Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-компьютерная революция в ракурсе философско-методологического анализа




 

КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, связанная с моделированием функций человеческого сознания в технических устройствах, радикально изменила цивилизационное и культурное пространство в сторону интеграции, плюрализации, дифференциации.

Программа создания искусственного интеллекта из философско-теоретической проблемы сегодня превратилась в прикладную проблему. Сегодня с помощью К. человечество научилось моделировать не только мыслительные действия по алгоритмам, но и такие функции сознания, как способность к сенсорным восприятиям, понимание языка, аутоконтроль за движениями как координация с собственным телом, обучаемость и способность обработки информации и др.

По мнению экспертов, для достижения цели создания искусственного интеллекта осталось только наделить компьютер ценностными представлениями о мире.

В современном обществе компьютеризации подверглись все сферы человеческой деятельности. На производстве это станки с ЧПУ, комплексные автоматизированные производства, в банковском деле – магнитные карточки и совершение операций через ПК. Компьютерная техника является основой современного телевидения, радио и печати. Электронная почта, компьютеризация телефонных сетей в связи. Активно используется компьютер в сфере образования и управления, в политической жизни. Социокультурные следствия.

ü Создается модель жизни «электронного коттеджа», когда, с одной стороны, имеет место уединение, а с другой стороны – активная включенность в события. Сидя дома, можно работать, общаться, совершать покупки и т.д. Отрицательное следствие – еще большая анонимность жизни.

ü К. создает информационную проницаемость, способствующую открытости общества, его демократизации.

ü Открывает принципиально новые возможности для проведения научных исследований, радикально изменяет систему образования.

ü Содержательно изменяет сферы распространения информации.

ü Выступает значимым фактором развития искусства. Во-первых искусство становится общедоступным (можно виртуально зайти в любой музей). Более доступны стали средства создания технически качественных произведений, например, в музыке. Теперь достаточно хорошую запись можно сделать и самому. Во-вторых, легче стало заявить о себе. С одной стороны, это расширяет сферу творцов произведений, с другой стороны, отсутствие цензуры способствует проникновению в интернет низкокачественных образцов искусства. В-третьих, К. способствует формированию новых видов искусства (компьютерная графика, Web-дизайн, компьютерная мультипликация и т.д.).

ü Расширение коммуникативных возможностей и изменение качества коммуникации, трансформация процедур общения.

ü Развитие К. идет по линии упрощения коммуникации человека с К. В идеале будет осуществлен голосовой ввод информации. Это может привести к сокращению навыков пользования письменностью или, по крайней мере, к переходу пользования печатными буквами. В целом упрощение коммуникации и все большая доступность К. придаст всем социокультурным следствиям К.Р. массовый характер.

ü К. трансформирует и стиль мышления. С одной стороны, он нацелен на осмысление нелинейных (синергетических) процессов. С другой стороны, повышая требования к точности и оперативности реакции, К. понижает чувствительность к смысловым нюансам, к тонкости мышления.

ü Интернет одновременно плох и хорош, все зависит от того, как человечество им воспользуется.

Отрицательное: он поощряет педофилию, промышленный шпионаж, порнографию, обворовывает авторов, увеличивает неравенство между имеющими и неимеющими доступа в интернет, проводит американизацию культуры, сокращает рабочие места, облегчает незаконную торговлю, поощряет противоправную и облегчает террористическую деятельность. Положительное: помогает обнаружить центры педофилии, терроризма, улучшает качество производства благодаря обмену информацией, позволяет публиковаться новым авторам, уменьшает разрыв стран, способствует распространению любых форм самовыражения, облегчает повседневную жизнь, создает новые профессии. Отчуждение, скорей всего, не станет итогом Интернета, люди разумны и полностью не поглощаются им.

 

 

 

Виртуальная реальность – совокупность объектов следующего за реальностью уровня. При этом такого рода объекты равноправны с порождающей их онтологической реальностью и автономны, хотя их существование и обусловлено постоянным процессом их воспроизведения порождающей реальностью. Если процесс их воспроизведения завершается, то и В.Р. исчезает.

Виртуальный объект существует не субстанциально, но реально, не потенциально, но актуально. В.Р. способна порождать другую В.Р. Исследование феномена В.Р. требует допущения о существовании многих видов реальности, множественности миров.

Бодрийяр, оперируя понятием «гиперреальность» и «симулякр» показал, что в виртуальной реальности реальности больше, чем в субстанциальной реальности, что В.Р. избыточно детализирована. Симулякры слишком видимы, правдивы, близки и доступны. Они поглощают и упраздняют субстанциальную реальность.

Постер указал на то, что в В.Р. происходит проблематизация реальности, ставится под сомнение обоснованность, очевидность обычного времени, пространства и идентичности. Через В.Р. формируется симуляционная культура с присущей ей множественностью реальностей.

В узком смысле слова под В.Р. понимают технически конструируемую при помощи компьютерных средств интерактивная среда порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств, способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве, а также создания при помощи спецсредств (шлем, костюм) эффекта присутствия человека в этой объектной среде. Широко применяется в производственном компьютерном дизайне, системах телеприсутствия, учебно-тренировочных системах, развлечениях.

