Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социология общественного мнения




1. Роль и значение общественного мнения в современном обществе

 

2. Роль и значение общественного мнения в научном знании

 

3. Основные методы изучения общественного мнения

 

4. Основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения

 

5. Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения

6. Формирование и развитие понятия общественного мнения

 

7. Классификация подходов к изучению общественного мнения (вопрос 14)

 

8. Общественное мнение как социальная система и социальный институт

 

9. Основные принципы разработки анкеты с целью зондирования общественного мнения

 

10. Охарактеризуйте исследовательские профили основных центров изучения общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ)

11. Назовите основные функции общественного мнения

 

12. Покажите на примерах связь общественного мнения и СМИ

 

13. Влияние общественного мнения на политические решения властных структур в обществах с различными системами власти

14. Основные подходы к изучению общественного мнения

 

15. Динамика общественного мнения в России за последние 20 лет (основные тенденции)

 

16. Влияние Интернета на формирование и распространение общественного мнения

 

17. Приведите примеры взаимодействия общественного мнения с другими социальными институтами (культурными, политическими, государственными)

 

18. Покажите основные тенденции общественного мнения на примере отношения россиян к какому-либо значимому событию российской или зарубежной жизни

19. Основные методы проведения маркетинговых исследований

 

20. Основные принципы и направления исследования общественного мнения

 

21. Основные теории общественного мнения

 

22. Значение, цели, роль и подходы к изучению общественного мнения в проведении PR-кампаний

 

23. Особенности и роль фокус-группы в выявлении предпочтений потенциальных потребителей

24. Различные типы установок общественного мнения по поводу товаров и услуг

 

25. Принципы и этапы оценки PR-программ

 

26. Общественное мнение в России по вопросам рождаемости

 

27. Общественное мнение в России по поводу проблем здоровья и продолжительности жизни

 

28. Общественное мнение в России по вопросам внутренней и международной миграции

29. Общественное мнение в России по вопросам семьи


1. Роль и значение общественного мнения в современном обществе Общественное мнение —это усредненная и поддерживаемая большинствомточка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума Общественное мнение −это совокупность суждений и оценок,выносимых

различными социальными группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем.

 

Впервые понятие «общественное мнение» появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его «автор» – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери).

Пьер Бурдье отрицал наличие общественного мнения, потому что часть людей владеет правильной информацией, а часть – неверной.

Общественное мнение сегодня:

· установки разума, принятие некоторых утверждений за истинные;

· утверждения, которые принимает или отвергает разум.

 

· точка зрения, интеллектуальная позиция, идея или совокупность идей по отношению к определенной области, реальности.

 

· ценностное суждение или их совокупность, выносимое о каком-то объекте, человеческом качестве или действии.

Общественное мнение относится к таким явлениям социальной жизни, которые невозможно всесторонне проанализировать и строго определить. Отечественная традиция изучения: общественное мнение - специфический способ проявления некоторого фиксируемого состояния сознания некоей социальной общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства членов общности к фактам, событиям, явлениям объективной или субъективной действительности, вызвавшим интерес, и которое воплощается:

1) в оценочных суждениях;

 

2) практических действиях членов данной общности.

Общественное мнение всегда отражает коллективную позицию и возникает по проблемам, представляющим общественный интерес. По своей сути — это сочетание теоретических 7 представлений, положений здравого смысла и заблуждений. Оно проявляется сначала в эмоциях и суждениях, а затем в действиях. Кроме того, большинство исследователей считают, что общественное мнение — важнейший механизм социального взаимодействия людей, поскольку функционирование любой социальной группы невозможно без выработки общих представлений и суждений об общих делах, без коллективных оценок событий, без определения путей решения актуальных проблем.

Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания; оно используется представителями журналистики и политтехнологами, руководителями различного уровня и активистами социальных движений.

Общественное мнение не только активно изучается, но и искусственно формируется, оно воспринимается большинством населения как прогнозируемое явление, а профессионалами — как социальная технология, широко применяемая в современном управлении социальными процессами.

Общественное мнение представляет собой специфическое образование духовной жизни общества, и, говоря о нем либо используя его, мы должны помнить, что оно


всегда соотносится с группой-носителем, которая и репрезентирует с его помощью свои черты и специфические особенности. Чем шире его социальная база, тем более действенно оно как инструмент трансформации социальных и иных отношений.

