Специфика технознания и инженерной деятельности.
Технознание – знание свойств, явлений и процессов, используемых в условиях искусственно созданных систем, для создания идеальных моделей и технических средств, а также знание о путях, методах и средствах их создания и применения. Технознание – система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т.е. предметов орудийной деятельности социума. С одной стороны, технические науки – связующее звено между теоретическим знанием, приобретенным в процессе развития конкретных естественных наук, и воплощением в соответствующих технических объектах. С другой стороны – самостоятельная сфера инженерно-технологического знания, обеспечивающая проектирование, создание и функционирования инженерных систем различной степени сложности. В целом, технические науки подразделяются на фундаментальные (теория механизмов и машин) и частно-конкретные. Фундаментальные выступают теоретической основой для обобщенного изучения процессов в технических объектах. Частно-конкретные являются теоретической основой анализа процессов происходящих в локальных объектах (паровых машинах – теория паровых машин, акустических системах – теория акустики). Объект технознания - искусственные продукты, взаимоотношения социума с природными элементами и процессами. Предмет технознания – орудийная деятельность социума, т.е. проектирование, создание и обеспечение функционирования техники, технологии и производства, а также их подсистем. 1) взаимосвязь техники и производства; 2) взаимосвязь техники с социумом; 3) техника и человек. Специфика технознания по сравнению с естествознанием: -Техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, нежели физическая теория, поскольку не может элиминировать сложное взаимодействие физических факторов, имеющих место в машине (Пример: Галилей не учитывал сопротивление воздуха). Поэтому в технической теории иной характер идеализации: физик может сконцентрировать свое внимание на наиболее простых случаях (например, элиминировать трение, сопротивление жидкости и так далее), но всё это является весьма существенным для технической теории и должно приниматься ею во внимание.
-Технические теории имеют дело с искусственными устройствами (ЕТ - относятся к естественным объектам). -Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии. -Технические теории имеют дело с искусственными устройствами, или артефактами, в то время как научные теории относятся к естественным объектам. Техническая теория – система обобщенного знания о технических объектах и их с/с. Теоретическая форма технического знания развивается, исходя как из имманентных (внутренних, присущих только ей) закономерностей, так и опираясь на эмпирические данные соответствующих исследований. Процесс формирования технической теории (ТТ) связан с переходом от идеальных естественно-научных объектов к идеальным техническим объектам (Пример: формирование основных понятий фундаментальной технической науки – теории механизмов и машин связано с переходом от теории твердого тела к понятиям теоретической механики). Теоретические схемы представляют собой совокупность абстрактных объектов, ориентированных с одной стороны на применение соответствующего математического аппарата, а с другой – на мысленный эксперимент, т.е. на проектирование возможных экспериментальных ситуаций. Они представляют собой идеализированные представления, которые часто выражаются графически. Абстрактные объекты входящих в состав теоретических схем представляют собой результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов.
Специфика ТН заключается в том, что для разных режимов функционирования технических систем конструируются различные абстрактные объекты (Пример: одна и та же электрическая цепь для переменных токов высокой и низкой частоты теоретически представляется и расчленяется по-разному). А для каждой отдельной классической науки способ видения объекта исследования и проектирования является одноплановым. А также в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной "доводки" для применения их к решению практических инженерных задач, в чем и состоит одна из функций технической теории Особенность технических наук заключается в том, что инженерная деятельность, как правило, заменяет эксперимент. Именно в инженерной деятельности проверяется адекватность теоретических выводов технической теории и черпается новый эмпирический материал. В ТН эксперимент является конечным практическим основанием теоретических выводов (в ЕН – проверка теории, а затем вновь теоретическое осмысление). Осуществление эксперимента – это деятельность по производству технических эффектов, к-ая м.б. квалифицирована как инженерная, т.е. как попытка создать искусственные процессы и состояния с целью получения новых научных знаний о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств. Физические науки открыты для технического применения, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике. Основная цель инженерного эксперимента – учитывая законы естествознания, создать искусственные технические средства и системы для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Задача эксперимента как в естествознании так в технознании состоит в проверке существующих гипотез. С той лишь разницей, что в естествознании после подтверждения, происходит аккумуляция знаний. В технознании после подтверждения развитие теории прекращается, происходит усовершенствование самой техники, работающей в пределах данной теории.
