы выявлено два периода: наиболее высокие по­казатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего сниже­ния — на возраст 31-40 лет. Вербальная кратковре­менная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию, В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет.

Развитие мышления

У большинства людей при достижении ранней взрослости мышление отличается более гибкими пе­реходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Таким образом, одной из основ­ных характеристик мышления взрослых людей в пе­риод 20-40 летявляется комплексный характер мыс­лительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и те­оретического мышления. В то же время практичес­кое мышление, связанное с непосредственно воспри­нимаемой ситуацией, отталкивается от понятий те­оретического мышления и т. д.

Наиболее полные возрастные характеристики мыш­ления взрослых людей были получены Д. Векслером, по мнению которого интеллектуальное развитие чело­века охватывает значительный период с 19 до 30 лет. Причем пики некоторых функций, например лек­сических,достигают максимума в 40 лет.

В то же время некоторые другие функции снижа­ются. Например, такое снижение харак­терно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Проведенное Д. Векс­лером суммарное сопоставление данных юношеско­го возраста (18-19 лет) и первых этапов ранней взрослости (25-34) позволило установить, что бо­лее высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослости.

Развитие речи

Как известно, развитие мышления человека идет параллельно с развитием речи. Наиболее существен­ные различия в развитии речи людей, достигших воз­раста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляют­ся в изменении качественных параметров речи.

В 30-35 лет отмечается постепенная ста­билизация, а затем снижение уровня развития невер­бальных функций, которые становятся резко выра­женными к 40 годам. Между тем вербальные функции, как показали исследования Д. Б. Бромлей, именно с этого периода прогрессируют наиболее ин­тенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Таким образом, период ранней взрослости ха­рактеризуется прогрессирующим развитием вербаль­ных функций.

В возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербально-логического, или понятийного, мышления. Следовательно, интеллектуальное развитие не останавливается на рубеже 20 лет, а продолжает происходить и в более позднем возрасте. При этом оптимум развития невер­бального интеллекта приходится, видимо, на возраст 30-35 лет, а развитие вербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским воп­росам.

Также следует отметить, что, по мнению Б. Г. Ана­ньева, рече-мыслительные, второсигнальные функ­ции в целом противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значи­тельно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения историчес­кой природы человека становятся решающим факто­ром его онтогенетической эволюции.

Развитие внимания

Следует отметить, что при достижении человеком возраста ранней взрослости происходят качественные изменения в развитии не только мышления и речи, но и других психических познавательных процессов.. В частности, рассмотрим особенности развития вни­мания человека.

После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избиратель­ности приходятся на возраст 27-33 года.

Имеющиеся в настоящее время данные, получен­ные в процессе исследований внимания у взрослых людей, позволяют говорить о существовании нерав­номерности в проявлении свойств внимания. Причем эта неравномерность, прежде всего, обусловлена ин­дивидуальными особенностями возрастного развития человека.

Развитие взрослого человека, состоящее из серии микропериодов, противоречиво сочетает в себе разные процессы становления: нарастание продуктивности одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровня функционирования третьих. Например,(Голвей, Круминя) сила рук, как правой, так и левой у мужчин В I8-I9 лет значительно но выше мышечной силы в возрасте 30-35, скорость двигательных реакций в 18-19 превышает время ДР в старшей группе. Однако точность ходьбы с отклонением от прямой в градусах у старших в 2 раза выше при открытых глазах и в 5 раз при закрытых. При обведении фигур точность движений старших оказывается также более высокой.

В качестве основного фактора, повышающего чувствительность, сдерживающего изменения чувствительности выступает трудовая деятельность, а также практический опыт и тренированность. Например, поле зрения, острота зрения, глазомер бывают в норме или выше нормы, оставаясь сохранными вплоть до пенсионного возраста у водителей.

Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослено человека в 18-21 год выступают в виде относительно простых структур, цепочек связей. В 22-25 лет эти связи группируются вокруг двух центров - мнемологического (единая структура памяти-мышления) и фактора внимания. Этот комплекс в 30-35 лет перестраивается в связи с тем, что единый мнемологический центр расщепляется и возникают два самостоятельных ядра (мнемическое и логическое) при сохраняющем свое положение факторе внимания.

К 23-25 годам многие психо­физиологические функции достигают своего макси­мального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. Таким образом, можно говорить о том, что после достижения человеком 25-летнего возраста сохран­ность и стабильность психофизиологических функ­ций в значительной степени определяется особенно­стями функционирования высших психических про­цессов. Вероятно, этим объясняется и то, что каждый из видов чувствительности может иметь несколько «пиков», так как процесс развития носит неравномерный характер. Один из этих «пи­ков», сопровождающихся конвергенцией ряда сен­сорных функций, располагается в зоне ранней зре­лости (18-25 лет), а другой может иметь место и позже — в период общей стабилизации функций.

Следует отметить, что данная закономерность ха­рактерна не только для сенсорно-перцептивных про­цессов, но в равной мере относится и к высшим психическим функциям человеческого интеллекта.

Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с форми­рованием личности. При этом не только особен­ности личности влияют на характер ее интеллек­туального развития, но и закономерности разви­тия интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспе­чивают выработку собственной мировоззренчес­кой позиции.

Диалектическое мышление

Анализом типичных образцов мышления челове­ка в период ранней взрослости занимался Клаус Ри­гель (Riegel, 1975), который выделял понимание про­тиворечий как важное достижение когнитивного раз­вития. Он называл это диалектическим мышлением.

К. Ригель считал, что если и есть 5-я стадия когни­тивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает противопо­ложные мысли, синтезирует или интегрирует их.

Причем в качестве особо важного аспекта диалек­тического мышления Ригель выделял интеграцию идеального и реального.Так, практический, обыч­ный мир, по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышле­ния. Это позволяет человеку адекватно восприни­мать окружающую его действительность и прини­мать адекватные решения. В этом, по мнению Риге­ля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека.

 

Гибкость мышления

Отличительным призна­ком взрослого мышления является гибкость, с кото­рой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми обладают. Шайи (Schaie, 1986) полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания и объяс­нения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим до­стижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения.

Приобретенные в детстве и юности интеллектуаль­ные способности человек, по мнению Шайи, исполь­зует в ранней взрослости для того, чтобы сделать ка­рьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван им периодом достижения.

Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека, когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и принимать ре­шения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определенную степень личной независимости и пе­реходят к следующей фазе когнитивной зрелости — периоду социальных обязанностей.

Согласно Шайи, в среднем возрасте человек ис­пользует свои когнитивные способности, чтобы ре­шать проблемы других — в семье и на работе. У неко­торых эти обязанности могут быть довольно сложны­ми, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют воз­можность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позд­нем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей становит­ся задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни — осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути.

Из всего вышеизложенного следует, что для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости за­ключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а, скорее всего, в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.

Таким образом, решение проблемы исследования закономерностей развития интеллектуальной сферы взрослого человека — это весьма сложное иактуаль­ное направление современной психологической науки. Существует множество точек зрения и методологических подходов к исследованию основных эта­пов или стадий развития интеллекта взрослого человека. Для этого используется множество методов и методик, одно перечисление которых заняло бы не одну страницу. Среди них наиболее известны такие методики, как тест Векслера, тест Равена, батарея интеллектуальных тестов Амтхауэра, Братиславский тест интеллекта и многие др.

Следует отметить, что развитие психических функций человека носит неравномер­ный гетерохронный характер. Так. развитие психофи­зиологических функций, определяющих особеннос­ти функционирования сенсорно-перцептивной сфе­ры человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего опти­мума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептив­ных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных ха­рактеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показате­ли невербального интеллекта достигают своего опти­мума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развива­ется еще после 40. Интеллектуальное развитие чело­века, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или транс­формацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубе­же 25 лет интеллектуальное развитие не прекраща­ется, а длится еще многие годы.

Кроме того, развитие когнитивной сферы челове­ка в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состо­янии самостоятельно контролировать ход своего ин­теллектуального развития и добиваться высот про­фессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в част­ности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

В различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигает интеллектуальная деятельность (А.Л.Леман). Кульминационные моменты творчества относятся к 35-40-45 годам. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35-39 лет. При этом пик творческих способностей появляется до 30-34 лет в таких науках, как математика, физика, химия.

Выдающиеся открытия во многих областях науки делаются чаше всего людьми, которым несколько меньше или больше 40 лет, затем вероятность таких открытий с возрастам снижается. Пельц и Эндрюс вывели кривую изменения творческого потенциала ученых. Пики они обнаружили в 30-34 года и в 47 и 57 лет. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада и общей полезности является продуктивность в 47 лет. Итак, период взрослости является самым продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы глубоко связаны с личностью человека, что проявляется в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов, идеалов, уровня притязаний, и что в свою очередь определяет активность интеллекта. Немалое значение имеют и характерологические свойства личности, так как мотивы зависят от отношений и опыта.

Стадии взрослости

Все большее число психологов в наше время рассматривают развитие личности как процесс, проходящий через весь жизненный цикл. (Ригель, 1973,76, Чендлер, 1976, Эриксон,I960,1968). Они не согласны с замечанием Фрейда, что взрослость - это маленький выступ над поверхностью личностной структуры, погруженной в детство.

Наибольший вклад в изучение жизненного цикла был сделан Э.Эриксоном и его теорией о восьми кризисах, обусловленных психосоциальной адаптацией. Некоторые психологи и среди них Дэниел Левинсон в 1978 году в Йельском университете предприняли попытку пойти дальше Эриксона и описать стадии развития взрослого мужчины. Они изучали мужчин в возрасте после 30 и после 40, включая рабочих, служащих, ученых, писателей. Эти исследователи пришли к заключению, что главная задача, встающая перед взрослым - это постоянная потребность создавать и перестраивать цели, а также поиски этих целей. Этот процесс заставляет человека, постоянно взаимодействовать со своим окружением и проводит его через стадии развития, эти стадии выглядят следующим образом:

1. Вступление во взрослый мир. Примерно с 22 до 28 молодой человек воспринимается обществом и самим собой как новичок в мире взрослых. Он еще не состоялся как мужчина, но уже не юноша. За этот период он должен попытаться разрешить конфликт между потребностью изучить возможности, которые ему предоставляет взрослость и потребностью создать устойчивую структуру собственной жизни. Ему нужно установить разные отношения, сделать выбор карьеры - одним словом, понять тот мир, в котором он существует в роли взрослого. Ему нужно также начать карьеру, создать дом и семью. Первая жизненная структура, таким образом, является пробной. Молодой мужчина может выбрать работу, но не испытывать привязанности к ней. Пережив романтическое увлечение, он может жениться. Жизненная структура ранней взрослости не дает полного ощущения стабильности и постоянства.