 

Поскольку общественное мнение представляет собой социально-психологический феномен, оно является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им размах и стабильность в течение достаточно длительного времени. Общественное мнение также является и социальной технологией, согласно которой совершенствование практик управления приводит к расширению его использования руководителями, политическими лидерами независимо от их личной оценки эффективности его использования в управленческой практике как активного субъекта и общественного управления, включенного непосредственно в процесс принятия решений органами правления. Это активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Таким образом, в большинстве случаев мы имеем основания говорить об общественном мнении как о специфическом проявлении общественного сознания, выражающемся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующем явное (или скрытое) отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Другим распространенным вариантом является понимание общественного мнения как совокупности индивидуальных мнений, отношений и даже верований одной группы людей; это определение чаще употребляется в отношении населения определенного государств или региона. Общественное мнение может проявляться во всех сферах общественной жизни: экономика, политика, нравственность, культура, наука, образование, религия, право. Все они коррелируют между собой.

В последние годы исследователи пришли к выводу о формировании мирового общественного мнения, отражающего глобальные проблемы общественно-политической жизни современного человечества. Международное мнение фиксирует оценки, мнения и суждения по вопросам социально-демографического развития мирового сообщества, социально-экономического развития различных регионов мира, терроризма, экологии, глобализации и т. п. Однако не следует забывать, что при такой постановке проблемы мы должны видеть в общественном мнении и значимую часть социокультурной системы современного общества, и предмет современного научного знания, и специальную теорию.

Выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследования для истории мировой социологии связано с тремя обстоятельствами:

· с развитием капитализма. это выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.

 

· с развитием демократических структур, политических партий и политической борьбы, что привело к возникновению исследований политических преференций, электорального поведения и политического влияния с помощью пропаганды.

 

· с возникновением СМИ (особенно ТВ), что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации.


 

К этому следует добавить рост уровня образования и культуры населения, расширение спектра его интересов, в частности политических, и т. п. В России такие условия возникали в определенной последовательности, их


взаимодействие имело свою специфику, и поэтому история предмета довольно коротка и прямо связана с идеологическими интересами правящих структур, а не только с вышеперечисленными объективными условиями. Это существенно усложняет задачу как социологического понимания феномена общественного мнения, так и его изучения.

Сущность о.м. как социального явления:

1) О.М. как социальное явление представляет собой результат обработки информации определенной социальной общности.

 

2) источники информации при формировании суждений могут создавать как истинную, так и ложную информацию, слухи, молву, предрассудки, стереотипы и т.п.

 

3) О.м. возникает как результат формирования сначала общественных потребностей, а затем – интересов, предполагающих наличие общего суждения по какому-либо вопросу.

 

4) Путем влияния на общественное сознание, о.м. способно мотивировать определенные действия масс, фиксируют их активное отношение к объектному мнению, образуя подобия сплава рационального, эмоционального и волевого компонента.

 

5) являющееся продуктом взаимодействия людей, в процессе которого видоизменяются мнения отдельных индивидов, о.м. получает новое качество, несводимое к сумме индивидуальных мнений.

Структура о.м.: знания(когнитивный элемент), чувства и эмоции (эмоциональный элемент), оценки (оценочный элемент, аксеологический).


2. Роль и значение общественного мнения в научном знании

Вплоть до конца XIX в. общественное мнение является полноправным предметом философской дискуссии — именно о его природе, структуре, развитии рассуждают Т.Мор, Т.Кампанелла. Сам термин «общественное мнение»

(«public opinion») появился в XII веке в Англии, когда в одной из своих речей английский писатель и государственный деятель Джон Солсбери впервые (1159 г.) употребил данное словосочетание. Долгое время данный термин не был понятием, так как не было соответствующей теории общественного мнения. Лишь в период с XVII по XIX вв., когда повсеместно начали формироваться новые общественные порядки, данный термин становится общепринятым. Он наполняется емким категориальным содержанием, а со второй половины XIX в. начинается всестороннее и активное исследование разных сторон и характеристик общественного мнения.

Итак, изучением природы, структуры, места и роли общественного мнения занимались и занимаются многие науки. Свое достойное место среди них заняла и социология. И хотя изучение общественного мнения является одним из самых ранних направлений прикладной социологии, тем не менее, о широком и практическом применении подобных исследований речь может идти только по отношению лишь к социологической мысли последних двух столетий. Так, первые

прикладные исследования общественного мнения были проведены в США в связи с необходимостью получить достоверную информацию по вопросам политики (развитие института выборов и т.д.) и рынка (распространениерекламы и т.п.). Уже в 1824 г. во время избирательной компании в США стали проводиться массовые опросы общественного мнения.

Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально-экономического профиля. Если психология подходит к изучениюобщественного мнения с точки зрения психологии индивида, а философия - сознания как такового, то социология, располагаясь «посередине» и учитывая достижения других научных дисциплин, рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социологический институт, то есть исходит из приоритетности сознания больших и малых социальных групп, а не характеристик индивидуального сознания или природы сознания вообще.

При этом самая разнообразная тематика, посвященная данной проблеме, разбивается в мировой социологии на три основных направления в соответствии с общей структурой социологического знания (макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология):

  1. Изучение общественного мнения как специфического социального явления (природа, структура, функции). На данном уровне социологическое знание смыкается с социально-философским подходом к проблематике общественного мнения.

 

  1. Социологический анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере (социология политики, этносоциология, социология религии и т.д.).

 

  1. Конкретно-социологический анализ мнения населения и отдельных групп населения по широкому спектру конкретных, социально значимых проблем (прикладные социологические исследования). Здесь апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей.


 

Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые


предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз составляют комплекс теорий общественного мнения.

 

Пьер Бурдье считал что общественного мнения не существует: разные мнения - это разные знания. Этим и обусловлена разница во мнениях. "Каша" из знающих и не знающих людей образует общественное мнение. Одно и то же мнение может скрывать разную степень глубину: (я религиозен; я верю в Бога)

Общественное сознание -общая характеристика мировоззрения людей в какой

 

либо сфере.

Под общественным мнением сегодня понимается широкий спектр понятий.

1. Установки разума принимающего некоторое утверждение за истинное; утверждение которое принимает или отвергает разум. Например "теория заговора"

 

2. Точка зрения, интеллектуальная позиция, идея или совокупность идей по отношению к определенной области реальности;

 

3. Ценностное суждение или их совокупность выносимая о каком либо

объекте или о человеческом качестве, или действии; Выделение общественного мнения как относительно самостоятельного

 

направления исследований в истории мировой социологии связано с тремя обстоятельствами:

• Развитие капиталистического производства. Это выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.

 

• С развитием демократических структур, полит партий и полит борьбы, что привело к возникновению исследований полит приференций, электорального поведения и эффективности полит влияния с помощью пропаганды.

 

• С возникновением СМИ, что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику

информации.

Д.Ганчев,известный болгарский исследователь,выделяет следующиеспецифический особенности общественного мнения. Общественное мнение выражается в форме:

Коллективного суждения. Групповых и общественные явления имеют своюкачественную определенность, свои специфические черты.

 

Оценочного суждения. Коллективная/комплексная оценка тех или иныхфактов, процессов и явлений.

 

Нормативно-оценочного суждения. Зависит от особенностей субъекта иконкретных условий формирования

Уледов. Общественное мнение можно определить как оценочное суждениебольших общностей людей по общезначимым вопросам социальной жизни представляющей их общие интересы Падерин В.К. Общественное мнение-широкораспространенное преимуществнно

оценочное суждение или заключение больших и малых социальных групп, выявляющее значимость различных явлений.

Содержание общественного мнения составляют лишь те оценки и суждения, которые разделяются большинством. Они многомерны.


3. Основные методы изучения общественного мнения

Социологическое изучение общественного мнения – это исследование отношения больших социальных групп к актуальным проблемам действительности с помощью социологических методов. Исследователи выделяют информационные потребности, для реализации которых изучение общественного мнения населения необходимо:

  1. удовлетворение потребности в информации о политических процессах, происходящих в обществе, о политических настроениях, политических предпочтениях (особенно в период предвыборных баталий);

 

  1. изучение потребительского поведения населения;
  2. отношения к средствам массовой информации, рекламе;

 

  1. удовлетворение потребности в научном объяснении всех социально-экономических, политических и духовно-нравственных процессов,

связанных с перестройкой российского общества Традиционно в исследованиях общественного мнения используются различного

 

рода опросы, наблюдение, анализ документальных источников. Исследователи широко применяют качественные социологические методы, в частности метод фокус-групп и метод экспертных оценок. Общественное мнение изучается и другими cпособами. Анализируются материалы, полученные в ходе всенародных обсуждений социальных проблем, проведения выборов, референдумов и т.п.

В процессе социологического изучения фиксируются многие характеристики общественного мнения:

· направленность (позитивная или негативная)

· интенсивность (слабая или сильная выраженность)

· интерес к социальной проблеме и ее дискуссионность

· суждения о возможных путях решения проблем, что является базой для

 

принятия правленческих решений.

