Свами Лакшманджу. Кашмирский Шиваизм и Адвайта-веданта
Свами Лакшманджу «Высшая тайна». Несмотря на то, что базовой основой как Кашмирского Шиваизма, так и Адвайта-веданты является чистый монизм (advaita), воззрения этих духовных традиций содержат ряд важных отличительных особенностей. Так, например, здесь можно рассмотреть вопрос о кармайоге (karmayoga), или о йоге в действии. В Адвайта-веданте считается, что вы должны практиковать нихшкама кармайогу (ni: sh kāma karmayoga), то есть осуществлять любые действия без каких-либо мыслей о вознаграждении. На этом пути, как утверждается, вы достигаете понимания Истинного Бытия, Подлинной Природы или «Я». Однако, с точки зрения Кашмирского Шиваизма, кармайога означает нечто иное. Это не просто осуществление любых повседневных действий. Йога в действии — это чистая йога и ничего более. Чистая йога означает однонаправленность, и такая однонаправленность должна развиваться трояко. Прежде всего, необходимо развивать однонаправленность в отношении вашего бытия. Это однонаправленность в состоянии пара-вак (parā-vāk), то есть на уровне высшей речи. Помимо этого, вы должны развивать однонаправленность в состоянии мадхьяма-вак (madhyamā-vāk) — на уровне промежуточной речи. И, наконец, вы развиваете однонаправленность в состоянии ваикхари-вак (vaikharī-vāk) — на уровне обычной грубой речи. В шиваизме мы начинаем с промежуточной речи, с мадхьяма-вак. В соответствии с объяснениями Кашмирского Шиваизма, йога в действии означает, что когда вы сидите в автобусе или идете по дороге, вам необходимо соблюдать тишину: идти в тишине, сидеть в тишине — не разговаривать с кем-либо. Продолжайте вашу практику созерцания Господа Шивы в соответствии с теми наставлениями, которые вы получили от вашего гуру, и не разговаривайте. Это то, с чего вы начинаете. На начальном этапе для вас невозможно практиковать эту йогу во время разговора с кем-либо. Вы должны начинать с безмолвия.
Такая йога в действии невероятно сильна. Если, например, во время ходьбы, вы сохраняете непрерывное созерцание всего лишь в течении 15 минут, то, тем самым, вы достигаете точно такого же результата, как и от соответствующей двух — или трехлетней созерцательной практики в помещении для медитаций. Йога в действии наделяет вашу созерцательную практику большей устойчивостью, стабильностью и целостностью. Именно поэтому Кашмирский Шиваизм придает наибольшее значение йоге в действии, а не какой-то пассивной йоге. Практикуя йогу на уровне мадхьяма-вак, вы начинаете с безмолвия. Затем вы переходите от мадхьямы к уровню пара-вак, к состоянию Шивы. Однако это состояние пара-вак обретается только после того, как вы завершили активный период. Например, занимаясь созерцательной практикой, вы прошли 10 миль (5 миль вперед и 5 миль назад), после чего возвратились домой и сели медитировать. В результате, вы автоматически погружаетесь в пара-вак, и быстро обретаете состояние Трансцендентного Существа. Вы должны входить в это состояние пара-вак совершенно автоматически. Вы не можете каким-либо образом вызвать его. Если оно не наступает, вы снова должны заниматься созерцанием в действии. Именно йога в действии содержит в себе такую внутреннюю силу, которая и позволяет вам войти в состояние пара. Если ваше созерцание в действии становится спонтанным и непрерывным, вы всегда автоматически входите в состояние пара-вак. Если же ваше созерцание в действии прерывается, то затем, сидя в медитации, вы не входите в пара-вак, и вам нужно начинать сначала. Все это и называется кармайогой. После того, как созерцание в действии и состояние пара-вак стали устойчивыми, вы можете переходить с уровня пара-вак на уровень ваикхари-вак. Йога в действии на уровне ваикхари-вак означает, что вы сохраняете созерцание своего бытия во время разговора, смеха — при выполнении любых действий в миру. Такой вид йоги на уровне ваикхари-вак невозможен до тех пор, пока не завершена практика на уровнях мадхьяма-вак и пара-вак. Знак такого завершения — пребывание в своей собственной природе, в состоянии пара, после осуществления йоги в действии на уровне мадхьяма-вак. Устойчивое созерцание на уровне ваикхари-вак — это уже завершение йоги в действии. После этого, вы продолжаете присутствовать в состоянии собственного Бытия при любой повседневной деятельности. Как считается, Господь Кришна полностью реализовал йогу в действии на уровне ваикхари. Он был очень активен, выполняя любые действия, но при этом всегда оставался в созерцании своей подлинной природы.