Специфика инженерной деятельности Проблема соотношения, взаимосвязи и субординации инженерной и технической деятельности является наиболее дискуссионной. Современная техническая деятельность по отношению к инженерной несет на себе исполнительную функцию. Инженерная же деятельность выходит за пределы только техники. Она предполагает регулярное применение научных знаний, в этом еще одно ее отличие от технической деятельности, которая более основана на опыте, практических навыках, догадке. Основной задачей инженера является трансформация естественного в искусственное, преобразование вещества, энергии и информации. Образно говоря, к чему бы естественному не прикоснулся инженер, все превращается в искусственное. Свою конечную цель он видит в использовании свойств объектов предметной практики для создания техноструктур и организации технологий. Деятельность инженера направлена на создание, совершенствование и развитие технических средств, технологий и инженерных сооружений. Данной деятельности присущи как продуктивные, оригинальные, творческие, так и репродуктивные, не творческие, повторяющиеся, стереотипные компоненты. В различных видах инженерной деятельности этот компонентный состав представлен различными количественными составляющими. Анализируя современную инженерную деятельность, исследователи выделяют такие ее качественно различные компоненты, как деятельность инженеров-исполнителей, инженеров-организаторов, либо деятельность инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров-эксплуатационников, либо деятельность инженеров-исследователей, инженеров-проектировщиков. Использование инженером в производственном процессе не только технического опыта, навыков, умений, инженерного мастерства, но и широкого социокультурнуго знания, и прежде всего естественнонаучного и технического, является отличительной особенностью инженерной деятельности.
Инженерная деятельность мобильнее технической и более сбалансирована по отношению к решению ближайших и перспективных производственных задач. Она в равной мере ориентирована как на запросы производственно-технической практики сегодняшнего дня, так и на потребности ближайшей и отдаленной перспективы. Исследуя на основе научного знания естественные объекты, преобразуемые в деятельности в искусственные, инженер не ограничивается только созданием технических средств, которые могут быть использованы в рамках существующих производственных технологий. Проектировщики и конструкторы должны предвидеть возможные будущие производственно-технические изменения, в том числе и те, которые соответствовали бы перспективным требованиям гармонизации общественной жизни. Инженерная деятельность в этом случае определяется по преимуществу не производственными регулятивами и социальными заказом сегодняшнего дня, а познавательными потребностями, связанными с прогнозированием будущих техноструктур и технологий. Одной из особенностей инженерной деятельности является ее творческий характер. Таким образом, при выявлении основных особенностей инженерной деятельности, отличающей ее от других форм предметно-практической деятельности, прежде всего производственной и технической, следует четко определить ее отличительные признаки. Среди которых главными являются: исследование на основе систематизированного знания свойств и характеристик предметных структур практики, с целью трансформации естественного в искусственное, преобразование вещества, энергии и информации для выявления оптимальных структурных и функциональных взаимосвязей создаваемых инженерных сооружений, технических средств и организационных форм технологий.
54 Диалектика Диалектика является одним из основополагающих философских методов познания, средством глубокого и всестороннего анализа противоречий развития действительности, дающим ключ к целостному исследованию сложных социальных и природных процессов. Диалектический метод основывается на принципах развития, универсальной взаимосвязи, детерминизма (причинной обусловленности и взаимозависимости вещей и процессов), системности и материального единства мира. Каждый из этих принципов имеет важное методологическое значение. К примеру, применяя принцип универсальной взаимосвязи, ученый должен рассматривать явления и процессы исходя из их влияния друг на друга. Напомним, что в диалектике существуют три закона, которые конкретизируют принцип развития. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития, закон перехода количественных изменений в качественные - на механизм развития, закон отрицания отрицания - на направление развития.
