Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существуют четыре типа случайных выборок.




1. Простая случайная выборка. Составляется общий список населения,а потомиз него по принципу случайности отбирается нужное количество единиц для опроса. Объем случайной выборки зависит от численности населения и его однородности.

2. Систематизированная случайная выборка. Она похожа на простуюслучайную выборку. Но здесь присутствует случайная начальная точка в общем списке населения и определенный шаг отсчета. Надежность этого типа выборки несколькониже.

3. Стратифицированная случайная выборка. Она используется для изученияразных сегментов групп (страт) населения.

4. Выборка, сформированная путем кластерного отбора. Кластерный отборвыборки предусматривает сначала разделение населения на небольшие однородные подгруппы (кластеры), а потом соответственный репрезентативный отбор от каждой из них потенциальных респондентов.

Неслучайный отбор. Такие выборки делятся на две разновидности–пригодныеи квотные.

1. Пригодные выборки формируются по принципу«воспользоваться удобнымслучаем». Это преимущественно неструктурированные, несистематизированные выборки, рассчитанные на то, чтобы уточнить мнение или точку зрения (как пример – журналистские интервью на улице).

2. Квотные (целевые) выборки предоставляют исследователю общественногомнения возможность подобрать респондентов по определенным характеристикам (женщины, мужчины, представители отдельных рас, национальных меньшинств, имущественного состояния и т.д.). Квота устанавливается пропорционально доле каждой из групп в общем составе населения. Преимущество – однородность исследуемой выборки, надежность исследования.


 

Анкета. Правила построения анкеты:


1. В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели.

 

2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление, где указано, кто и с какой целью к нему обращается, подчеркнуть конфиденциальность информации.

 

3. В анкете пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Такие вопросы предусматривают сходство ответов типа «весьма удовлетворен», «удовлетворен», «не удовлетворен», «совершенно не удовлетворен».

 

4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они были доступными и конкретными.

5. Не следует формулировать предвзятых вопросов.

 

6. Не следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.

 

8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.

Интервью. Существует несколько видов интервью:персональные,телефонные,групповые (фокус-группы).

Групповые интервью являются в практике PR наиболее распространенной формой исследовательской работы. С помощью техники фокус-групповых интервью опытный координатор (модератор) организовывает обмен мнениями по выбранному вопросу или точке зрения и руководит этим процессом. Участники группы репрезентуют территориальную, социально-экономическую, социально-демографическую совокупность людей, которая в зависимости от поставленной задачи может включать пенсионера и студента, предпринимателя и безработного, профессора и человека с начальным уровнем образования и т.д.

При организации фокус-группы следует придерживаться условий:

1. Определение задачи и аудитории. Чем точнее будет сформулирована цель, чем тщательнее будет определен состав аудитории, тем выше вероятность получения надежной информации.

 

2. Укомплектованность группы. Подбор участников осуществляется по телефону. При этом задаются вопросы, помогающие отсеять тех, кто не соответствует поставленным требованиям (например, работает в СМИ, т.к. беседы не должны становиться объектом новостей).

 

3. Опытный координатор (модератор). Профессионал-координатор должен уметь быстро установить контакт с аудиторией, знать, как и когда что-то ей подсказать, как «выдавить» комментарии из молчаливых участников, держать группу в пределах темы разговора и т.д.

 

4. Достаточное число фокус-групп. Четыре-шесть позволяют лучше выявить весь спектр интересующих идей и мнений.

 

5. Наличие плана дискуссии. План помогает модератору пробиваться сквозь сложности дискуссии, направляя ее в нужное русло.

 

6. Наличие соответствующего помещения. Комната для дискуссии должна быть уютной, участников лучше рассадить за столом так, чтобы наблюдающие за работой фокус-группы могли всех видеть.

 

7. Сдерживание вмешательства наблюдателей. Наблюдателям только в редких случаях можно позволить находиться в комнате вместе с участниками фокус-группы.

 

8. Возможность помощи со стороны других. Чтобы подобрать фокус-группу квалифицированно, профессионально провести и корректно оценить


полученные результаты, лучше обращаться к профессиональным организациям.

 

Метод фокус-групп применяется для того, чтобы прозондировать, как люди будут реагировать на запланированную акцию или предложение, и собрать информацию для разработки социологической анкеты, которая будет использована для более формализированных научных методов исследования.

