Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метатеоретические основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы исследования, философские основания и принципы.




Данное понятие раскрывает идею взаимосвязи отдельных наук и значение социокультурного фактора в развитии науки. Оно включает:

1. Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации реальности. Наиболее крупный блок предметного знания, обобщенная схема устройства мира, синтез знаний различных наук. Главное влияние на научную картину мира оказывает лидирующая наука (с 17 в. – физика).

Научная картина мира по отношению к понятиям и законам выполняет концептуальную функцию. Другие ее функции – мировоззренческая (картина мира помогает вписать в культуру научные знания), объяснительная, эвристическая (направляет исследование, когда отсутствует теория исследуемого объекта).

Специальная картина мира - картина мира отдельной науки: физическая, биологическая, химическая, социальная, экономическая и др. Так, физическая картина мира включает: представление о фундаментальных объектах, из которых состоят все другие объекты (атом, квант, поле); представление о типологии изучаемых объектов (физические химические, биологические); представление об общих закономерностях их взаимодействия (в механической картине мира взаимодействие на основе принципа близкодействия); представление о пространстве-времени. Картины мира зависят от конкретной исторической эпохи. Так, в истории науки было 3 физических картины мира: механистическая (17-18 вв.), электродинамическая (19 в.), квантово-релятивистская (20 в.).

2. Идеалы и нормы научного исследования

– познавательные установки описания и объяснения. Так, в классической физике существовала установка на характеристику объекта самого по себе, а в современной физике – установка на фиксацию взаимодействия объекта со средствами наблюдения, учет их особенностей.

- познавательные установки обоснования и доказательности. К примеру, в Средние века истинное знание было связано с раскрытием символического смысла вещей. Наука Нового времени критерием истины делает обязательную экспериментальную проверку.

- идеалы организации и развития знаний. Например, в Древнем Египте система знаний носила рецептурный характер, а в Древней Греции – характер дедуктивно развертывающейся системы, где из исходных посылок выводится следствие.

Действуют такие нормы как объективность, непротиворечивость, доказательность и т.д.

Научная картина мира оказывает влияние на идеалы и нормы научного мышления. С другой стороны, идеалы и нормы научного исследования регулируют специальную картину мира, конкретные теоретические модели и законы.

1. Философские основания науки – всеобщие предпосылки и общая направленность познавательного процесса – философские принципы (взаимодействие, системность, детерминизм), нормы научно-познавательной деятельности (наблюдаемость, воспроизводимость, простота и др.).

Философия обосновывает познавательный процесс. Изменения в философских теориях являются основным толчком для развития научной теории. Так, обоснование электродинамической картины мира Максвеллом и Герцем имело основания в философском постулате о различии между описанием явления и его объяснением через сущность. Принципу относительности предшествовали философские дискуссии о месте наблюдателя в исследовании, о восприятии реальности в теории, о функции приборов.

Понятие научного метода, методологии, методики. Критерии научного метода.

Методология – система принципов, способов, приемов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Система правил и нормативов познания и действия.

Метод – орудие познания, имеющее нормативный характер.

Методика – знания, применяемые на предметно-чувственном уровне конкретного научного исследования. Поэтапно расписанные правила исследования – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики метод смыкается с практическими операциями.

 

Научная методология

Содержательная Формальная
структура научного знания вообще и научной теории анализ языка науки
законы порождения, функционирования и изменения научной теории формальная структура научного объяснения
понятийный каркас науки вообще и различных научных дисциплин описание и анализ формализован-х методов исследования и построения научных теорий и условия их логической истинности
характеристика схем объяснения в науке типология систем знания
структура методов науки  
условия и критерии научности  

 

Типология методологических проблем науки.

1. Выявление средств эмпирического познания.

2. Приемы решения частных задач, использования знаний из других областей науки, общие содержательные предпосылки. Эти проблемы имеют место при исследовании содержания отдельных понятий частных научных дисциплин и возникающих при их разработке познавательных ситуаций.

3. Анализ общей методологической проблематики отдельных наук или комплексов наук (рассмотрение «стиля мышления», «каркаса»).

4. Обобщенная методологическая проблематика:

- Исследование закономерностей научно-познавательной деятельности группы дисциплин (технических, естественных, гуманитарных).

- Дифференциация исследований по типам познавательного содержания (выделение отдельных методов, применяемых во всех науках, например, генезиса и развития объекта).

- Дифференциация по степени развитости типов научного знания (развитых наук и развивающихся), исследование их методологических аспектов.

- Методологические исследования комплексов научных дисциплин или всего познания под углом зрения определенной проблемы (кибернетика), например, системно-структурный подход, статистические методы.

- Применение современных формально-логических методов к разработке методологии науки. Например, разработка логического аппарата неклассической логики (модальная, прагматическая, вероятностная логика), семиотические исследования структуры языка науки, применение метода логического анализа и т.д.

- Общая методология науки: рассмотрение основных типов, механизмов и закономерностей научно-познавательной деятельности в целом; выявление специфики научного познания по сравнению с обыденным мышлением и др. формами познания; анализ отношений эмпирического и теоретического уровней научного исследования; выявление структуры и функций научной теории, закономерностей ее формирования и развития и т.д. Цель этого уровня методологии – дать общую целостную картину научного познания.

- Философско-гносеологический уровень. Рассмотрение философских принципов, законов, категорий, которые играют методологическую роль в познании. Например, диалектика; идеалистическая и материалистическая трактовка сущности жизни. Здесь научное познание рассматривается как элемент более широкой системы – познавательной деятельности вообще.

Механизм обоснования и критерии(признаки) научного метода. Научная теория – предпосылка обоснования научного метода. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной научной теории. С другой стороны, развитие метода способствует развитию теории.

Метод обусловлен также предметом своего исследования. Поскольку объект исследования – изменяющаяся, развивающаяся реальность, то и метод не может оставаться неизменным, необходима его постоянная конкретизация и модификация. Метод должен опираться на глубокое знание фактов. Он неотделим от природы исследуемого объекта.

Таким образом, метод имеет объективную сторону (главная) и субъективную (формулировка определенных принципов, правил, регулятивов; а также роль личностной составляющей).

Выделяют 1) объективно-содержательный, 2) операциональный и 3) праксеологический аспекты метода.

1) Обусловленность метода предметом познания через теорию.

2) Зависимость метода от компетентности ученого, его способности перевести теорию в систему правил.

3) Эффективность, надежность, ясность, конструктивность и т.п.

Признаки (критерии) научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...