Развитие философии культуры
Античность и Средневековье. Формирование философии культуры в Новое время Философия культуры как особая область философского знания возникает достаточно поздно — в XVII в. в Западной Европе. Хайдеггер замечал по этому поводу: 238 Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) Дух и культура какжелательные и испытанные основные виды человеческого поведения существуют только с Нового времени... Отсюда не следует, что прежние века были «бескультурными» в смысле погружения в варварство, следует только вот что: схемами «культура» и «бескультурье», «дух» и «ценность» мы никогда не уловим, к примеру, историю греческого человечества в ее существе1. Но уже в античности существовали некоторые предпосылки для формирования философии культуры. Понятию «культура» в древнегреческом языке приблизительно соответствовало слово «paideia» — воспитание, учение, образование, образованность. Платон полагал, что пайдейя есть культивирование природных способностей, которые изначально имеются у каждого человека, а также результат этого культивирования. Так, зрение дано человеку изначально, но правильно видеть мир нужно еще научиться: «Это вовсе не значит вложить в него способность видеть — она же у него имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы»2. Пайдейя, таким образом, есть процесс самосовершенствования, особый путь, проходя по которому человек становится человеком. Мир в античной философии рассматривался как гармоничный космос, а человек — как составная его часть. Развитие природных задатков предполагало, что человек уподобляется космосу, достигает душевной гармонии и совершенства. У Платона эта идея была пропущена через призму идей об идеальном мире: стремление к познанию истины подразумевало движение от несовершенного мира вещей к миру красоты, истины, добра.
Итак, хотя понятие «пайдейя» и близко к понятию культуры, поскольку подчеркивает именно человеческий способ раскрытия внутренних задатков и «облагораживание» всего, что дано природой, все же оно в полной мере не отражает специфики именно человеческого бытия и образа жизни. Прежде всего это связано с космоцентричностью античной философии, где человек всегда соотносился с космосом и природой, и если даже рассматривался отдельно от нее, то никогда пол- 1 Хаидеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 72. 2 Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. М., 1999. С. 299. § 11.3. Развитие философии культуры 239 ностью не противопоставлялся ей. Явный разрыв между природным и человеческим воспринимался как извращение истинной сути человека, что дополнялось призывами к «возвращению к природе» (такова, например, философия кинизма). В эпоху Средневековья также нет отчетливого противопоставления человека и природы: хотя они и различны, но имеют общий источник в божественном творении. Специфику человеческого бытия, по мнению средневековых религиозных философов, следует искать не в деятельности человека и ее результатах, а в его сотворенности и связи с богом. Сама методология античной и средневековой философии не могла подойти к понятию «культура» в силу жесткой авторитетной предопределенности своих установок (в первом случае — космосом, во втором — богом). Считалось, что истинное знание уже дано — в «книге природы», «мире идей» или в откровении. Нужно просто правильно понять это, проанализировать изначально данное. Для появления понятия «культура» требовалось нечто иное — синтез, объединение всех разнородных составляющих человеческой жизни в единое целое. Это стало возможным только в Новое время, когда наука, отбросив авторитеты (по сути встав на место бога), смогла свободно искать основы для синтеза наблюдаемых явлений.
Термин «культура» в современном, широком его понимании впервые появляется в Новое время в работах немецкого философа Самуэля Пуффендорфа (1632—1694). Под культурой Пуффендорф понимает не только процесс совершенствования того, что дано природой (это изначально присутствует и в латинском слове cultura, и в греческом paideia), но и результаты этого процесса, которые сами становятся окружающим человека миром, «второй природой». Таким образом, культуру составляют формы деятельности человека (воспитание, обучение, ремесла, науки), а также их цели и результаты (мораль, знания, артефакты, изобретения). «Без человека человек Благ не обрящет вечных. Единством славен этот век. Сотворены просторы рек Из капель бесконечных!» 240 Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) Чтоб нам не быть под стать волкам, Герр Пуффендорф и Федер нам Подносят, как лекарство: «Сплотитесь в государство!» Ф. Шиллер. Мудрецы (1795) Пуффендорф особо подчеркивал роль государства в формировании культуры. Не случайно в начале XVIII в. его работы в России переводились по прямому указанию Петра I: предполагалось, что они могут служить теоретическим основанием для перехода России на более цивилизованный западноевропейский путь и формирования в стране правовой и гражданской культуры. К началу XVIII в. термин «культура» широко распространяется в европейской философии. Наиболее полную философскую интерпретацию этот термин получил к концу столетия прежде всего в трудах немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). Под культурой Гердер понимает передачу традиций, а также усвоение и применение переданного: Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры, - культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову и формирует члены его тела. Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он1. Человека отличает от животных то, что от рождения он почти не обладает инстинктами, и личностью становится только в процессе усвоения культурных традиций — языка, социальных и моральных норм, обычаев, т.е. всего наследия, оставленного предыдущими поколениями. Потому история культуры — «цепь общности», социальная история человечества в целом.