Опросы общественного мнения - это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблема жизни общества.

Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

1) Прямое наблюдение -прямая регистрация событий очевидцем.Наблюдениебывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

· подчинено исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

· планируется по заранее обдуманной процедуре.

 

· данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

· инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

 

2) Анализ документов. По способу фиксирования информации различаются:рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

  1. интервью

 

  1. анкетный опрос

 

Роупер -выполнял опросы для журналаfortune

 

Метод омнибус. Уделял внимание следующим аспектам:


  1. Прием и восстановление выборки, репрезентирующей население в целом.

 

  1. Вопросы, формулировка которых позволяет респондентам давать содержательные ответы.

 

6 критериев для составления выборки:география проживания,численностьнаселения, пол, возраст, род деятельности, достаток.

 

Кроссли -изучал общественное мнение,чтобы избежать конфликтов(международных).

 

Метод термометра -по почте рассылали документ с изображением термометра.4 отметки. Отношение с каждым журналом относительно температуры.

 

Метод шкалирования (оценить от1до10).Замеры радио аудитории,опросыследующего дня.

 

Кентрилл "психология радио"влияние радио на сознание аудитории.Двамомента:

 

1. Обратная снвязь

2. Одно актовая Коммуникация

 

Методы количественных и качественных опросов Количественные: анкетирование и интервьюирование. Методика:прессовые,

очные, телефонные, интернет-опросы, уличные опросы, опросы на выходе (exit polls). Социолингвистические опросы (выявление уровня понимания текстов, характера их интерпретации).

 

Опросы на выходе:немедленно после голосования;методы обеспечениярепрезентативности.

 

Опрос-омнибус, комбинированный опрос –одновременно для несколькихзаказчиков.

Качественные: фокус-группы (обычные и электронные), экспертный опросы, ассоциативные методики (в т.ч. методика неоконченных суждений), семантический дифференциал.

Другие методы:

 

· Наблюдение (собрания и иные контактные формы).

 

· Контент-анализ (писем и иных обращений в органы информации и власти). Сочетание контент-анализа с опросами: реакция аудитории на тексты (информирующие, промотивные, агитационно-пропагандистские).


4. Основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения

Выборка –отбор группы единиц опроса,которая должна представитьсовокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь.

 

С учетом факторов можно использовать два основных метода отбора респондентов: случайный и неслучайный. Первый метод является более научным, второй – менее формальным. Случайный отбор дает каждому представителю населения возможность быть включенным в выборку. Существуют четыре типа случайных выборок.

1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения,а потомиз него по принципу случайности отбирается нужное количество единиц для опроса. Объем случайной выборки зависит от численности населения и его однородности.

 

2. Систематизированная случайная выборка. Она похожа на простую случайнуювыборку. Но здесь присутствует случайная начальная точка в общем списке населения и определенный шаг отсчета. Надежность этого типа выборки нескольк ониже.

 

3. Стратифицированная случайная выборка. Она используется для изученияразных сегментов групп (страт) населения.

 

4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Кластерный отборвыборки предусматривает сначала разделение населения на небольшие однородные подгруппы (кластеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

 

Неслучайный отбор. Такие выборки делятся на две разновидности–пригодные

и квотные.

1. Пригодные выборки формируются по принципу«воспользоваться удобнымслучаем». Это преимущественно неструктурированные, несистематизированные выборки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения (как пример – журналистские интервью на улице).

 

2. Квотные (целевые) выборки предоставляют исследователю общественногомнения возможность подобрать респондентов по определенным характеристикам (женщины, мужчины, представители отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д.). Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество – однородность исследуемой выборки, надежность исследования.

Выборкой в социальных науках называют:

а) стратегии и техники, которые используются для отбора группы людей (единиц наблюдения) из более широкой популяции (генеральной совокупности); б) саму совокупность людей, отобранных для изучения.

Существует большое количество исследований, когда единицами наблюдения не являются люди, а организации, тексты или материальные артефакты.

К выборке прибегают из-за невозможности, в большинстве случаев, включения всей генеральной совокупности в исследование. Последнее связано с временными и финансовыми ограничениями. Обычно выборочные процедуры разделяют на две группы - вероятностную и целенаправленную. Вместе с тем, можно выделить дополнительную стратегию, связанную с исследованиями смешанного типа. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной.