Закон перехода количественных изменений в кач ественные хорошо прослеживается на развитии науки, которая проходит период теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок в рамках господствующей теории. \ Важнейшим методологическим выводом закона отрицания отрицания выступает идея, согласно которой новые, более высокие по уровню организации, формы материи содержат свойства предшествующих форм «в снятом виде». В научных исследованиях данный закон трансформируется в принцип согласования новых гипотез и теорий со старыми, которые становятся частным случаем новых объяснительных схем. Теоретико-методологической составляющей постнеклассической науки является синергетика - теория самоорганизации нелинейных динамических сред. Эта методологическая установка задает новое видение сложного объекта, утверждает идеи единства микро- и макромира, самодостаточности творческого потенциала неравновесных систем для эволюционных трансформаций и морфогенеза; Основы синергетики были заложены в трудах Г. Хакена, И. Пригожина, С. П. Курдюмова. Некоторые исследователи науки считают, что синергетика вызывает изменение парадигмы современного естествознания и поэтому может считаться новейшей образцовой концепцией. Необходимым условием реализации самоорганизации упорядочивания неравновесных систем является их незамкнутость, открытость по отношению к окружающей среде, когда система осуществляет постоянный энергообмен с окружающей средой. Упорядоченность осуществляется за счет притока энергии извне и, согласно синергетической парадигме, физика «может описывать структуры как формы адаптации системы к внешним условиям» (Пригожин, Стенгерс). Синергетика рассматривает явление энтропии (хаоса) не просто как соскальзывание системы к состоянию, лишенному какой-либо ориентации, но и как прародительницу порядка (при определенных условиях). Фундаментальным механизмом, обеспечивающим нелинейное развитие, выступает бифуркация. При определенном значении изменяемого параметра (точка бифуркации) система достигает порога устойчивости, за которым для нее открывается несколько возможных ветвей развития. Бифуркация - это выбор системой одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход ее в состояние, радикально отличное от исходного. В точках бифуркации невозможно предсказать, пойдет ли система по пути хаотичности (энтропии) или по пути нового, более высокого уровня упорядоченности. Количество бифуркационных разветвлений напрямую связано со степенью сложности системы. Сегодня принцип бифуркации применяется во многих науках. Равновесное состояние системы соответствует линейной эволюции (один вариант развития) и описывается линейными уравнениями. Неравновесное состояние дает множество возможных вариантов эволюции и описывается нелинейными уравнениями. При этом вариативность дальнейшего развития системы во многом определяется случайными факторами, имманентными системе, а потому развитие оказывается принципиально непредсказуемым (в отличие от линейной эволюции). В этом отличие детерминизма в синергетике от классического линейного детерминизма. В синергетике имеет место радикально новая постановка вопросов о сущности, механизмах и пределах воздействия человека на природу. Приведем в этой связи слова И. Пригожина: «Если природе... присуща нестабильность, то человек просто обязан более осторожно и деликатно относиться к окружающему миру, хотя бы из- за неспособности однозначно предсказывать то, что произойдет в будущем». Мир перестает быть слугой человека, мы не можем полностью контролировать его. Поэтому мы должны его уважать.
63 Постмодернизм ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое в современной культурологии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца 20 в. На рубеже 70-х гг. постмодернизм оформился в широкую концепцию культуры. Складывавшийся в литературоведении и искусствознании, архитектуре и религиоведении, социологии и культурологи, а затем заявленный как маргинальный философский дискурс, постмодернизм распространил свое влияние на все сферы культуры и общества. Постмодернизм – это не столько доктрина, сколько отношение к множеству реакций на философствование последней трети ХХ века. Постмодернизм – новая форма самоманифестации философских проблем, коренящихся в парадоксах и противоречиях идейного наследия Просвещения. Ведутся разговоры о смерти субъекта, автора, метафизики, истории, философии. Сущности классической философии как бы переводятся в поле анонимного, скрытого. Новые сущности осознаются как симулякры – пустые сущности Постмодерн – это различные техники, тактики и стратегии философствования и критики модерна. Постмодерн возник в ходе полемики между защитниками и критиками новоевропейского идеала рациональности. Противоречия модернизма и постмодернизма отражены в ряде дискуссий. Самая яркая – между Хабермасом и Лиотаром. В ней приняли участие Фуко, Деррида, Рорти и др. Большинство согласились с фактом, что объективность и прогресс науки, универсальность морали и права, автономность искусства обернулись системой универсального угнетения и отчуждения человека во имя его освобождения. Это положение стало предметом археологии знания Фуко. Основываясь на плюральности дискурсов, социальных институтов, типов власти, которые составляют современное общество, он отказывается и от единого метода философской интерпретации. Основные условия возможности постмодерна: 1) изменение форм жизни (большие города, мультикультурность, гетерогенность социума, господство масс-медиа, рынка и др.). 