Культурный процесс постоянно развивается, обогащаясь достижениями каждого нового поколения, и в этом смысле можно говорить о несомненном прогрессе в культуре. Однако данный процесс не однозначен: наблюдаются временные отступления и возвращение к пройденному, неожиданные рывки вперед и периоды застоя. Тем не менее колебания и резкие перемены не могут завуалировать поступательного движения 1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 231. §11.3. Развитие философии культуры человечества по пути прогресса: «Мы ходим, попеременно падая в левую и в правую стороны, и все же идем вперед, - таково и поступательное движение культуры народов и всего человечества...»1
Большинство людей - животные, они принесли с собой только способность человечности, и ее только нужно воспитывать, воспитывать с усердием и трудами. И.Г. Гердер. Идеи к философии истории человечества (1791) Цель культуры - воспитание гуманности, человечности. Все в жизни человека - его потребности и влечения, разум и чувства — под воздействием воспитания должны быть облагорожены и переориентированы в сторону высших ценностей, под которыми Гердер понимает традиционные истину, благо и красоту. Культурный процесс сложен для познания: Гердер сравнивает его с ежедневной и ежечасной борьбой, где наградой за победу служит «венец гуманности», дающий право называться человеком в истинном смысле слова. Культура, являясь сущностной характеристикой общества, в этом смысле универсальна и принадлежит всем народам. Противопоставление культуры и некультурности, которая заставляла просвещенную Европу смотреть на остальной мир с высоты собственного положения, у Гердера снимается:
Различие между народами просвещенными и непросвещенными, культурными и некультурными - не качественное, а только количественное. На общей картине народов мы видим бессчетные оттенки, цвета меняются с местом и временем, - итак, здесь все дело в том, с какой точки зрения смотреть на изображенные на картине фигуры. Если мы примем за основу понятие европейской культуры, то, конечно, найдем ее только в Европе...2 «Количественные различия» приводят Гердера к мысли о множественности и самобытности культур, каждая из которых имеет характерные особенности, ценностные основания, недостатки и достоинства. Если у народа есть язык и понятия, искусство и традиции (а они, несомненно, естьу каждого народа, 1 Гердер И.Г. Указ. соч. С. 445. 2 Там же. С. 231. 16- 1760 242 Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) даже стоящего на самой нижней ступени общественного развития), мы не только имеем право, но и обязаны говорить о его культуре. В целом в трудах Гердера окончательно сформировалась философия культуры в классическом ее понимании, основанном на традиции гуманизма. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. В античности и Средневековье понятие культуры еще не сформировалось. Наиболее близким аналогом этого слова было понятие пай-дейя — воспитание, учение, образование, образованность. 2. Классическая философия культуры и ее проблемное поле формируются в Новое время в работах С. Пуффендорфа и И. Гердера. ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение понятию «пайдейя». Укажите на его отличия от понятия «культура». 2. Назовите основные идеи С. Пуффендорфа и И. Гердера в области философии культуры. Культура и цивилизация Цивилизация как этап развития культуры. Локальные цивилизации. Теории цивилизационных стадий Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, достойный благородного фажданина) был введен в науку в XVIII в. французскими просветителями. Впервые он встречается в работах экономиста Виктора Рикети де Мирабо (1715— 1789). Под цивилизацией Мирабо понимал развитое гражданское общество, основанное на началах правовой культуры и всеобщей справедливости; антонимом понятия «цивилизация» признавалось варварство (или «естественное состояние» человека). Просвещение, исповедовавшее социальный оптимизм и веру в социальный прогресс, усматривало в цивилизации высшее, идеальное состояние общества, наиболее полное развитие духовно-культурных сил граждан. Однако дальнейшее развитие Европы показало, что движение человечества к воплощению цивилизационного идеала связано с рядом значи-
§ 11.4. Культура и цивилизация тельных сложностей. Духовный кризис конца XIX в. породил рост пессимистических настроений по поводу возможностей цивилизации, что привело к противоположной трактовке этого термина — как к выражению упадка духовности, обозначению распада и гибели культуры.