Вероятностная выборка обычно используется в количественно


ориентированных исследованиях и предусматривает случайный отбор сравнительно большого количества единиц наблюдения из генеральной совокупности или из ее подгрупп (страт). Главное преимущество случайного отбора заключается в том, что вероятность включения в выборку для каждой единицы генеральной совокупности является одинаковой. Эта особенность позволяет достичь репрезентативности, являющейся свойством выборки, благодаря которому она отображает (с минимальными отличиями) интересующие параметры генеральной совокупности.

Целенаправленная выборка обычно используется в качественныхисследованиях и может быть определена как отбор, в котором специфические условия, люди или случаи специально отбираются с целью получения важной информации, которую невозможно получить иным способом.

Выборка смешанного типа включает отбор единиц наблюдения с помощьюсовмещения принципов и техник как вероятностной, так и целенаправленной стратегий.

В любом типе исследования построение выборки сводится к решению трех главных задач:

· Определение типа выборки, т.е. построение конкретной схемы процедуры отбора;

 

· Определение размера выборки или количества лиц, которых необходимо опросить для получения качественной информации;

 

· Оценка качества выборки, т.е. определение, с которой вероятностью и степенью точности результаты исследования выборочной совокупности можно переносить на других людей, социальные контексты и временные периоды.

6 критериев для построения выборки (Роупер):

 

1. география проживания

2. численность населения

 

3. пол

4. возраст

 

5. род деятельности

6. достаток

 

1. Случайная выборка -производится с помощью случайного отбора; генрализация -обобщение на генеральную совокупность.Более менеепредставительна, так как отражает генеральную совокупность в общем (процентные соотношения).недостатки - возможно смещение в выборке;

 

2. Стратифицированная выборка -берется процент от каждого опрашиваемогослоя;

3. Гнездовая выборка -зависит от местоположения(филиалы университета).


5. Построение программы: основные принципы и этапы социологического исследования общественного мнения

 

Виды исследований:

· Теоретико-прикладные: содействие решению социальных проблем путем разработки новых методов

· Прикладные: направленные на решение конкретных задач

Программа социологического исследования -изложение его общей концепциив соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования, с указанием правил и процедур, а также логической последовательности операций для их проверки.

Основные разделы исследования:

1. Методологический раздел:

 

a. Формулировка проблемы,определение объекта и предмета

 

исследования:проблема всегда включает в себя некое противоречие,либо сущного, либо противоречие эмпирического знания. Например, проблема в ориентации молодежи на те или иные профессии (противоречие между необходимым и желаемым); рост среднего класса в Бразилии и в следствие роста уровня их потребностей. Проблема должна быть определена четко, необходимо видеть противоречие. объект исследования - то, на что направлен процесс

познания, предмет исследования - те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению (объект - женщины; предмет - отношение к отпускам);

b. Определение цели и постановка задач исследования: цельисследования ориентирует на его конечный результат,теоретиковпознавательный и практически прикладной; задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования (цель - установить отношение женщин фертильный возрастов к пользованию отпуском по входу за ребенком; задачи: определить роль образования, характера труда, зарплаты, установить оптимальный срок отпуска, прикладная - спрогнозированная процент женщин и тд).

 

c. Уточнение и интерпретация основных понятий:поиск эмпирическихзначений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил, фиксирование соответствующих эмпирических признаков операциональным

 

Определением.

 

d. Предварительный системный анализ объекта исследования:этимметодом осуществляется три вида расчленения объекта на:

i. Общие и специфические элементы;

 

ii. Явные (подаются контролю, можно зарегистрировать) и латентные (не подаются контролю, нельзя зарегистрировать) элементы;

 

iii. Объективные и субъективные факторы (преломление в сознании индивида объективных факторов).


e. Развертывание рабочих гипотез:логическая конструкция гипотезы-если, то... Любое исследование начинается с выдвижения гипотезы. Гипотезы:

 

i. Центральные гипотезы - главные

ii. Выводные гипотезы

 

2. Процедурный раздел:

a. Принципиальный/ стратегический план исследования:

 

i. Формулятивный/разведовательный: применяется в случае если об объекте исследования имеется самое смутное представление, и социолог не в состоянии построить никаких гипотез;

 

ii. Описательный/ дискретивный: возможен, если знание объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Определение обследуемой совокупности. Цель плана - строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений. Типичный пример - опросы общественного мнения.