2) ощущение растерянности, угроза самому существованию человека в условиях успехов науки и техники, декларирования демократии, усиления СМИ. Фальш и пустота в человеческих отношениях. Среди объективных предпосылок формирования постмодернизма такие главные факторы: 1) Возросшая исчерпанность управленческого потенциала государства вообще и тоталитарного государства, в особенности, в деле формирования безопасных условий человеческого существования. 2) Растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих человеческое сердце и душ из процессов коммуникации. 3) Активное включение в социальный процесс новых социальных групп, которые ранее были в нем аутсайдерами. С постмодернизмом связывают в философии Р. Барта, Лиотара, Батара, Рорти, Дерриду, Делеза, Гваттари, Апеля, Бодриайра, Юлию Кристеву. После опубликования Жаном Лиотаром (1924-1998) книги "Состояние постмодерна " (1979) его стали называть основателем постмодернизма. Лиотар отмечал, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние севера и юга, безработица и Аушвиц (Освенцим).После Аушвица мыслить так, как мыслили ранее, нельзя. Для Лиотара постмодерн был не только и не столько философией, сколько деятельностью. Основные доминанты постмодернизма: 1) Дисконсенсус, без которого невозможно творчество. 2) Нестабильность. 3) Случайность. 4) Игра. 5) Анархия вместо иерархии. 6) Рассеивание вместо центрирования. 7) Неопределенность. 8)Эстетика парадоксально-возвышенного, 9) Виртуальное вместо вещно представимого. 10) Ирония по поводу утопий и по поводу устоявшихся ценностей. КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. До начала 20 в. философский интерес к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права и государства (теория общественного договора), с другой стороны, наличными средствами организации самой философской К. (проблема диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием средств К. ("взрыв К."). Тема К., интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах философов и логиков (Рассел, Витгенштейн и др.), лингвистов (Соссюр и др.) и семиотиков (Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек-машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований, именно категории "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана. (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном). 2) Информационный обмен в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у Ясперса целью и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Коммуникативную парадигму в современной философии развивают Юрген Хабермас и Никлас Луман. Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Хабермас говорит о возможности установления принципиально ненасильственных (невертикальных) способов социального бытия как "универсального примирения"; о необходимости радикальной трансформации европейской рациональности, моделирующей насилие в жестких конструкциях логического дедуктивизма и технологического операционализма; о переориентации на принципиально субъект-субъектную структуру, на межличностное общение, - "интеракцию"; О переходе от стратегического поведениия к коммуникативному. Интеракция - не просто социальное взаимодействие, а глубинная содержательная коммуникация в личностно значимом ее выражении;переход от стратегического поведения к коммуникативному. "Стратегическое поведение" ориентировано на прагматическое использование другого в качестве объекта (средства). "Коммуникативное поведение" принципиально субъект-субъектно и, предполагает принятие другого в качестве самодостаточной ценности.Современная техника влечет опасность дегуманизации. Необходимо восстановить связность социальной сферы... и сообщества в их человеческих проявлениях. Хабермас дополнил критическую теорию своих учителей, Хоркхаймера и Адорно, теорией демократии. Свое учение Хабермас называет либеральным гуманизмом. Его идеал государства - правовое государство, в котором преодолено отчуждение человека. Никлас Луман –(1928-1998) немецкий социолог рассматривал общество как коммуникативную систему. Большое значение придавал системному подходу и категории смысла. Делал акцент на элементах хаоса и неожиданности в развитии общества. Писал о новом порядке комплексности и контингентности социума («возможности быть по другому»).Социальная система состоит из коммуникаций как ограничителей допустимых в системе отношений. С помощью коммуникаций система выделяет себя из среды и отличает от всего, что не является коммуникацией. Язык обеспечивает структурное соединение коммуникации и сознания, возбудимость общества посредством сознания.