Пессимистические идеи в отношении к цивилизации имеют достаточно глубокие корни. Еще в XVIII в. цивилизацию подверг резкой критике Ж.Ж. Руссо (1712—1778). В работе «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо дает однозначно отрицательный ответ на данный вопрос. Доцивилизованное «естественное состояние» человека Руссо понимает как состояние первоначального равенства, спокойствия и неиспорченности нравов. Именно цивилизация приносит в общество социальное неравенство, порабощение, деспотизм, культивируя моральные пороки и извращая душу человека. Поэтому в своих педагогических работах Руссо предлагал изолировать ребенка от лицемерия цивилизации, воспитывая его на лоне природы, в «естественной простоте». Не менее однозначна критика цивилизации, проводимая представителем немецкой «философии жизни» Освальдом Шпенглером (1880-1936): Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они — завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством... Они — неизбежный конец, и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходили1. Несмотря на резкие разногласия в оценке роли цивилизации, и пессимистические, и оптимистические трактовки сходятся в одном: цивилизация отличается от культуры большей степенью рациональности; она подчинена более социальным и технологическим регуляторам, чем природным. Для просветителей этот отход от природного представлялся профессивным; для Руссо, Шпенглера и др. - опасным для человеческой ду- 1 Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Минск, 1998. Т. 1. С. 45. 16* 244 Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) ховности. Цивилизация, таким образом, в обоих случаях понимается как завершающий этап развития культуры, основанный на социальных, внеприродных отношениях людей. В философии культуры наряду с таким общим пониманием цивилизации сложилось представление и о локальных цивилизациях (или локальных культурах). В конце XIX — начале XX в. фокус исследований смещается от рассмотрения общих вопросов теории культуры к изучению конкретных культурных проявлений (что в конечном итоге привело к возникновению эмпирической культурологии). Соответственно возникает ряд теорий, предметом исследования которых становится не культура в целом, а закономерности существования и развития отдельных, локальных культур. При этом часто каждая локальная культура, иначе называемая цивилизацией, рассматривается циклически — в динамике фаз ее развития и последующей деградации. Русский философ и социолог Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) выделяет десять подобных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский; китайский; ас-сиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитический, или аравийский; германо-романский, или европейский. Каждый тип подобен биологическому организму: жизнь его проходит в борьбе с другими типами и средой. Как и прочие организмы, в процессе своей жизнедеятельности он проходит ряд обязательных и неизменных этапов развития — рождения, взросления, дряхления и смерти. Данилевский во многом предвосхитил идеи О. Шпенглера. Шпенглер также отрицал возможность существования общечеловеческой культуры, говоря об истории как о поле борьбы замкнутых цивилизаций. Каждой из них отмерен свой срок (около 1000 лет), и рано или поздно расцвет заканчивается застоем и кризисом. Творчество иссякает, сменяясь бесплодием, бездушностью и механицизмом; богатое содержание теряется за мертвой формальностью. На этом основании Шпенглер в своей работе «Закат Европы» пишет о кризисе западной цивилизации и неизбежности ее гибели. Английский историк и философ Арнольд Тойнби (1889— 1975) развивает идеи Шпенглера в своей «теории цивилиза-
§ 11.4. Культура и цивилизация ций». Тойнби говорит о двух глобальных этапах в истории человечества — доцивилизационпом (становление человека) и цивилизационном (становление локальных цивилизаций). Цивилизационный период представлен пятью культурными типами: западным, православно-христианским, исламским, индуистским и дальневосточным. Становление каждого типа связано с «жизненным порывом» людей, отвечающих на вызовы истории. Когда энергия порыва иссякает, цивилизацию ждут надлом и окончательная гибель. Кризис цивилизации может быть преодолен попыткой прорыва от локальных ценностей к ценностям мировым. Вырази гелем и транслятором этих общечеловеческих ценностей Тойнби считал религию, которая в итоге должна прийти к мировому моноконфессионализму. Теории цивилизационных стадий становятся популярными в конце XX — начале XXI в. с возрастанием роли технологий (особенно компьютерных и коммуникационных). В этих теориях цивилизации локализуются уже не по территориальным признакам, а по временным. Сторонники большинства современных теорий полагают, что развитие общества зависит прежде всего от развития технологий и научно-технического прогресса. Американский социолог Элвин Тоффлер рассматривает историю как смену глобальных цивилизаций. Первая технологическая революция — аграрная — сформировала сельскохозяйственную цивилизацию с рядом характерных черт (земля как основа экономики; сословность, авторитаризм; децентра-лизованность). Вторая цивилизация - индустриальная — основана на машинной экономике и массовой культуре (здесь ярко проявляется приоритетность таких принципов, как стандартизация, централизация, концентрация и т.д.). Третья волна, захлестывающая современное общество, названа Тоф-флером постиндустриальной. Эта цивилизация сформирована прогрессом в компьютерной технике, точной электронике, массовых коммуникациях, генной инженерии и биотехнологии. На смену мускульной силе и машинному труду приходят умственный труд, сложные интеллектуальные технологии и информатизация. Именно информация становится основной 246 Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) ценностью, трансформируя систему образования, воспитания, характер труда. Постиндустриальная цивилизация, несмотря на ряд сложностей и опасностей переходного периода, представляется Тоффлеру наиболее гуманной, а движение общества к ней не имеет альтернатив. Канадский философ Х.