Д. Рудраппа. Вирашиваизм и кашмирский шиваизм
Автор: J. Rudrappa Введение Шиваизм является, возможно, древнейшей из существующих религий мира. Он отождествляется с почитанием Шивы в форме Линги. Находки в Мохенджодаро и Хараппа показали, что культ Шивы и почитание Линги существовали так же давно, как и цивилизация в долине реки Инд, которая считается до-ведической. Кроме его древности и распространенности его влияния, мы знаем индийский шиваизм как великую и живую религию со стоящей за ней сильной философской системой. Шиваизм, как современное религиозное течение в Индии, может быть в общих чертах представлен в виде трех направлений, а именно: кашмирский шиваизм, распространенный на севере Индии, вирашиваизм в Деккане, Карнатаке и Андхре, и шайва-сиддханта в Тамилнаде. Хотя некоторые принципы и ритуалы этих трех школ различаются, все же фундамент у них общий. Их общая основа — Шива-агамы, а так же логический и интуитивный опыт святых и ученых-философов. Хотя метафизика кашмирского шиваизма и вирашиваизма идентична, все же следует отметить, что ее трактовка, предлагаемая компетентными учеными, демонстрирует незначительные расхождения в некоторых важных моментах. Вирашиваизм также называется Шива-адвайта, так как согласно этой системе Высшая Реальность — это Шива, включающее в себя все Универсальное Бытие, в котором содержится в потенциале все разнообразие проявленного мира и из которого мир разворачивается по Его воле. Непроявленное многообразие, даже когда оно становится открытым (проявленным), или тонкое, даже когда оно становится грубым, не является для Него чем-то внешним. Это называется "Шарва Шрутишарамата", так как содержит непротиворечивую и гармоничную интерпретацию всех несомненно противоречивых утверждений, найденных в шрути (древних текстах), в свете дуалистически-монистической точки зрения. Она указывает, что все в мире единое целое с одной точки зрения, но различно с другой. Индивидуальность отлична от Шивы на практическом уровне, но едина с Ним, когда вливается в Него, освобождаясь. Так река отлична от океана, пока течет по равнине, но едина с океаном, когда впадает в него. Зерно одно, но множество листьев, ветвей, цветов и фруктов развивается из него.
Кашмирский шиваизм называют трика, так как эта школа рассматривает реальность в трех аспектах — Бог, душа и материя (Пара, Парапара и Апара), хотя, несомненно, существует лишь один Высший Шива. Высшая Реальность (Парататтва) имеет два аспекта — Парапара (субъект — объект) и Апара (объект или проявление). Пратьябхиджня Основная идея кашмирского шиваизма состоит в том, что индивидуальное "я" есть ни что иное как сам Господь Парамашива с ограниченными возможностями. Цель этой системы — дать человеку возможность обнаружить, осознать и ощутить свою истинную сущность, всю счастливую Шивататтву или чистое сознание. Представления и ощущения, которые проходит индивидуальность, не отличаются от его бытия, так как он является аспектом Высшего Сознания. Следовательно, всякое познание, объективное либо субъективное, является узнаванием. Индивидуальность именно в силу своей природы способна стать всеведущей, но существуют определенные препятствия на этом пути. Доктрина узнавания, описанная в этой системе, помогает человеку преодолеть эти препятствия при помощи правильного знания, почерпнутого из священных писаний, наставлений учителя, а также личных усилий и практики. Главные обсуждаемые темы в кашмирском шиваизме — это Бог, мир, душа, обусловленность и освобождение. Верховный Господь зовется Парасамвит (высший опыт), чит или Парамашива (высший Шива). Он anuttara, т.е. всеобъемлющий. Он вне времени, пространства и причинности. Он — несвязанный, Он — абсолютное блаженство (Paripurnanandaghana). Он Пракаша — Вимарша майа. Он может проявлять себя в различных формах по своему желанию. Вимарша — это внутреннее ощущение (perception). Он может идеально ясно видеть тождественность самого себя и вселенной. Его основных атрибутов, энергий и качеств (шакти) пять — чит (чистое сознание), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (знание) и крия (творческая сила или сила действия). Все они находятся в скрытом состоянии, спокойные как воды океана во время штиля (Prashanta Sagara) в трансцендентном состоянии Парамашивы. Когда Господь творит мир, все шакти принимают динамическую форму. Три из пяти шакти — иччха, джняна и крия, проявляют себя в различных формах, но в ограниченных масштабах, в сотворенном мире. Весь мир, таким образом, является проявлением шакти, которые неотделимы от Господа Парамашивы. Парамашива имеет два аспекта — трансцендентный и имманентный. В трансцендентном аспекте все пять шакти непроявлены. Парамашива всеведущ, всемогущ и вездесущ даже в имманентном состоянии.