65 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления. П. в этом значении выступает в качестве формы научного предвидения. По предмету могут быть выделены П. естествоведческое и обществоведческое. Объекты естествоведческого П. характеризуются неуправляемостью или незначительной степенью управляемости; п редсказание в рамках естествоведческого П. является безусловным и ориентированным на приспособление действий к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого П. может иметь место самоосуществление либо саморазрушение прогноза как результат его учета. Т.обр., П. управляемых процессов (гл. обр. обществоведческое П.) ориентируется на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояний объекта с целью оптимизации принимаемых решений (поисковые и нормативные прогнозы соответственно). Социальное прогнозирование -это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи: 1) определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта; 2) определяются средства и способы достижения этой цели. Классификация социального прогнозирования возможна и в зависимости от сфер прогнозного воздействия. В этом случае правомерно выделять такие его виды, как социально-экономическое, юридическое, социально-политическое, социально-культурологическое, социологическое и др. Среди функций социального прогнозирования многие исследователи называют три основные: ориентирующую, нормативную и предупредительную. Технология проведения социального прогнозирования включает в себя семь основных этапов: 1) Предпрогнозная ориентация, т. е. определение объекта, цели, задач, времени проведения, методов и рабочих гипотез прогнозного исследования. 2)Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта. 3) Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное видение объекта в системе его основных показателей, параметров и тенденций. 4)Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению. 5) Нормативный прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее в соответствии с предполагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния. 6) Оценка степени достоверности и ее уточнение через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику. 7) Выработка предложений, рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования. При создании систем прогнозирования руководствуются следующими принципами прогнозирования: ü принцип системности, требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними; ü принцип согласованности поисковых и нормативных прогнозов; ü принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона; ü принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных; ü принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов; ü принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку. Прогнозы разделяются на основе целевого критерия на три вида- поисковый, нормативный и комплексный. Поисковый прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдёт при условии сохранения существующих тенденций? Нормативный прогноз, содержанием которого является определение путей и условий достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных) объекта прогнозирования в будущем, отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата? Комплексный прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов. Наиболее важными являются два параметра прогноза: 1)период упреждения- промежуток времени от настоящего в будущее, на который разрабатывается прогноз; 2) период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится собственно прогноз. По периоду упреждения различают следующие виды прогнозов: - оперативный прогноз с периодом упреждения до 1 месяца; - краткосрочный прогноз с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; - среднесрочный прогноз с периодом упреждения от 1 года до 5лет; - долгосрочный прогноз с периодом упреждения от 5 лет до 15лет; - дальнесрочный прогноз с периодом упреждения более 15 лет.
По масштабам прогнозирования выделяют: мировые прогнозы; государственные прогнозы; структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы; прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры; отраслевые прогнозы; региональные прогнозы; прогнозы деятельности отдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов; индивидуальные прогнозы деятельности отдельных личностей и их объединений. По объекту исследования различаются: естествоведческие прогнозы (метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, космологические); научно-технические прогнозы, которые охватывают перспективы развития научно-технического прогресса; социальные прогнозы, которые охватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношений между ними. В свою очередь, социальные прогнозы делятся на подтипы: медицинские; географические; экологические; экономические; социологические; психологические; демографические; этнические; архитектурно-градостроительные; образовательно-педагогические; культурно-эстетические; юридические, в том числе криминологические; внутриполитические; внешнеполитические; военные. Прогнозирование в социальной работе позволяет предусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на процесс, своевременно вносить коррективы. К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести глубину и объективность анализа; знание конкретных условий; оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов. Особое значение имеет в прогнозировании информация, банк данных статистического материала. В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений: а) восприятие социальных процессов как объективной реальности; б) целостный системный подход к исследованию; в) исторический детерминизм, т.е. признание следственно-причинных обусловленностей данных процессов.
