Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды обоснования и методы систематизации научных знаний.




Виды обоснования Доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли (суждения) обосновывается с помощью других мыслей, обоснованность которых доказана практикой. Суждение считается обоснованным, если его доказательство удовлетворяет правилам логики. Если утверждение логически следует из установленных положений, оно обосновано в той же мере, что и эти положения. Доказательство состоит из тезиса, доводов и демонстрации (логического рассуждения, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность тезиса). По способу ведения доказательства бывают прямые (основываются на несомненных началах, из которых по правилам логики выводится тезис) и косвенные (обоснование тезиса через опровержение истинности противоречащего положения). По форме умозаключения индуктивными (обоснование с помощью единичного или менее общих суждений) и дедуктивными (подведение частного случая под общее правило). Доказательство ложности какого-либо суждения называется опровержением. Через совокупность фактов. Утверждение должно находиться в согласии с фактами, на базе которых и для объяснения которых оно предложено. Требование такой проверки не означает полного согласования утверждения и того, что сегодня считается научным фактом, новое утверждение тогда уточнит факт или отбросит его. Через данные измерений. Через данные экспериментов. Через данные наблюдений. Обоснование возможно через непосредственное наблюдение за объектом в случае, если утверждение касается отдельного объекта или ограниченного круга объектов. Поэтому данный вид обоснования для науки мало подходит. Соответствие принципам фундаментальной теории. Полного соответствия при этом может не быть. Утверждение может заставить иначе посмотреть на теорию, уточнить ее и даже отбросить. В свою очередь прояснение теории (выявление логических связей входящих в нее утверждений, минимизация исходных допущений, аксиоматизация и, где возможно, формализация) также вносит свой вклад в обоснованность отдельных утверждений этой теории. Выведение следствий из выдвинутого положения и их эмпирическая проверка. Это универсальный способ обоснования теоретических утверждений, но он никогда не дает полной уверенности в истинности рассматриваемого положения. Подтверждение следствий повышает вероятность утверждения, но не делает его достоверным.

Обоснование теоретического утверждения – сложный и противоречивый процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения или проведению одноактной эмпирической проверки. Процесс обоснования не исключает аксиомы, определения, суждения непосредственного опыта. Обоснование теоретического утверждения слагается из целой серии процедур, касающихся не только самого утверждения, но и той теории, составным элементом которой оно является. Ни одно утверждение не обосновывается изолированно, обоснование всегда носит системный характер. Чтобы считаться обоснованным, утверждение должно в принципе допускать возможность эмпирического подтверждения или опровержения (принцип верификации и фальсификации). Необходимо также исследование выдвинутого положения на приложимость его ко всему классу объектов, о которых идет речь, а также к родственным объектам. Как уже говорилось, обоснование знания связано с аргументацией ( доводами). Она бывает восходящая (сила аргумента растет от начала к концу), нисходящая (сила аргумента убывает от начала к концу). Нисходящая больше подходит для не слишком заинтересованных и мало образованных слушателей. Восходящая дл заинтересованных и высоко образованных. Аргументация также бывает односторонняя (только преимущества или только недостатки), более эффективна для малообразованных и когда она укрепляет уже имеющиеся взгляды; двусторонняя - больше действует на людей, негативно настроенных к информации и для высокообразованных, способствует сопротивляемости контрпропаганде.

Правила доказательства.

1. Тезис и доводы должны быть, в конечном счете, обоснованы фактами.

2. Тезис и аргументы должны быть ясными и точно определенными суждениями.

3. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Здесь возможна логическая ошибка подмены тезиса.

4. Тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

5. Тезис, который требуется доказать, не должен находиться в логическом противоречии с ранее доказанными суждениями по данному поводу.

6. Тезис не должен быть очевидным суждением, т.к. очевидное не требует доказательств.

7. Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу.

8. Доводы, приводимые в подтверждение истинности тезиса, должны действительно доказывать данный тезис. Ошибка «не следует».

9. Для доказательства нельзя применять аргументы, истинные при определенных условиях, в определенное время. Ошибка «от сказанного в относительном смысле к сказанному безотносительно».

10. Доводы должны быть истинными, т.е. в конечном счете, проверенными на практике. Ошибка «основное заблуждение», когда тезис обосновывается заведомо ложным доводом.

11. Доводы должны быть сами уже доказаны. Ошибка «предвосхищение основания», когда довод, хотя и не является ложным, сам нуждается в доказательстве.

12. Доводы должны быть суждениями, истинность которых доказана независимо от тезиса. Ошибка «порочный круг», когда высказывание обосновывается посредством того же высказывания.

13. Необходимость исключения всех членов разделительного суждения (всех возможных фактов). Ошибка для разделительного косвенного доказательства, (доказательство используется, когда известно, что доказываемый тезис входит в число фактов, которые в своей сумме полностью исчерпывают возможные факты данной области; тогда при доказательстве последовательно исключаются все факты, кроме одного – тезиса).

Главным методом систематизации научных знаний является классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода. Классификация имеет целью создание такой схемы распределения предметов по группам, чтобы по месту, постоянно занимаемому предметом, можно было определить свойства этого предмета и предсказать свойства тех предметов, которые еще не найдены, но о существовании которых можно предполагать, исходя из классификации. Пример: таблица Менделеева. Очень важно брать за основания классификации именно существенные и важные в практическом отношении признаки. Например, всех людей можно распределить по цвету глаз, но такая классификация не будет иметь большого практического значения. Если за основание классификации берутся несущественные признаки, то получается ошибочная система. Пример: система растений Линнея. Классификация бывает: Естественная. В основе существенный признак, определяемый природой изучаемых явлений. Например, система Менделеева. Искусственная. В основе произвольно взятый признак, имеющий значение с практической точки зрения для целей производимого исследования. Вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (каталоги в библиотеках). Сегодня в науке искусственная классификация используется все больше. Разработка классификационных таблиц может идти дедуктивным и индуктивным методом. В первом случае начинать нужно с задания исходных общих понятий и оснований подразделения. Во втором случае идут от понятий об отдельных предметах. Правильно, видимо, применять оба подхода в их единстве. Научная классификация дает возможность быстрее найти внутренние закономерности явлений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...