В В.Р. человек привычным образом оперирует информацией как вещами, киберпространство будит воображение, дает возможность (иллюзорную) преодоления экзистенциальной ограниченности субстанциальной реальности (бессмертие, отсутствие тревоги, безопасность т.д.). Работа в В.Р. имеет легкий, быстрый, подчеркнуто игровой характер, создает ощущение единства машины и пользователя. При этом самая большая опасность – рассогласование реального мира и В.Р., что приводит к диссонансу восприятия, значимым дезориентациям и психическим заболеваниям.

С психологической точки зрения виртуальные состояния всегда спонтанны, фрагментарны, объективны (человек захвачен виртуалом как объект), ведут к изменению статуса телесности, сознания, личности, воли.

Виртуализация. Реальность сначала придумывается, а потом создается.

Одно из важных отличий информационного/виртуального мира от реального в том, что человек соотносит себя не с реальностью, а с мнениями окружающих об этой реальности. Виртуальный мир – мир оценок и ожиданий.

Термин ВР был введен в сферу компьютерных технологий в середине 80-х Дж. Леньером, главой американской фирмы по созданию интерактивных компьютеров с головными шлемами, позволяющими пользователю погружаться в виртуальные миры с максимальным спектром ощущений. Эти технологии стали применяться в самых разных областях: от игрового бизнеса до медицины и образования. Сначала это был лишь красивый рекламный ярлык для получения большей прибыли. Но впоследствии, благодаря своей яркости и удивительной "меткости" он был замечен учеными и нашел применение в самых разных областях науки. Наряду с публикациями технического характера заметна тенденция философского осмысления феномена ВР, его изучения в психологии, социологии, культурологии и искусстве.

В настоящее время сложилось множество разных подходов к понятию ВР, что требует более точного определения его содержания. Это позволит уточнить как его специфику, так и универсальность и свойства.

Часто под ВР понимают сложные технические системы, т.е. ее относят к физической или технической реальности.

Иногда в ВР включают практически все явления, связанные с использованием информационно-компьютерных технологий, включая сеть INTERNET.

Кроме того, существует точка зрения на ВР как на нечто запредельное, иллюзорное, надуманное.

Для философского осмысления термина ВР целесообразно рассмотреть в отдельности составляющие его понятия. Каждое из них в смысловом отношении является очень широким.

Термин "виртуальный" в широком смысле обозначает то, что имея характеристики вещи, формально, ощутимо ей не является.

Благодаря этому обозначение "виртуальный" в терминообразовании используется уже давно и в различных областях науки (виртуальные частицы в физике, виртуальная память в вычислительной технике и т.д.).

Термин реальность является еще более широким, т.к. означает все существующее, включая как физический (реальность объективная), так и существующий в сознании человека (реальность субъективная) миры.

Некоторые современные исследователи ВР (Н.А. Носов, В.С. Бабенко и др.) определяют ВР через ряд ее специфических свойств. Среди них можно отметить следующие: 1) ВР - это явление, связанное с деятельностью сознания человека, 2) виртуальные образы порождаются взаимодействием человека с какой-либо другой реальностью, внешней по отношению к ней: с другими людьми, компьютером, в целом активностью человека. ВР существует, пока действует порождающая реальность. 3) человек, находящийся в ВР, непосредственно в ней участвует или у него создается полное впечатление участия, т.е. что между ним и событиями ВР нет никаких промежуточных звеньев. При этом человек видит все виртуально происходящее со своей точки зрения, главный участник событий всегда он сам. 4) в ВР свое пространство, время и законы существования.

В. Розин, один из исследователей компьютерных технологий ВР, дает следующую их типологию.

ü Имитационные ВР - полноценная имитация действительности.

ü Условные ВР - это виртуальные миры, которые по отношению к миру обычному выступают как модели.

ü Прожективные ВР - все реальности, созданные исходя из некоторых идей. Это и простые фантазии и идеи, основанные на определенных знаниях.

ü Пограничные ВР представляют собой сочетание обычной реальности с виртуальной. Данный тип позволяет "расширять сознание" человека, вооружая его знаниями, которыми он актуально "здесь и сейчас" - обладать не может.

ü Вероятно, если говорить о ВР в широком смысле, не только с точки зрении зрения компьютерных технологий, то нужен еще один тип, который можно назвать трансцендентные ВР.

Трансцендентные ВР - э то такие ВР, источник которых нам до конца неизвестен (вдохновение, экстатические состояния сознания, сны, в том числе реальности, возникающие под влиянием компьютерных технологий).

Итак, можно различать пять основных типов ВР: имитационные, условные, прожективные, пограничные и трансцендентные

Становится ясно, что термин ВР, несмотря на довольно краткий исторический срок своего существования, стал приобретать определенный научный, технический и социокультурный статус.

Но, с другой стороны, типология ВР, ее онтологические источники, роль и формы проявлений еще требуют серьезных научных исследований.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...