Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранняя юность в структуре онтогенеза




Ранний юношеский возраст - заключительное звено в цепи непрерывного развития человека, происходящего с момента его рождения и до возмужалости. В возрастной психологии юность обычно определяется как стадия развития, которая начинается с полового созревания и заканчивается наступлением взрослости. Т.о. первая граница - физиологическая, а вторая - социальная. Это показывает сложность и многомерность явления. Границы ранней юности - 14,5 - 17 лет.

В годы ранней юности заканчивается в основных чертах формирование телесной конституции человека. Нескладный подросток превращается в почти взрослого человека. Позади остаются неуклюжесть, диспропорция тела и конечностей, свойственные подростку. Показателями развития организма служат изменения роста и веса. В ранней юности происходит изменения в темпах роста. Рост в длину постепенно замедляется, а прибавление в весе может быть довольно значительным.

Полного роста девушки достигают между 16 и17 годами (+ 13 месяцев), юноши - между 17 и 18 годами (+ 10 месяцев). 16-летний мальчик вдвое сильнее 12-летнего. Прирост веса и рост мышц происходят за счет уменьшения роста костей. От усиленного нарастания мышц, а также жировой ткани появляется округлость тела, заменяющая угловатость тела подростка. Повышаются физическая работоспособность и выносливость организма.

В ранней юности заканчивается первый период полового созревания. Кровяное давление уравновешивается. Устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. При этом гормоны половых желез угнетают деятельность гипофиза, что влечет за собой уменьшение прироста роста. В ранней юности прекращается также усиленная деятельность щитовидной железы, которая наблюдалась в подростковом возрасте и вызывала у подростка повышенную возбудимость. Наступает период относительно спокойной, ритмичной работы всего организма, период накопления, роста физических сил (созревание не зависит от расы, национальности, климата).

В юношеском возрасте бывают случаи отступления от нормы физического развития, возможно несколько замедленное половое созревание, в результате чего некоторые юноши или девушки по своему внешнему физическому облику отличаются от сверстников. Такие отклонения могут привести к тому, что появляется опасность психических проблем, например, дисморфофобии, а в более тяжелых случаях – дисморфомании – страхе неправильного телосложения, чаще всего у девочек, боящихся набрать лишний вес и буквально истязающих себя голодом.

Старший школьный возраст - это время непосредственней подготовки школьника к жизни взрослого человека. В период ранней юности существенно меняется положение школьников в обществе, в семье, в школе.

Большую роль в жизни старшеклассников играет получение паспорта. Меняется их общественное положение, они не только субъективно чувствуют себя взрослыми, но и признаются ими юридически. Новое положение занимают старшеклассники и в школьном

коллективе. Теперь они старшие среди школьников, и этим определяется их роль в жизни школы: дежурство, вечера, диспуты и т.д.

Меняется и отношение учителей к старшеклассникам. Больше доверия. Если подросток еще не может глубоко разобраться в характере поведения взрослых, то старшеклассники разбираются в этом достаточно глубоко и относятся подчас к недостаткам родителей с чувством глубокой боли за близких людей.

Материально старшеклассник еще находится на иждивении родителей. Неопределенность положения (в одних случаях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых требований по-своему преломляется в юношеской психике.

Развитие юноши не проходит без противоречий. Преодоление этих противоречий приводит к появлению новых качеств личности.

1. Облик старшеклассника сочетает в себе черты подростка и черты взрослого. В духовном облике тоже переплетается новое, сближающее его со взрослыми и старое, идущее от подростка,

2. Противоречие между развивающимися потребностями личности и условиями (возможностями) их удовлетворения. Оно может принять форму противоречия между мечтами и действительностью, между тем, что уже достигнуто и тем, что еще нужно достичь.

3. Противоречиями могут быть отношения между интересами и способностями молодого человека, а также между его природными данными и приобретаемыми свойствами личности. Зачастую это противоречие выступает как борьба между типологическими особенностями личности и формирующимися чертами характера.