Длительное культурное взаимодействие соседних этнических групп приводило к образованию культурных типов или цивилизаций. В Новое времяво многих регионах мира в рамках отдельных цивилизаций формируются национальные культуры. Вместе с тем, несмотря на внутреннюю дифференциацию цивилизаций, именно в XVII-XVIII вв. (в связи с колониальной экспансией европейцев) начинается первая волна глобализации – процесса формирования общепланетарной социальной системы. В ХХ в. процесс глобализация интенсифицировался. В современном мире она проявляется в экономической и политической взаимозависимости: формировании системы международного разделения труда и глобальных торговых сетей; распространении транснациональных корпораций; создании международных организаций (ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВТО, ОПЕК, МВФ; международные навигационная и почтовая службы, Интерпол и др.); разработке международного права; появлении мировой системы распространения и использования информации – Интернет. Культурная глобализация проявляется в интенсификации межкультурной коммуникации, проведении международных культурных мероприятий (фестивали, конкурсы, конференции, олимпиады и т.п.), распространении массовой культуры. Сторонники миросистемного подхода (И. Валлерстайн и др.), формирующегося в 60-е гг. ХХ в., утвердительно отвечают на поставленные выше вопросы. Они доказывают, что среди современных цивилизаций уже нет действительно самобытных обществ, не затронутых взаимодействием. Представители цивилизационного подхода делают акцент на самобытности и разделенности социокультурных суперсистем. Они считают, что мировую цивилизацию можно понимать только как поликультурное взаимодействие, при котором не происходит синтеза базовых ценностных структур, определяющих своеобразие отдельного культурного типа. Если согласиться с миросистемной теорией, то возникает вопрос: каково основание современной мировой цивилизации? Им не могут быть общечеловеческие ценности, поскольку наличие ценностей и норм, общих для всех народов, никак не характеризуют современную ситуацию, а указывают лишь на единство человечества как вида. Можно предположить, что мировая цивилизация строится на ценностных основаниях какого-то одного культурного типа, а именно западного. Тезис о том, что западные ценности должны стать всеобщими, в последние десятилетия существует уже не просто в форме европоцентризма (идеализация европейской культуры). Он перерос в активную деятельность по внедрению западных ценностей и образа жизни в другие культуры (вестернизацию). Можно говорить о существовании культурного империализма – использования политической и экономической власти для возвышения и распространения ценностей и обычаев иностранной культуры за счет культуры другой нации. Империализм осуществляется через перенесение образа жизни и потребительских ориентаций западного общества в другие культуры; односторонний поток информации; насаждение образа универсальности западной культуры, игнорирование и замалчивание вклада других культур в развитие человечества; стремление достигнуть путем культурных связей политических целей; формирование новой национальной культурной элиты, которая должна способствовать утверждению прозападных ориентаций. Особую роль в западном империализме играют транснациональные корпорации, которые способствуют обесцениванию той социокультурной среды, в которой они действуют. == СМИ и масскульт также обеспечивают культурную экспансию. Известно, что 80% всей информации передается через западные СМИ. Незападные страны видят мир, в том числе и свой регион, чужими глазами. Внедрение массовой культуры ведет к идеализации западного образа жизни и мировоззрения, стандартизирует повседневное существование. Утверждение западной культуры как универсальной лишает все остальные культуры какой-либо ценности, сводит их к «местному колориту», означает разрыв с накопленным наследием, отказ от самостоятельности мышления и поведения. Все эти процессы остро ставят проблему сохранения культурно-цивилизационной идентичности. Но можно ли утверждать, что современная культура становится все более европейской? Многие авторитетные ученые считают, что мир сегодня, наоборот, становится все менее западным. Влияние Запада на другие цивилизации ограничивают неспособность европейской цивилизации к пониманию других культур, снижение уровня духовности и морали, культ потребления, разрушительное воздействие на окружающую среду. В то же время незападные общества заново утверждают ценности своих культур. Всплеск национально-освободительных движений и религиозного фундаментализма свидетельствует о негативном отношении к процессам вестернизации. Такого рода явления в 1970-е гг. дали основание С. Хантингтону утверждать, что современная мировая политика будет определяться не экономикой, не идеологий, а конфликтом цивилизаций. Необходимостью современного этапа развития мирового сообщества является полилог культурных традиций. Развитие современного мира сочетает принципы культурной гомогенности и гетерогенности, что делает возможным сохранение и возрождение самобытных культурных традиций. Несомненно, что в определенных отношениях происходит становление единого общемирового пространства, происходит социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Однако эти тенденции не отменяют социокультурного разнообразия и самобытности локальных культур. Глобализации представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация - не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Главным средством реализации такого проекта было прямое военно-политической насилие, а его историческим воплощением – теократическая империя. Теперь же, когда эпоха идеалов сменилась эпохой интересов, прямое военно-политическое насилие оказывается средством неадекватным. Ему на смену приходит неолиберальный проект глобализации. 