Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип противоречивости. Диалектический метод.




ПП находит выражение в суждениях. Субъектом суждения является мир.

Все имеет противоположность, что нашло отражение в законе единства и борьбы противоположностей (основной закон материалист. диалектики)

Идея о противоречивости мира – основная идея диалектики

Борьба противоположностей служила оправданием классовой борьбы (конкуренция, соревнования, рыночная экономика)

Единство противоположностей – тоже необходимый фактор развития.

Сущность диалектического метода (ДМ) – в обнаружении противоположности в вещах, изучении ее и выявлении связей. ДМ – противопоставляется метафизическому методу (ММ). ММ отрицает наличие связей, абсолютизацию чего-то одного

Нигилизм – всеотрицание и впадание в крайность.

Диалектическое противостояние – эклектика.

Эклектика –соединение разных элементов из разных систем. В искусстве проявляется в смешении стилей, отсутствии гармонии.

Основные понятия диалектической картины мира.

ДКМ – опирается на единство и борьбу противоположностей.

ДКМ включает в себя:

1. Всеобщие диалектические категории, и отношения между ними рассматриваются как всемирные законы.

- движение и покой

- часть и целое

- конечность и бесконечность

- форма и содержание

- общее и единичное

- сущность и явление

- абсолютное и относительное

Это диалектические понятия. Они проявляются при их сопоставлении друг другу.

Основные категории диалектики, их методологическое значение.

Среди философских методов диалектический метод достаточно широко представлен в истории философии и науки, включая современный этап.

Диалектика (греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых - вести познание к развертыванию противоречий развития. Суть диалектики - именно в наличии противоречий развития, в движении к этим противоречиям.

На диалектике построены всеобщие методы познания, которые применяются в научном познании.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Поэтому важнейшим принципом диалектики является историзм – рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении, изменении.

Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определённую систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один из основных принципов материалистической диалектики – всесторонность рассмотрения.

Кроме историзма и всесторонности, диалектический метод включает в себя и другие принципы – объективность, конкретность, детерминизм, «раздвоение единого» (принцип противоречия) и др. Эти принципы формулируются на основе соответствующих законов и категорий, в совокупности отражающих единство, целостность объективного мира в его беспрерывном развитии.

Основные категории диалектики: развитие, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, общее и единичное, качество и количество, содержание и форма и др.

Связь и взаимодействие определённых философских категорий выступают как законы диалектики, главным из которых является закон единства и борьбы противоположностей, вскрывающий самое основное в развитии – его источник, каким является противоречие (взаимосвязь противоположностей).

 

Общелогические методы исследования.

Подходит к эмпирическим и теоретическим

1. Анализ и синтез. Под анализом понимают разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения.

В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между объектами, рассматривать их в совокупности, в единстве. Перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

2. Индукция и дедукция. Индукция есть формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.

Методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.

Дедукция есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

3. Аналогия и моделирование. Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии.

Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии.

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование

2. Физическое моделирование.

3. Символическое (знаковое) моделирование.

4. Численное моделирование на компьютере.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...