4. Возможны противоречия между личностью и коллективом. Конкретные формы этих противоречий могут быть различными. Возможны конфликты внутри классного или школьного коллектива в виде противоречий между отдельными группами учащихся или между отдельными учащимися и коллективом.

Через борьбу противоречий происходят существенные качественные сдвиги как в умственной, так и в эмоционально-волевой сфере личности молодого человека. Осознание старшеклассниками возникающих противоречий становится мощным фактором духовного развития личности в ранней юности.

 

Интеллектуальное развитие

Развитие психических познавательных функций достигает такого уровня, что старшеклассники оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие.

Развитие мышления. Отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они с еще большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту детей более младшего возраста.

К старшему школьному возрасту усваиваются многие научные понятия. Это означает сформированное теоретическое или словесно-логическое, мышление. Одновременно продолжается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Продолжающееся развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще старшеклассники начинают вести споры об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Например, об устройстве мироздания. Вероятно, такие «праздные» споры и «философствование» раздражают учителей и родителей. Но следует понимать, что эти отвлеченные рассуждения также, необходимы старшеклассникам, как и ответы на бесконечные «почему?» дошкольникам.

Одна из особенностей возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей.

Вместе с тем появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся.

Развитие внимания

Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются и при достижении юношеского возраста находятся на весьма высокой ступени развития.

Внимание становится более избирательным, существенно зависящим от направленности интересов, поэтому юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Д. Хэмилтон считает, что «невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей является одной из главных причин плохой успеваемости и некоторых других проблем ранней юности.

Развитие творческих способностей

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Одних отличает отсутствие интереса к познавательной деятельности, другие проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта на данном этапе тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Важнейшим интеллектуальным компонентом творчества принято считать преобладание дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное же мышление ориентируется на однозначное решение и снимает проблему как таковую.

Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных сверстников. Много значат условия воспитания. Так, у одаренного юноши с затрудненным самовыражением могут быть обнаружены черты тревожности и невротизма, которые отсутствуют у того, кому семья и школа помогли раскрыть и реализовать свои способности.

Как свидетельствуют исследования, творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе. Например, многие известные люди в школьные и студенческие годы отличались низкой успеваемостью и считались неспособными или посредственными. К их числу относятся Дарвин, Гегель, Вагнер, Верди, Шиллер, Свифт, Шеридан, Гейне, Пристли и др.

Формирование индивидуального стиля умственной деятельности

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы в юношеском возрасте является то, что умственное развитие заключается не столько в накоплении определенных умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Многие исследователи (Коган Н., 1973) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации. Стиль мышления старшеклассника в значительной степени определяется типологическими особенностями.

Эмоциональное развитие

Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы. Можно сказать, что это «критический» возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни личности, которые станут фундаментом ее эмоциональности в зрелые года.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника - все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей. Кроме того, в этом возрасте развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденным новыми, прежде не испытанными впечатлениями.

Юность - возраст специфической эмоциональной сенситивности. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Юность - возраст формирования у молодых людей общей эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры.

Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его (Кон И. С, 1987).

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. Часто юноша не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Мотивация общения

В мотивационной сфере процесса общения происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

Особенностью мотивации общения в юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И. С. Кон называет ее потребностью в alter ego, втором Я, которая, возможно, является самой важной потребностью в ранней юности.

Так, среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние называют желание иметь верных друзей (дружбу как главную ценность в жизни выделяют 97,7% опрошенных, любовь - 90,8%). В определениях дружбы преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности; 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга (Кон И. С., 1989).

Мотивы общения со взрослыми

Одной из особенностей процесса общения в этом возрасте является то, что старшеклассники предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, как показывают некоторые данные, потребность в неформальном, нерегламентироваином общении с родителями у юношей выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Другой вопрос, насколько удовлетворяются эти потребности. Так, общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом - всего 9,1%.

Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности старшеклассников общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление юношей к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении молодых людей, вплоть до развития у них делинквентного поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...