1. Глобальные процессы разворачиваются на фоне приближения системного кризиса всей человеческой цивилизации, который по усредненным подсчетам должен произойти около 2025–2030 гг. (Расчет группы С.П. Капицы и др.). 2. Важнейшим фактором современного культурного климата является постмодернизм, который давно перестал быть узкой интеллектуальной модой, а является главной формой стихийного мировоззрения большей части образованного человечества. 3. Одним из определяющих факторов структурно-качественных трансформаций культурно-цивилизационных параметров современного мира и самой психики человека ближайшего будущего, является экранная революция, сопоставимая по своей значимости, разве что с возникновением письменности. Очевидно, что мировое сообщество еще не овладело в полной мере новыми инструментами социального управления, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы, не научилось обуздывать своеволие информационных игроков. Необходимо формирование новой культуры – информационной, новой этики – этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям. Именно в этом векторе развития обществе и личности можно видеть источник социального оптимизма. Глобальная информационно-коммуникационная система кардинально изменила условия для культурного обмена и взаимодействия, образования, бизнеса, межличностного общения, все более успешно стирая пространственные, временные, социальные, языковые и иные барьеры, формируя единое информационное пространство. Позитивное значение данных процессов трудно переоценить. Благодаря им огромные пласты людей были вызволены из информационно ограниченного круга бытия с преобладанием материальных, социальных параметров и погружены в постоянно расширяющееся информационное пространство нового времени. Наш современник получил возможность постижения мира в режиме онлайн и интерактивного участия в процессе культурогенеза, границы его восприятия постоянно расширяются. Все это дает в потенциале возможность каждому строить стратагемы своей социальной деятельности, самореализации в соответствие с кем никогда ранее многоплановой информацией. Единое информационное пространство как важнейший компонент и фундамент глобализации можно рассматривать как величайшее “географическое открытие” новейшего времени, соизмеримое с открытием и освоением новой среды обитания и деятельностной экспансии человеческой цивилизации. Виртуальная реальность является по сути новой средой, стихией, которая вслед за сушей, водным миром, недрами, воздушным и космическим пространствами на порядки расширяет ноосферу, возможности для социального креатива. Это диктует и приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание стран в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе.
дилемма «глобализм – антиглобализм» выступает сегодня одним из наиболее принципиальных в политическом и культурологическом аспекте отражением общемировых процессов. В последние годы в результате увеличения негативных последствий глобализации происходит расширение социальной базы антиглобалистского движения. Наблюдается все возрастающее влияние антиглобализма на мировые процессы и события Новый этап в осмыслении антиглобализма связан с возникновением в 2001 году Всемирного социального форума как своеобразного международного объединения всех антиглобалистских сил, как альтернативы неолиберальной глобализации. Начало теоретического осмысления феномена антиглобализма можно отнести к середине 90-х годов XX века. Это работы представителей антиглобализма: мексиканца И. Маркоса «Неолиберализм в виде головоломки», американского ученого Н. Хомски «Новый мировой порядок», лауреата Нобелевской премии по экономике за 2002 год Дж. Стиглица «Глобализация и недовольство», уругвайского писателя Э. Галеано «Вверх тормашками. Уроки зазеркального мира». Научное исследование антиглобалистского движения началось примерно с 2001-2002 гг. Антиглобализм представляет собой демократическую альтернативу политике глобализации, направленную на построение новой, справедливой цивилизации, основанной на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве между развитыми и развивающимися странами, охране окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений человечества, объективной и достоверной информации, уважении национальных ценностей и расширении возможностей человеческого развития. Принято выделять 6 форм антиглобализма: э кономический, финансовый, политический, информационный, гуманитарный, экологический. Основными проявлениями экономического антиглобализма являются: ü вооруженная борьба против правительств, поддерживающих экономические интересы ТНК в противовес национальным интересам; ü борьба против деятельности международных организаций, проводников политики глобализации; ü проведение собственных саммитов и конференций, выработка теории (идеологии) сопротивления, которые привлекают новых сторонников; ü акции против ТНК (силовые, судебные, бойкотирование товаров и услуг). В качестве основных форм политического антиглобализма можно выделить следующие: вскрытие противоречий и недостатков глобализации в сфере политики и доведение сведений до мировой общественности; «молекулярные акции»;разработка сценариев гармонизации политических отношений в мире. Формы проявления гуманитарного антиглобализма аналогичны формам политического и информационного антиглобализма: «молекулярные акции», проведение собственных саммитов, пропаганда идей гуманизма через СМИ. Самая известная организация в движении за глобальную демократизацию – АТТАК. Она возникла во Франции в 1998 г. как движение против финансовых спекуляций. В настоящее время объединение представляет собой сеть местных комитетов, выступающих против финансовых спекуляций, офшорных зон, политики ВТО, численность ее членов выросла до 50 тыс. человек. В Италии основным организатором протестного движения против «Восьмёрки» является «Генуэзский социальный форум», который в 2003 году объединил 522 неправительственные организации. В целом движение за глобальную демократизацию включает в себя множество различных групп и организаций Европы. Антиглобализм в Европе возник как форма стихийного протеста широких масс населения, в число которых входят представители мелкого и среднего бизнеса, против неолиберальной модели экономического развития, которая методично насаждается повсюду в мире крупным транснациональным капиталом и связанными с ним властными кругами ведущих западных держав. Антиглобалистское движение как альтернатива нынешнему варианту глобализации содержит в себе и альтернативные перспективы. Перспектива первая: антиглобализм развивается в нынешнем направлении, полностью развертывая свой потенциал именно как альтернативное направление. Вторая перспектива: антиглобализм, сохраняя свои нынешние рамки, остается массовой организацией глобального гражданского общества вне политической партийности. Итак, антиглобализм – прежде всего движение, которое явилось ответом на недовольство достаточно большой части западного общества нынешней интеграцией.
68. Глобальные проблемы современности можно определить как самые важные и острые проблемы общепланетарного масштаба, затрагивающие во II половине XX в. как все человечество в целом, так и каждого человека в отдельности. Выделяются следующие особенности глобальных проблем современности: 1) они затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбы человечества в целом; 2) для их преодоления требуются целенаправленные и объединенные усилия большинства населения планеты; 3) они являются одним из объективных факторов мирового развития, поэтому их воздействие нельзя игнорировать; 4) их нерешенность создает угрозу для жизни на Земли. Глобальные проблемы человечества: комплекс проблем, характерных для всего человечества и ставящих вопрос о его выживании. К ним относятся: ü Войны и мира, ядерной угрозы; ü Экологическая; ü Демографическая (9млн.504тыс чел в Беларуси, уменьшение детей, увеличение пенсионеров). ü Изменение климата; ü Неизлечимые болезни; ü Международный терроризм; ü Падение духовности; ü Неравномерное развитие стран (голод, неграмотность). Глобальные проблемы современности можно структурировать в три группы: Первая группа отношений – между основными социальными общностями – определяет формирование особого класса глобальных мировых проблем современности: Ко второй группе проблем относятся глобальные проблемы, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества с природой (экологическая, демографическая, энергетическая, продовольственная и т. д.). Третья группа глобальных проблем – это общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с процессом демократизации многообразных отношений общества и личности, проблемы ликвидации неграмотности, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы образования, здравоохранения, планирования и регулирования роста уровня и качества жизни и т. д. Для выживания человечества необходимо выполнение таких условий: 1) Осознание истоков, остроты и масштаба глобальных проблем, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Необходимо формирование нового политического мышления - осознание того, что все страны и народы - это единое человечество. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей. 2)Революция человеческих качеств: современному человеку необходимо отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии насильственного покорения природы. 3) Утверждение нового гуманизма - сосредоточиться на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой физический и духовный опыт. 4) Необходимо перейти на устойчивый контролируемый тип развития. 5) Необходима коэволюция - партнерское гармоническое согласованное существование человека и природы. Коэволюционный императив современной цивилизации гласит: относись к природе так, как желаешь, чтобы она относилась к тебе. Человечество, как самоорганизующаяся живая система, пытается отыскать выходы из кризисных ситуаций, борется за существование, стремится к лучшему будущему. При этом глобальные проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых традиций и особенностей отдельных наций и народов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|