 

iii. Аналитика - экспериментальный план: наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Применяют лишь при условии достаточно высокого знания изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана - исследование функциональных и каузальных взаимосвязей.

 

b. Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации:

 

i. Количественный метод: точный, научно обоснованный

a. Опрос

 

b. Анкеты

ii. Качественный метод: подвержен субъективным взглядам

 

a. Фокус группы

b. Интервью

 

c. Контент анализ

d. Метод наблюдения

 

i. Включенный (при участии исследователя)

 

ii. Невключенный (исследователь наблюдает со стороны)

 

iii. Эксперимент - создание условий и помещений объекта в условия. Экспериментальная группа - на ней проводится эксперимент. Контрольная - группа сравнения. Проблема контроля - необходимо чтобы все факторы были равными.

 

iv. Исследование документов - когда нет людей. Работа сданными и статистикой. Проблема - искажение данных. Методы;0:

a. Интерполяция

 

b. Реставрация данных

c. Обоснование выборки единиц наблюдения:

 

i. Случайная выборка - производится с помощью случайного отбора; генрализация - обобщение на генеральную совокупность. Более менее представительна, так как отражает генеральную совокупность в общем (процентные соотношения).недостатки - возможно смещение в выборке;

 

ii. Стратифицированная выборка - берется процент от каждого опрашиваемого слоя;

 

iii. Гнездовая выборка - зависит от местоположения (филиалы университета).


Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных:Должны быть

отражены следующие компоненты структуры обработки:

1. редактирование и кодирование информации;

 

2. перенос данных на машинные носители;

3. проверка качества данных и коррекция ошибок;

 

4. создание переменных (процесс в некотором смысле обратный процессу операционализации понятий – "переменные" выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования,

 

и в этом случае сами вопросы являются переменными);

 

5. статистический анализ (ключевой этап в процессе анализа социологических данных. В его ходе выявляются статистические закономерности

и зависимости).


6. Формирование и развитие понятия общественного мнения

Вплоть до конца XIX в. общественное мнение является полноправным предметом философской дискуссии — именно о его природе, структуре, развитии рассуждают Т.Мор, Т.Кампанелла. Сам термин «общественное мнение»

(«public opinion») появился в XII веке в Англии, когда в одной из своих речей английский писатель и государственный деятель Джон Солсбери впервые (1159 г.) употребил данное словосочетание. Долгое время данный термин не был понятием, так как не было соответствующей теории общественного мнения. Лишь в период с XVII по XIX вв., когда повсеместно начали формироваться новые общественные порядки, данный термин становится общепринятым. Он наполняется емким категориальным содержанием, а со второй половины XIX в. начинается всестороннее и активное исследование разных сторон и характеристик общественного мнения.

Итак, изучением природы, структуры, места и роли общественного мнения занимались и занимаются многие науки. Свое достойное место среди них заняла и социология. И хотя изучение общественного мнения является одним из самых ранних направлений прикладной социологии, тем не менее, о широком и практическом применении подобных исследований речь может идти только по отношению лишь к социологической мысли последних двух столетий. Так, первые

прикладные исследования общественного мнения были проведены в США в связи с необходимостью получить достоверную информацию по вопросам политики (развитие института выборов и т.д.) и рынка (распространениерекламы и т.п.). Уже в 1824 г. во время избирательной компании в США стали проводиться массовые опросы общественного мнения.

Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально-экономического профиля. Если психология подходит к изучениюобщественного мнения с точки зрения психологии индивида, а философия - сознания как такового, то социология, располагаясь «посередине» и учитывая достижения других научных дисциплин, рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социологический институт, то есть исходит из приоритетности сознания больших и малых социальных групп, а не характеристик индивидуального сознания или природы сознания вообще.

При этом самая разнообразная тематика, посвященная данной проблеме, разбивается в мировой социологии на три основных направления в соответствии с общей структурой социологического знания (макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология):

  1. Изучение общественного мнения как специфического социального явления (природа, структура, функции). На данном уровне социологическое знание смыкается с социально-философским подходом к проблематике общественного мнения.

 

  1. Социологический анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере (социология политики, этносоциология, социология религии и т.д.).

 

  1. Конкретно-социологический анализ мнения населения и отдельных групп населения по широкому спектру конкретных, социально значимых проблем (прикладные социологические исследования). Здесь апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей.


Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз составляют комплекс теорий общественного мнения.

 

Общественное мнение возникло в связи со следующими факторами:

 

1. Капиталистическое производство

 

2. Развитие демократических структур

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...