Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности межличностных отношений подростков, подростков и взрослых




 

Ощущение групповой принадлежности психологически очень важно для подростка, Но жесткая конформность неФормальных групп часто приходит в противоречие с потребностью сознавать и чувствовать себя индивидуальностью. Я подростка не совпадает с групповым Мы и зачастую определяется именно по контрасту с ним. Образ собственного Я оказывается нравственно-психологически гораздо тоньше образа Мы. Мальчики-подростки считают себя менее смелыми, менее общительными, жизнерадостными, зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность, эта тенденция обнаружена и для европейских стран.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ошущение внутренний пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, стремление найти того, с кем не только можно поговорить, но и вместе помолчать.

В переходном возрасте существенно меняются представления о содержании таких понятий, как "одиночество" и "уединение". Подростки наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательною, но и положительную ценность. Если подросток боится остаться один, то юноша начинает ценить уединение. Причем способность быть одному связана с большей целенаправленностью и самостоятельностью личности. Но не все способны к этому. Как показывают данные массовых опросов и клинических исследований, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Чувство одиночества проистекает не столько от внешней изоляции, не от плохого окружения, а часто от невозможности выразить себя. Отсутствие "настоящего друга" тревожит 29% мальчиков и 35% девочек. От "непонимания со стороны друзей" страдает каждый 7 мальчик и каждая 4-я девочка.

У подростка дружба и приятельство разграничиваются, и число друзей обычно невелико. Среднее число друзей своего пола у юношей с 8 по 11 класс несколько уменьшается, а у девушек такой тенденции нет Число же приятелей наоборот - растет. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. При этом у девочек во всех возрастах друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей.

Для понимания психологических функций дружбы очень важны ее возрастные рамки. Юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстникам /75% - 85%/, значительно реже - старшим и совсем редко младшим. У девушек на первом месте также ровесницы, но они значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим (30% - 50%/в сравнении с 13% - I9%) у юношей, зато младших Девушки не выбирают вовсе.

Ориентация на сверстника говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. По данным рада экспериментальных исследований представление о друге стоит значительно ближе к идеальному Я подростка, нежели к его представлению о своём наличном Я. Младший для этой роли не подходит. У тех, кто дружит исключительно с младшими такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это или результат отставания в развитии, когда подросток личностно объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо следствие каких-то психологических трудностей, например, застенчивости, боязни, свойственной мальчишеским компаниям соревновательности, низкого уровня притязаний и т.д. Перенос эмоциональной привязанности на младших часто является известной психологической компенсацией.

Общение со взрослым. Хотя у подростков на первый план выступает общение со сверстниками, потребность общения со взрослыми не исчезает.. Особое значение общение со взрослыми отмечается на этапе ранней юности, что подтверждается экспериментально. При переходе от подросткового возраста к юношескому возникает проблема перспективного жизненного самоопределения. Это особенно усиливает роль общения со взрослым, который обладает необходимым социальным опытом и знаниями. Такое общение бывает двух видов: регламентированное - под которым понимается форма общения, реализующая партнерские права и обязанности и нерегламентированное - в котором воплощается субъективная потребность друг в друге.

Установлено, что основным содержанием общения со взрослим становится вопрос о взаимоотношениях людей – 52%, взаимоотношение полов –31%, выбора профессии – 19%, то есть такие проблемы, решение которых требует участие человека, обладающего социальным и жизненным опытом и достаточным уровнем знаний. Среди партнеров общения особо выделяются учителя, родители, близкие родственники близкий друг. Потребность в общении со взрослыми чаще отмечается старшеклассниками, чем подростками соответственно 46% и 6%. Среди взрослых в большинстве случаев выделяется мать – 98%.

Резкое снижение доверительности с родителями приходится на период от 14 до 16 лет, после чего положение стабилизируется. Отчетливо выступают также различия в психологической близости с матерью и с отцом. Характерно, что у девочек возрастное снижение доверительности общения с отцом отсутствует, т.к. уже в 14 лет она весьма низка.

Учитель как партнер общения отмечается в 30% случаев у девятиклассников, а десятиклассники отмечают учителя в 69% случаев.

Большинство учащихся с потребностью в нерегламентированном общении со сверстниками стремятся к такому же типу общения со взрослыми. Реально нерегламентированное общение со взрослыми составляет тем не менее незначительный процент, т.к. удовлетворенность общением со взрослыми, составляющими ближайшее окружение старшеклассника невысока. Одна из причин этой неудовлетворённости обусловлена преобладанием в реальном взаимодействии школьников и взрослых регламентированного типа общения.

Если подростки в большинстве случаев неудовлетворены отношениями со старшими, то взрослые эти отношения считают вполне приемлемыми. To есть, мягко говоря, переоценивают или недооценивают ситуацию. Реально существующее непонимание взрослыми потребностей детей особенно ярко выступает в старшем школьном возрасте.

Общение со взрослыми влияет на развитие многих личностных качеств. Из числа подростков, имеющих доверительные отношения с родителями, только у 8% неадекватная самооценка. В то же время, у учащихся с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекватная самооценка наблюдается в 78% случаев. У школьников с преобладанием регламентированного типа общения с учителями неадекватная самооценка наблюдается в 68% случаев, а устойчивая самооценка встречаемая только в 39%.

Специальные исследования показывают, что учащиеся удовлетворенные общением со взрослыми характеризуются и более высоким уровнем самосознания, Более того, их поведение оценивается взрослыми и сверстниками как "взрослое".

Противоположная картина характерна для школьников с низкой удовлетворённости общения со взрослыми. Они испытывают серьзные затруднения в самостоятельном анализе и оценке сверстников и взрослых. Часто бросают начатое. Характеризуя их, взрослые и сверстники выделяют агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие.

Особенно ярко влияние общения со взрослым на развитие личности подростка проявляется при неправильных типах воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме - это полная безнадзорность, но чаще - лишь недостаток опеки и контроля за поведением. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле остается крайне формальным. Подросток чувствует, что взрослые тяготятся им. Обычно подрост научается обходить формальный контроль взрослых и начинает тайно от них жить своей жизнью. Гипопротекция особенно неблагоприятна в акцентуациях по неустойчивому и конформному типу.

Доминирующая гиперпротекция - это чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, вырастающий в целую систему запретов, бдительного наблюдения, иногда - даже слежки. Г. лишает подростка возможности накапливать собственный опыт и разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Кроме того, подавляет чувство ответственности и долга, поскольку все решают за подростка, то он приходит к убеждению, что не может ни за что отвечать. Гипертимных подростков в 12-13 лет такое воспитание толкает на проявление сильнейшей реакции эмансипации, вплоть до бунта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...