Таким образом, первое отличие между Кашмирским Шиваизмом и Ведантой заключается в их различном понимании кармайоги. Такое отличие, как вы только что видели, весьма существенно: ведантисты считают, что кармайога — это выполнение всех действий без каких-либо мыслей о вознаграждении; Кашмирский Шиваизм учит, что такая йога — это выполнение всех действий, при сохранении непрерывного созерцания Бога. Другое отличие обнаруживается при рассмотрении категорий индивидуального существа и Универсального Существа. Ведантисты объясняют, что индивидуальное существо проявляется только в том случае, когда Универсальное Существо отражается в зеркале индивидуального интеллекта. Они говорят, что Универсальное Существо отражается в интеллекте буддхи (buddhi), и такое отражение становится индивидуальным существом дживой (jīva). Однако Кашмирский Шиваизм не признает такого объяснения, утверждая, что оно безосновательно. Универсальное Существо абсолютно чисто и совершенно, тогда как индивидуальное существо загрязнено (malas) и покрыто различными оболочками. Поэтому Универсальное Существо не отражается в буддхи, скорее сам буддхи — отражение такого Существа. Более чистая и более совершенная реальность отражается в виде чего-то менее чистого и менее совершенного, но не наоборот. Буддхи не может вместить в себя Универсальное Существо. Кашмирский Шиваизм объясняет, что когда Шива за счет своей абсолютно независимой воли сватантрья (svātantrya) отражается в зеркале Его собственной Шакти, возникает вся вселенная и любые индивидуальные существа.
Кроме того, теория ведантистов не может дать ясного объяснения, каким образом в случае несуществования мира может существовать буддхи, в котором якобы должен отражаться Господь Шива. Как может существовать интеллект до существования мира? Таким образом, индивидуальное существо — это отражение Господа Шивы в Его сватантрья-шакти. Таково истинное существование вселенной. Третье отличие между воззрениями Кашмирского Шиваизма и Веданты связано с учением о сущности или субстанции, составляющей основу этой вселенной. С точки зрения Веданты, эта вселенная иллюзорна, она не имеет какого-либо реального существования: все является простой иллюзией (māyā). Со своей стороны, Кашмирский Шиваизм утверждает, что поскольку Господь Шива реален, никакая нереальная субстанция не может возникнуть из Него. Если Господь Шива реален, то и Его творение также реально. Как можно утверждать, что Господь Шива реален, а его творение — иллюзия (майя)? Шиваизм утверждает, что существование вселенной также реально, как и существование Господа Шивы. Эта вселенная реальна, чиста и непрерывна. В действительности, в ней нет ничего, что могло бы считаться нереальным. Четвертое важное отличие заключается в том, что Веданта не признает кундалини-йогу (ku nd alinī-yoga). Ведантисты говорят, что кундалини-йога предназначена для тех, кто следует низшими путями йоги. С точки зрения Кашмирского Шиваизма, кундалини-йога — это самая важная йога данной системы практик. Существует три пути кундалини-йоги: пара-кундалини-йога (para-ku nd alinī-yoga), чит-кундалини-йога (cit-ku nd alinī-yoga) и прана-кундалини-йога (prā n a-ku nd alinī-yoga). Пара-кундалини-йога — это высший вид йоги. Она осуществляется самим Господом Шивой, который обладает универсальным, а не индивидуальным телом. Чит-кундалини-йога — это кундалини в сознании. Прана-кундалини-йога — это кундалини в дыхании.
Пятое важное отличие связано с вопросом о том, кто может практиковать эти монистические учения. Ведантисты утверждают, что эти практики могут выполнять лишь «достойные люди», обладающие благими качествами, например, брахманы. Шанкарачарья, со своей стороны, говорил о том, что Веданта предназначена только для аскетов, саньясинов (sanyāsins) и не для кого более. Ведантисты считают, что женщины и представители других каст не должны практиковать эту систему. Кашмирский Шиваизм не соглашается с такими ограничениями и утверждает, что монистические учения может практиковать любой человек: мужчины и женщины, принадлежащие к любым кастам и религиям; имеющие любой цвет кожи и т.д. Более того, в Кашмирском Шиваизме утверждается, что женщины могут выполнять эти практики даже более успешно, чем мужчины. Таким образом, Кашмирский Шиваизм — это универсальная система, совершенная в каждом своем аспекте, и ее может практиковать каждый. Перевод с английского. © Ананта Виджняна Даса, 2006.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|