2. Кризис 30 лет. По данным Левинсона годы между 28 и 33 являются пе-реходными. Во время этого периода пробные решения, предпринятые на предыдущей стадии, пересматриваются, и человек вновь задается вопро-сом о своем выборе в браке, карьере, жизненных целях. Часто это про-исходит довольно болезненно. Мужчина чувствует, что все составляющие его жизни, которые его не удовлетворяют, могут быть исправлены теперь потому, что вскоре будет слишком поздно устраивать большие перемены.

3."Обустройство" (Sеttling down). Сделав несколько твердых выборов в предыдущей стадии, в отношении карьеры, семьи, социальных связей, мужчина начинает активно устраиваться в жизни. Он теперь сосредоточивается на том, что Левинсон называет "приживается" во взрослом мире. Он пытается продвинуться по служебной лестнице, добиться престижа, профессионального мастерства. Это период от 33 до 40 лет.

4. Становление самим собой. Ближе к концу предыдущего периода, примерно между 36 и 40 годами проявляется заметная фаза, которая получает название "стать самим собой. Если раньше молодой мужчина смотрел на тех, кто старше и опытнее как на учителей, на тех, кто может поделиться своим опытом к мудростью, то теперь отношения с авторитетами основательно меняются или разрываются. Наступает время, чтобы стать полностью независимым. В течение этого периода мужчина старается добиться превосходства и места в мире, так как ему хотелось во время третьего периода.

5. Переход середины жизни. Примерно к 40 годам оканчивается период ранней взрослости и начинается "переход середины жизни". Примерно с 40 до 45 лет мужчина начинает вновь задавать себе вопросы, но теперь вопросы касаются одинаково - и прошлого, и будущего. Он может спросить: "Что я сделал со своей жизнью?", "Чего я добился?" "Что я еще хочу сделать?" В 30 лет мужчина преимущественно заглядывал вперед, теперь во время кризиса середины жизни, он оценивает свои достижения и определяет, удовлетворяют ли они его. Во время этого периода он начинает разворачивать еще одну жизненную структуру, которая будет преобладать в периоде средней взрослости.

Другие исследователи (Гоулд, 1972,78, Рейланд,1977) также изучали фазы взрослой жизни. Испытуемыми были представители разных слоев об-щества. Исследователей интересовали поздние периоды развития.

примерно с 45 до 50 мужчины рассматривают свою жизнь не как время от рождения, а как время, которое осталось прожить (Бернис Нойгартен). Многие приходят к выводу о том, что все кончается смертью. Вследствие этого, они начинают отказываться от многих отрицательных сторон жизни. Это согласуется с подготовкой к следующему периоду Между 50 и 60.

В течение пятого десятка мужчины обычно становятся более добродушными, более терпимыми к себе, к своим супругам, к детям и к друзьям. Они больше не испытывают бойцовских импульсов и влечений, которые были характерны в 30 лет. Они признают, что жизнь течет и что они тоже умрут, эти мысли практически не беспокоят их. Вместо этого они находят успокоение в смысле жизни, в достижениях.

Развитие женщин. Фазы взрослого развития у женщин остаются малоисследованными. Тем не менее, ясно, что те фазы, через которые проходят взрослые мужчины, не обязательно соответствуют развитию взрослых женщин. Традиционно женщины переживают разнообразные сочетания работы, замужества, воспитания детей, которые накладывают своеобразный отпечаток на их жизнь. До середины ХХ в. жизнь женщины определялась в основном ее репродуктивной ролью. То обстоятельство, что 90% женщин теперь работают, приводит к тому, что меняется идентификация и самооценка женщин. В целом происходит снижение значимости статуса замужества и материнства, что влияет на ролевое поведение женщин (Ван Дозен, Шелдон, 1976).

Во многих случаях женщины, которым сейчас 30, 40 или 50 приостанавливали свое образование, или работу при рождении ребенка и оставались дома, пока дети не подрастали. Когда они пытаются возобновить карьеру, они обнаруживают, что работа стала труднее и устроиться на работу сложнее.

Женщины, возобновляющие работу, встречаются и с другими сложностями: их менее охотно принимают на работу и работа не всегда соответствует образованию. Также увеличивается число женщин, которые воспитывают детей вначале в полной семье, а затем в неполной. Именно такой набор проблем, по-видимому и определяет в наше время стадии paзвития личности взрослой женщины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...