Господь Парамашива сотворил этот мир и принял ограничения атрибутов по своей воле, это Его игра — лила. Он является абсолютной реальностью как в своем трансцендентном, так и в имманентном аспекте. Таким образом, мир, который является проявлением самого Господа, абсолютно реален. Мир неотделим от Него. Подобным же образом Парамашива проявил себя в двух формах — познающего и познаваемого. Познающий — это грахака, индивидуальная душа, познаваемое — грахья, вселенная или объективный мир. Кашмирский шиваизм широко известен как система пратьябхиджня. Он опровергал буддистскую нигилистическую доктрину (anityavada) и иллюзорную теорию кевала-адвайты (Mayavada), признал выдающиеся практические аспекты теории Шивашакти шактистского учения. К 25 таттвам, или жизненным категориям, системы санкхья кашмирский шиваизм добавил 11 более тонких таттв, наиболее полно описывая проявление мировых процессов. Он показал, что шабда-адвайта (Sabdadvaita) или Шабдабрахман Бхартрихари, который останавливается на Пашьянти, как последней стадии проявления "вак" не верен и что первичная реальность появилась посредством четырех аспектов речи (Паравак) — Пара, Пашьянти, Мадхьяма и Ваикхари.
Пратьябхиджня — это узнавание. Это познание вещи, которая существует, но не познана с метафизической точки зрения. Пратьябхиджня помогает человеку осознать тот факт, что индивидуальная сущность тождественна высшей сущности, Парамашиве. Господь Парамашива по своей воле (Svatantrya Shakti) принимает ограниченную форму индивидуальной личности (Пашубхава) и, следовательно, индивидуальность теряет знание своей реальной природы из-за майа вимохини шакти — Его силы иллюзии, и становится обусловленной в своих мыслях и действиях. Пратьябхиджня дает ищущей освобождения душе возможность узнать ее собственную, присущую с рождения, высшую природу либо посредством изучения текстов и медитации, которые помогают человеку достичь распознающего интуитивного знания (Drik Kriyatmaka Shakti), либо посредством проявления врожденных онтологических сил. Цель такого рода знания — удалить покров неведения, делая возможным самопознание. Этого можно достичь правильным знанием, почерпнутым из писаний, наставлений Гуру и личных усилий и практики (Shastrah, Gurutah, Svatah). Абхасавада (Феноменализм) В основе вселенной лежит чистое сознание. Мир постоянно меняющихся форм или феноменов — проявление сознания первичной реальности. Все, что проявляется, все, что составляет объект чувственного восприятия или осмысления, все, что находится в пределах достижимого для внешних чувств или внутреннего разума, все, что мы ощущаем, все, о чем можно сказать, что оно существует в чем-то, будь то субъект, или объект, или средство познания — все это абхаса (ярко светящее, сияющее). Ишвара Пратьябхиджня Несомненно, существует различие между бытием и становлением. Наше восприятие привязано к разнородности объективных форм. Формы появляются и исчезают, но бытие, т.е. лежащее в их основе чистое сознание, — неизменно и вечно. Вирашиваизм Центральная идея философии вирашиваизма состоит в том, что Господь Шива и Его Шакти неразделимы. Изначально существовал один лишь Шива, и весь разнообразный мир материи и жизни был представлен в Нем в тонкой форме, совершенно неотличимый от Него. Он отделил живые существа, которые были связаны с различными видами кармы, и проявил материальный мир в разнообразных формах, так чтобы живые существа могли очиститься под действием закона кармы, вернуться к Господу и по божественной милости слиться с Ним.