Анализ. На этой стадии вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.Здесь актуален вопрос о надежности предлагаемых рекомендаций. Надежность всех предложенных рекомендаций зависит от обоснованности и надежности собранных данных. Они, в свою очередь, зависят от погрешностей, которые зависят от:

 

• степени репрезентативности;

• объема выборки;

 

• удачной формулировки вопросов анкеты;

• корректного и непредвзятого выполнения своей работы интервьюерами.

Погрешность выборки –это погрешность,возникающая вследствие того,чтоопрашиваются только избранные лица, а не все возможные по списку. Чем меньше объем выборки, тем большей будет погрешность. Анализируя полученные данные, всегда нужно определять величину предельной погрешности.

 

Предельная погрешность свидетельствует, в каких пределах может отклоняться реальное мнение всех вероятных респондентов относительно какого-либо вопроса. Предельная погрешность обозначается в процентах, например, ±5%. Большая по размеру выборка дает возможность с большей степенью надежности оценить даже небольшие расхождения в мнениях и намерениях избирателей. Еще одно правило – результаты изучения общественного мнения фиксируют его состояние лишь на момент проведения опроса респондентов.


21. Основные теории общественного мнения Теория общественного мнения –совокупность философских,социологических,

политологических, психологических взглядов и концепций, имеющих целью изучение закономерностей и механизмов возникновения, формирования, изменения в процессе существования и развития общества такого феномена, как общественное мнение. Под общественным мнением теория общественного мнения понимает оценочные суждения о проблемах, событиях и фактах объективной действительности отдельных групп людей, общества в целом. Теория общественного мнения начала формироваться в 19 веке, и своим развитием обязана трудам таких исследователей, как Г. Тард, У. Липман и А. Л.

Лоуэлл, хотя термин «общественное мнение» встречается впервые еще у Монтеня. Тард считал, что в результате неких духовных процессов и общения формируется публика, порождающая общественное мнение. Лоуэлл изучал проблемы соотношения мнений большинства и меньшинства, формы выражения и границы компетентности общественного мнения. Липман ввел в теорию общественного мнения такое понятие, как «стереотипы», то есть упрощенные представления, внутренне присущие человеческому общению. Современные концепции теории общественного мнения основное внимание уделяют внешним факторам, влияющим на мнение человека и общества в целом.

ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕОРИИ КОНТ. Родоначальников первых теорий ом был Огюст Конт. Ставил вопрос: на

чем базируется порядок в обществе? Что заставляет людей вести себяопределенным образом. Понятие консенсус (согласие). Люди должны быть солидарны по базовым вопросам, чтобы сосуществовать вместе.

Духовные скрепы, вокруг которых вращается консенсус:

1. Все должны быть альтруистами (помогать ближнему)

 

2. Без подсознательных чувств, симпатии, невозможно была бы дружба и семьи.

Типы сознания, возникающие в особые периоды развития общества:

1. Кризисное сознание.

 

2. Мобилизационное сознание.

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)—крупнейший французский социологклассического периода развития социологии. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний. Социальная солидарность —это то,что скрепляет и сплачивает индивидов вединое целое. Общество держится на солидарности (механическая - первобытное общество, не разногласий по большинству вопросов, одинаково мыслят по всем вопросам, нет индивидуализации, люди как часть большого целого; органическая - люди нуждаются друг в друге подобно всем органам в организме. У каждого своя роль и заслуги. В периоды усложнения общества происходит индивидуализация общества). Люди по своей природе бесконфликтны, им необходимо осознать нормы и они будут им следовать. Приоритет общественного над индивидуальным.

ПАРСОНС,рассматривая общество как систему,считает,что любая социальнаясистема должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:

· адаптация (adaptation) — чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям


необходимый минимум материальных благ;

· целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;

 

· интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;

 

· удержание образца / протекание процесса (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

МАКС ВЕБЕР. Понятие идеальный тип:люди употребляют понятия,которые несуществуют (здоровый человек). Используется для сравнения.

Классификация действий человека:

1. Традиционное действие (лишено рационализма, действуют без раздумий)

2. Аффективное действие (в состоянии аффекта, разум затуманен)

 

3. Целерациональное действие (расчетливое мышление. Ставиться цель и просчитываются отхвати алтыне пути достижения)

4. Ценностно рациональное действие (расчетливое мышление. Цель не

прагматическая, а создание некой ценности)

Будут уменьшаться необдуманные действия, уступая место разуму.

Типы власти:

 

1. Традиционная

2. Харизматическая

 

3. Легально-рациональная / демократическая

 

Ом играет колоссальную роль в обеспечении стабильности той или иной власти. Наименее стабильный типа - харизматический. Рутинизация харизмы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...