Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие личности в геронтогенезе




Трудовая профессиональная деятельность сенсибилизирует включенные в нее функции, что способствует их сохранности. Т.О. на неравномерность возрастных изменений психофизиологических функций накладывается неравномерность, являющаяся следствием специализации этих функций под влиянием жизненного опыта человека и иных социальных факторов. Взаимодействие разных видов гетерохронии индивидуализирует возрастную динамику и создает множество вариантов психического развития функций в старческом возрасте.

Выход на пенсию нередко вызывает неприятные переживания. В то же время не существует надежных свидетельств того, что это событие приводит к кризису у большинства пожилых людей. С выходом на пенсию снижаются доходы, но в тех. случаях, когда пенсия высока, большинство работающих увольняется достигнув возраста. Вопреки распространенному мнению, весьма малое число работников в развитых странах уходит на пенсию в приказном порядке.

Из-за плохого здоровья уходит на пенсию в 8 раз больше мужчин, чем по приказу. Большинство же тех, кто увольняется по другим причинам, чем слабое здоровье, очень счастливы и подтверждают это собственными высказываниями. Только от 13-17% утверждают, что они бы уволились позже, если бы у них была такая возможность. Однако некоторые старики-пенсионеры переживают специфический шок. Чаще всего это рабочие, которым не удалось развить интересы за пределами своей работы, кто не продумал свои жизненные планы в связи с выходом на пенсию и не обсудил их с супругами./Броудж,1981/.

Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. На сохранность и развитие разных сторон интеллекта в периоде онтогенеза влияют образование, общие и специальные способности, интересы и род занятий, При высоком уровне образования не наблюдается спад вербальных функций: до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны показатели скорости речи, эрудиции, и логического мыщления.

Фактором жизнеспособности является также род занятий. Профессиональные навыки поддерживают соответствующие функции до глубокой старости. От характера деятельности зависит и то, какие функции прежде всего подвергнутся инволюции. Например, при восприятии ближнего пространства механики, чертежники, швеи с возрастом теряют остроту зрения, а профессиональные водители надолго сохраняют глазомер и скорость реакции.

Продолжительная трудоспособность, как показывают исследования, находится в прямой зависимости от того, соответствуют ли индивидуальные психофизиологические показатели требованиям профессии. Важным фактором жизнеспособности человека является не только уровень образования, но и род занятий.

Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые выступали у них в качестве существенного психического фактора профессиональной деятельности. Те функции, которые являются главными компонентами трудоспособности, сенсибилизируются в процессе трудовой деятельности.

В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей. Экспериментально выявлена также регулирующая роль рефлексивных свойств личности, их тесная связь с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками.

Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, в целом имеет его творческая деятельность. После 70 лет успешно работали Ламарк, Лаплас, Галилей, Кант, Гумбольдт писал главную свою работу от 76 до 89 лет, Гёте создал вторую часть "Фауста" между 70 и 80 годами."Хаджи Мурат" Л.Толстой написал в 76 лет. Микельанджело работал до 79 лет, Клод Мане до 76. Рабиндаранат Тагор после 60 лет начал заниматься живописью и создал рад замечательных полотен. У него было три пика продуктивности: 34,49 и 69 лет.

Интересы творческих людей носят, как правило, активный характер, реализуясь не только в профессиональной деятельности. Это позволяет личности реализовать свои возможности в период геронтогенеза.

Следует отметить и специфику творческой мотивации - это в первую очередь интерес к самому творческому процессу, целенаправленность устремлений. Элементами креативности являются: рефлексия интуиции, фантазия, стремление к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсивности. то есть склонности к переходу от одного состояния к другому и ребячливости.

Креативность в целом не зависит от пола и возраста. Творческий потенциал личности может быть реализован только при сохранении обучаемости. Следует отметить, что среди людей творческих после 70 лет редко встречается та или иная форма старческой деменции.

Творчество и активные социальные контакты позволяют противостоять еще одной проблеме старости - одиночеству. Правда, если 65% молодых людей считают одиночество серьезной проблемой старости, только 13% самих стариков соглашаются с ними (Уивер, 1981). Более того, оказывается, что старые люди смотрят, например, телевизор не дольше, чем все остальные, большинство - около трех часов в день или того меньше. /Хиндс, 1980/.

Психологическая помощь

Другую проблему, реальную, неизбежную представляет собой приготовление к концу жизненного цикла. В последние десятилетия развивается новое научное направление - танатология, изучающая умирание и смерть. Оказывается, например, что менее 10% старых людей боятся смерти, более того, оказалось, что гораздо чаще по сравнению с пожилыми, думают о смерти молодые люди. Исследования Элизабет Кюблер-Росс /1969/ показывают, что умирая, люди обычно проходят через 5 стадий. Не обязательно у каждого все пять стадий будут выражены. Первая стадия – отрицание: "Со мной этого не может случиться", "Это ошибка". Вторая стадия гнев: "Почему я?» Умирающие люди могут испытывать враждебность к здоровым, ухаживающим за ними, к выздоравливающим. Третья стадия - попытка " заключить сделку " /возможно, с Богом/ для получения еше какого-то времени. Следующая стадия - нарастающее чувство потери и переживание депрессии. Умирающий скорбит о неизбежности смерти, потере близких и друзей и о том, что приходится терять личностно важное и расставаться с мечтами. Затем, ближе к концу, когда умирающий устал и ослаб, он принимает неизбежное. Прохождение через названные стадии зависит от течения болезни, общего состояния, отдельных симптомов.