Бхедабхедавада Отношения между Богом и миром — это тождество в различии. Изначальная реальность — это единство в многообразии. И единство, и многообразие одинаково реальны и вечны, так как являются двумя сторонами единой Высшей Реальности — универсальным сознанием (трансцендентный аспект) и универсальной энергией (имманентный аспект). Различие между дживой и Шивой или Брахманом заключается в том, что первый — поклоняющийся и его знание ограничено, а второй — объект поклонения. Шива-Шакти Согласно кашмирскому шиваизму именно воля Господа действует в процессе творения. Господь Махешвара при помощи своей вимарша шакти творит, поддерживает и разрушает. Он — совершенное блаженство и сознание. Он — неудержимый поток воли, познания и активности. Один из разнообразных аспектов Шакти — это пранашакти, жизненная энергия, движущая и поддерживающая сила. Имманентный аспект Парамашивы поддерживает и управляет вселенной при помощи динамической пранашакти. Лишившись этой шакти, любая жизнь угасает. Физические и психологические практики, такие как пранаяма, дхарана и дхьяна, связаны с пранашакти. Любые намеренные и непроизвольные движения физического тела управляются пранашакти. Это психофизическая сила. Все виды деятельности человека, субъективные и объективные, основаны на этой пранашакти. Sarvam Prane Pratishthita. Согласно философии вирашиваизма Шакти Господа проявляется в двух формах: махамайа (великая шакти, или шакти таттва) или урдхвамайа (высшая шакти, или шуддха — чистая) и адхомайа (ашуддха — нечистая). Низший уровень проявления — материальная вселенная. Именно махамайа разворачивается в феноменальной вселенной. В ней не существует каких-либо ограничений сознания объектами, так как она всеохватывающая. Адхомайа скрывает истинную природу индивидуальности и ограничивает пять энергий (земля, вода, огонь, воздух, эфир) Господа при творении материального мира, который состоит из 30 элементов или таттв. Следует отметить, что в философии шайва весь мир состоит из 36 таттв или элементов. Термин мaйя, используемый здесь, не следует путать с Mithya (иллюзией), как ее определяют адвайтисты. Maйa может быть описана как посредник, при помощи которого Господь сотворил мир и многочисленные души. Шива, оставаясь неизменным, проявляется в двух формах: Линга (чистое сознание) и анга (индивидуальная душа или джива). Как Господь Шива, трансцендентный чему-либо во вселенной, становится Брахмой (творцом материального мира) и дживой (душой с обусловленным сознанием), так и Его Шакти, называемая также Махешвари, двойственна. Одна ее часть связана с Лингой, а другая — с ангой. Согласно философии вирашайва адхо шакти переходит в урдхва благодаря бхакти, так как движется к своему изначальному состоянию. В творении эти энергии инертны и приводятся в движение дживой, которая возвращает низшую энергию в изначальное состояние благодаря практике шатстхалы.
Шакти (в значении адхошакти) — это правритти, удаление от истока, разделение, движение к периферии, в процессе чего и появляется видимый мир. Бхакти (урдхва шакти) — нивритти, возвращение всех сил к своему истоку, восстановление целостности и неразрывности восприятия (в начале — восстановление связи с Целым, а затем — становление тем, что мы есть). При помощи энергии, называемой бхакти (преданность) (в кашмирском шиваизме эта энергия называется шудха-майя, в вирашиваизме — урдхва, высшая), Шива создал всю вселенную, и та же сила, действующая в индивидуальности, приводит к освобождению души. В реальности нет разницы между шакти и бхакти. Под реальностью понимается изначальное состояние, и собственно Шива и джива — одно. Однако в проявленном состоянии разница ощущается, так как шакти — весь внешний мир, а бхакти для нас — это возврат всех энергий к изначальному творцу, некий процесс, растянутый во времени и связанный с отношениями части и целого. Однако это разделение существует только на уровне нижних 30 таттв, выше их просто нет, как нет и времени, отношения части и целого. НО Бхакти в этом контексте — онтологическая категория, которая понимается как изначальный субстрат связывающий все элементы творения воедино — это Шивататтва. Две высшие таттвы не отличны друг от друга (Парашива, Парашакти). Бхакти как чувство — психологическая реакция на уровне чувств, но в реальности — это и шива и шакти одновременно. Индивидуальность Кашмирский шиваизм постулирует наличие 36 таттв (жизненных категорий), чтобы объяснить процесс космической эволюции, предлагая наиболее полный анализ вселенной. Все категории можно разделить на два класса — чистые и нечистые. Чистых таттв пять — Шива, Шакти, Садашива, Ишвара, Шуддхавидья. Из них первые две не подвержены какой-либо двойственности, хотя являются потенциальным источником