Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурный статус философии в современном мире.




Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, самого себя и свое место в мире, определяющая жизненную позицию.

Мировоззрение включает чувства, идеи, представления, ценности, принципы, нормы и т.п.

Cтруктуру мировоззрения можно представить на двух уровнях – мироощущения и миропонимания. Мироощущение представляет собой уровень первичного психологического переживания жизни, который включает эмоции, чувства и представления. Миропонимание – это рациональный уровень мировоззрения, который включает в основном знания, убеждения и ценности. Чувственно-эмоциональный и рациональный уровни мировоззрения тесно связаны, поскольку в повседневности разум и чувства человека не могут быть изолированы друг от друга.

В структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как: познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, внутренние принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни).

Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном (коллективном). Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Основными типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное, философское, научное и обыденное.

Мифы явились первичным способом освоения реальности. Основной чертой мифологического мировоззрения является синкретизм – буквально – неразделимое единство мировосприятия. Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное, сверхъестественное. Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе). Основу религиозного мировоззрения образуют представления о священном (сакральном) и мирском (профанном).

Первичными формами религиозных верований являются анимизм (Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.), тотемизм (Форма религии раннеродового строя, характеризовавшаяся верой в сверхъестественную силу и кровную близость определенной родовой группы с каким-л. тотемом, т.е. животное, растение, предмет или явление природы)и фетишизм (религиозное поклонение фетишам - неодушевленным предметам, наделенным - по представлениям верующих - сверхъестественной силой и являющимся объектом религиозного поклонения). Наряду с мифологией и религией философия, возникшая в VII–VI вв. до н.э., также способна определять жизненную позицию человека. Философия – это рационально-критический тип мировоззрения. В отличие от мифологии и религии философия основана не на синкретичном восприятии реальности или вере, а на разуме, размышлении. Таким образом, философское мировоззрение отличается рациональным и критическим характером, фундаментальностью рассматриваемых проблем и выступает как род самопознания человека в контексте своей эпохи.

Соотношение философии и мировоззрения можно представить тремя идеальными типами.

1) Философия – это мировоззрение, а точнее – миропонимание. человек стремится построить свою жизнь исключительно на тех началах, которые он постиг при помощи философствования. 2) Философия образует ядро мировоззрения. Эта позиция близка первой, однако отличается от нее тем, что философии здесь отводится место базового, фундаментального знания о характере и предельных целях (ценностях) жизни. 3) Философия – один из компонентов мировоззрения, не имеющий ведущей роли, а выполняющий обслуживающие функции.

 

Природа философских проблем. Проблема научности философии.

 

Истоки и характер философии обнаруживаются при обращении к происхождению самого понятия философии. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Трактовка философии как любви к мудрости вскрывает ее личностные истоки. Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа, таким образом, отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. Философские вопросы – кто такой человек? зачем он живет? почему все происходит так, а не иначе? и т.п. – это вопросы без окончательных ответов. Поэтому их называют «проклятыми вопросами».

Проблемы философии касаются, главным образом трех главных предметов: мира, человека и способов отношения человека к миру.

Основными разделами философии являются онтология, антропология, гносеология и социальная философия.

Основные понятия философии называются философскими категориями.

Категории философии носят предельно обобщенный характер и отличаются высокой степенью абстрагирования (отвлечения), как, например, понятия мира, вещи, объекта, бытия и небытия, человека и т.п.

Проблемы мироустройства - онтология - «учение о бытии», о мире.

Проблемы специфики человека и человеческого существования - антропология - «учение о человеке».

Проблемы познаваемости мира, способов, механизмов и целей познания- гносеология.

Эпистемология – теория познания, «учение о знании».

Природа философских проблем и особый характер знания в современных условиях авторитета науки предопределяют вопрос о соотношении философии и науки и проблему научности философии.

Из сопоставления философии и науки, видно, что первая ближе науке чем, например, религия.

Тем не менее, отсутствие строгих соответствий характеристик философии параметрам науки до сих пор вызывает споры о научности философии.

Существуют три основные точки зрения по данной проблеме. На вопрос о том, является ли философия наукой можно ответить трояко:

1) Философия – это главная наука. Данная точка зрения согласуется с классическим образом философии.

2) Философия – это не наука. Такая позиция возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания и появлением позитивизма. Научным объявлялось только такое знание, которое было основано на фактах опыта и построено по образцу естественных наук, прежде всего, физики и биологии.

Поэтому философия является либо искусством, не имеющим отношения к науке, либо методологией науки, которую нет необходимости называть философией. 3) Философия – это особая социально-гуманитарная наука, наряду с другими науками о человеке и обществе, такими как история, социальная психология, социология и др.

Социокультурный статус и функции философии в современном мире.

Функции философии.

1. Мировоззренческая. Образует основу научной картины мира, придает единство всем наукам, формирует систему ценностей. Философия – теоретическая форма мировоззрения.

2. Методологическая. Формирование общелогических и общенаучных методов познания мира.

3. Теоретико-познавательная. Вооружает знаниями о мире.

4. Культурологическая или культурно-воспитательная. Философия выявляет, выражает в философских категориях и формирует универсалии культуры – наиболее общие идеи и ценности, зафиксированные в фольклоре, искусстве, религии, этике, науке.

5. Интегрирующая. Создание единой картины мира на основе интеграции знаний других наук.

6. Критическая. Критическая оценка и отбор ценностей, мыслительных схем, методов познания.

7. Прогностическая. Формирование новых программ деятельности, которые будут востребованы в будущем. А также прогнозы относительно дальнейшего развития общества.

8. Идеологическая. Каждая философская система отражает ценностные ориентации определенного социального слоя и может быть использована для обоснования его идеологии.

Социокультурный статус философии в современном мире.

Возникновение новых Ф. проблем, связанных с анализом новых научных теорий, эстетических учений, социологических доктрин и т.д.

Опосредованное воздействие на практику. Современная философия становится практической философией, - философской антропологией, философией пола, любви, смерти, культуры, техники, политики, педагогики, права и т.д. Во всех конфессиях сегодня религиозная философия влияет через вероучение на принятие практических решений. Ф. играет важную роль в политике, в теории революций. Ф. участвует в предсказывании будущей судьбы человечества. Социальная Ф. и ф. антропология влияет на политическую теорию и практику. Ф. является также методом сознания художественного творчества. Теория познания, Ф. культуры связаны с культурологией, эстетикой, художественным творчеством. Социальная Ф., ф. антропология и гносеология влияют на педагогику.

Ф. является методом и методологией науки.

Ф. способствует диалогу культур, помогает осуществиться «опыту души».

Современная философия осуществляет задачу создания целостной и взаимосвязанной картины мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...