С конца ХХ в. в ряде стран, в первую очередь, в Великобритании развивается движение» ставящее своей целью восстановить достоинство умирающего, скрасить его последние часы - это "хосписы". Это cпециально оборудованные места, где неизлечимо больные люди ожидают смерти. Врачи в хосписах не стараются продлить жизнь пациентов, но пытаются облегчить боль и способствовать контактам с дорогими для пациентов людьми. Первый и наиболее известный хоспис - это хоспис Св. Кристофера а Лондоне. Например, в 1977 году там умерло 600 пациентов, каждый находился на попечении около 12 дней. Пациенты в хосписе ведут самую нормальную жизнь, о них заботятся, насколько это возможно, члены семьи. В последнее время многие хосписные программы пытаются оказывать такую же помощь на дому.

Контрольные задания

1. Назовите стадии геронтогенеза.

2. Покажите возрастную динамику психофизиологических функций в старости.

3. Покажите особенности развития интеллекта в пожилом и старческом возрасте.

4. Укажите кризисные явления старческого возраста.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

(имеется в читальном зале и в библиотеке)

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

2. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом Университет, 2002.

4. Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. *

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Тривола, 1995.

10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: ИЦ «Академия», 2000.

11. Хрестоматия по возрастной психологии / Ред.-сост. Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.И. Подольский. М.: РПО, 1999.

12. Хрестоматия по детской психологии / Под. ред. Г.В. Бурменской. М.: Ин-т практической психологии, 1996.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

14. Эльконин ДБ. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Рекомендуемая литература

(имеется в библиотеке)

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург, Деловая книга,2002

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1998

3. Альперович В. Б. Геронтология. Старость. Социокультурный портерт М., Приор, 1998

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания М.,Наука, 2000

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания воспитания и семейных отношений М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999

6. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет//Вопросы психологии.2008.№3. С.55-60.

7. Бардышевская М.К. невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией//Вопросы психологии. 2010. №6. С.33-42.

8. Бауэр Т. Психическое развитие младенца М., Прогресс, 1985

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности М., Институт практ психол., 1995.

10. Венгер А.Л. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками//Вестник Московского университета. 2011. №2. С. 36-47.

11. Венгер А.Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства//Вопросы психологии. 2008. №4. С.3-12.

12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологииразличия М., Инст-т практ.псих., Воронеж, Модэк, 1996

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., Педагогика, 1982-1984

14. Гамезо М. В., Герасимова В. С. и др Возрастная психология: Личность от молодости до старости М., Педагогич.общество России, 2000

15. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии СПб, Речь, 2001

16. Ермолаева М. Практическая психология старости М., ЭКСМО-Пресс, 2002

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000

18. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб, Издательство Союз, Лениздат, 2000

19. Зеньковский В.В. Психология детства Екатеринбург, Деловая книга, 1995

20. Калашникова М.Б. О модели возрастной сензитивности//Вопросы психологии. 2002.№4. С.98-107.

 

21. Крайг Г. Психология развития СПб, Питер, 2002

22. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старости М., Академия, 2002

23. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные Абрамова Г.С.Возрастная психология М., Академия, Раритет, 1997

24. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М., Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999

25. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики анамального развития детей М., Педагогика, 1989

26. Миллер С. Психология развития СПб, Питер, 2002

27. Мухина В.С. Возрастная психология М., Академия, 1997

28. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка СПб, Питер, 2002

29. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Тривола, 1996 Павлова М.К. Взаимосвязь между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 2008. №3. С. 46-54.

30. Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., Изд-во МГУ, 1981

31. Под ред. С. А. Минюрова Хрестоматия по возрастной психологии Екатеринбург, Уральский гуманитарный институт, 1999

32. Под ред. Т. Д. Марцинковской Детская практическая психология М., Гардарики, 2001

33. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология СПб., Питер, 2001

34. Сапогова Е. Е. Психология развития человека М., Аспект Пресс, 2001

35. Сост. Н. Л. Белопольская Детская патопсихология: Хрестоматия М., Когито-Центр, 2000

36. Сост. Сельченок К.В. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия Минск, Харвест, 2000

37. Фрейд А. Психопатологии детства М., Nota bene, 2000.

38. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте//Вопросы психологии. 2007. №4. С.143-157.

39. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах М., Институт прак. психол., Воронеж, Модек, 1995

40. Эльконин Д.Б. Психология игры М., Владос, 1999

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...