дальнейшего деления, от Майи и до земли. Категории Садашива, Ишвара и Шуддхавидья — тонкие состояния, в которых двойственность проявляется на уровне сознания. Нечистых элементов 31 — группа начинается Майя таттвой и заканчивается элементом земли. В этой группе двойственность становится более явной. Мы также видим влияние Майи на всех уровнях этой группы элементов. Майя — первичная причина всех низших элементов. Она скрывает истинную природу Я, ограничивает его энергии, вызывает разделение и множественность. Майя свойственна всему, что является творением Господа. Она недостижима для нашего восприятия. Как аспект универсального Я она вечна. Первые продукты майи — пять канчук или оболочек индивидуальной души: видья, калA, нияти, кAла и рага. Канчуки возникают в результате ограничения майей пяти атрибутов Бога: сознания (чит), блаженства (ананда), силы воли (иччха шакти), силы знания (джняна шакти) и творческой силы (динамический аспект). Майя превращает чистую силу всеведения (сарваджняттва) в видья, причину ограниченного знания. Сила всемогущества (сарвакартриттва) превращается в калA, причину ограниченной деятельности индивидуальной души. Сила вездесущности или всепроникновения (сарвавьяпакаттва) под действием майи становится нияти, источником ограничения, связанного с пространством и временем. Нияти связывает причины со следствиями. Вечное существование (нитьяттва) ограничивается и превращается в кAла, источник времени. В результате ограничения силы заинтересованности (парипурнаттва) возникает рага, причина избирательности интереса к объектам. Индивидуальная душа, которая связана с тремя определенными выше загрязнениями (анава, майя и карма мала) и пятью канчуками, называется пуруша. Между основными принципами кашмирской философской системы Шайвадвайта или Пратьябхиждня и вирашиваитской Шакти Вишиштадвайта нет существенной разницы. Концепция реальности, доктрина Шива-Шакти, проявление объективного мира, 36 категорий или элементов — от Шивы до элемента земли, три малы и пять канчук, которые скрывают индивидуальную душу, божественная милость или Шива ануграха как необходимый или существенный элемент освобождения (мокши) — вот точки соприкосновения этих школ. Как видим, у них много общего, хотя они несколько расходятся во взглядах на средства достижения самореализации (садхану). Обусловленность Общее убеждение всех школ индийской философии заключается в том, что неведение является причиной обусловленности, а обретение человеком знания своей истинной природы ведет к освобождению. В кашмирском шиваизме неведение не означает полное отсутствие знания, а лишь неполное знание. Согласно обеим философским школам — кашмирскому шиваизму и вирашиваизму — первое ограничение, которое сокращает универсальное сознание до ограниченного состояния (ану) — это анава мала. Это результат иччха шакти Всевышнего; неведение, связанное с рождением. Следующее ограничение — маийя мала. Она вызывает осознание различий и является результатом ограничения джняна шакти. Третье ограничение, которое тесно связано с этим, — карма мала. Она является результатом влияния выполнения мирских обязанностей и их следствиями. Индивидуальность скрыта этими тремя загрязнениями: анава (неведение связанное с рождением), маийя мала (transmigratory existence) и карма (благие и дурные поступки). Хотя говорят, что эти малы связаны друг с другом случайным образом, до сих пор не было предложено вразумительной теории о том, как они влияют друг на друга. Именно благодаря этим малам (загрязнениям) сознание человека является обусловленным. Упайи (средства) Воплощенная душа, хоть и едина в реальности с универсальным сознанием, по существу ограничена тремя загрязнениями, известными как анава, маийя и карма. Эти загрязнения ограничивают ее силы желания, знания и действия. Однако, при правильном подходе к внешней и внутренней практике, идеальное блаженство, идеальное знание и идеальное творчество могут быть достигнуты. Для того чтобы освободиться от ограничений или загрязнений, учителя предписали определенные пути и средства, в соответствии с различными способностями ищущих освобождения (садхака). Эти средства называются упайи. Цель всех упай — постепенное вытеснение животной природы, развитие в человеке высоких ценностей и окончательное единение с божественным сознанием, которое на самом деле пропитывает каждого человека, распространяется во вселенной и содержится в трансцендентном Бытии. Цель этих упай в том, чтобы избавиться от трех мал (загрязнений), которые заслоняют свет сознания, т.е. Чайтаньи, т.е. Атмы. Основные упайи, указанные в Шивасутрах, были открыты Васугупте и передавались им, — Шамбхавопайа, Шактопайа и Анавопайа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|