М Маклюэн полагал, что социальная организация в наибольшей степени зависит от способа и типа коммуникаций. Племенная цивилизация основана на устной коммуникации, задающей мифологизм восприятия, слитность мировосприятия, веру в авторитет. Второй тип цивилизации — «культура зрения» — порожден изобретением алфавита и книгопечатного станка. Культура зрения санкционирует массовость, стандартизацию, механицизм. Наконец, наступающая «электронная цивилизация» упраздняет любые коммуникационные барьеры: время и пространство сжимаются, люди становятся ближе друг к другу. Будущее видится Маклюэну в виде «глобальной деревни», лишенной территориальных и национальных границ. Работы Тоффлера, Маклюэна и др. говорят о мире человеческого единства, предлагая теоретическое обоснование идей и представлений, которые становятся все более популярными в последние десятилетия. Это идеи о планете как об общем доме человечества и представления о будущем общества как о единой планетарной цивилизации, где процессы интеграции доминируют над процессами разобщения. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Понятие цивилизация может рассматриваться в трех основных 2. В современной философии формируются контуры будущей плане ЗАДАНИЯ 1. Сформулируйте основные значения понятия «цивилизация». Дайте их общую характеристику. 2. Какие преимущества и недостатки, по вашему мнению, характерны для «глобальной цивилизации»? § 11.5. Контркультура и массовая культура 247 § 11.5. Контркультура и массовая культура Субкультуры и контркультура. Массовая культура Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Во всех этих группах (деревенских, городских, профессиональных, возрастных и т.д.) проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры, называют субкультурами. Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения. Многие субкультуры не просто отличаются от официальной культуры, но прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (битники, хиппи, рокеры и т.д.). Взятые вместе такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Контркультурой, таким образом, можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры. Весь процесс истории культуры иногда представляют в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Так, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура вытеснила официальную и заняла ее место. Глава 11. Философия культуры (общая теория культуры) Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контр культурах. Сравнительно новой областью исследования для философии является и феномен массовой культуры — культуры, приспособленной к вкусам широких масс людей, технически тиражируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий — телевидения, радио, интернета. В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, адаптировав их в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, а с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса. К основным составляющим массовой культуры можно отнести: о информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Как правило, «эксперты» и «специалисты» этой индустрии формируют мнения публики в интересах заказчика, а их прогнозы имеют мало общего с настоящей наукой; о индустрию досуга — кинофильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т.д.; § 11.5. Контр культура и массовая культура 249 о систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. По словам Эриха Фромма, в потребительском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет; Справедливо ли, что даже искусства используют вложенные в нас самой природою легковерие и слабоумие и и ишекают из них свои выгоды? М. Монтепь. Опыты (1580-1592) о тиражируемую мифологию — от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими. Как и во всякой мифологии, интеллект здесь заменяется эмоциями, что привлекает легковерных людей, не склонных к размышлениям. Массовая культура обладает мощными механизмами переориентации ценностей в зависимости от запросов рынка и идеологии. Так, контркультура 1960-х гг. была «переплавлена» ею, а протестные движения и их атрибуты (рок-музыка, одежда) превратились в предметы продажи и тиражирования. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. Пока невозможно определить, снизит при этом массовая культура общекультурный уровень или напротив — поднимется сама на уровень более высокий. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Субкультурами называют относительно самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры. Протестные субкультуры формируют контркультуру. 2. Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс, технически тиражируемая и распространяемая при помощи коммуникационных технологий. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные значения понятий «субкультура» и «контркультура». Как они соотносятся между собой? 2. Какие преимущества и недостатки, по вашему мнению, имеет массовая культура?
§12.1. Определение науки 251 < А "} ФИЛОСОФИЯ НАУКИ | I ^.(ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ) Зародившись как форма отвлеченного знания, наука постепенно завоевывала все большее жизненное пространство, изменяя при этом не только предметное окружение человека, но и его самого. Повседневную жизнь современного человека нельзя представить без транспортных систем и компьютерных сетей, станков и высокоточных приборов - окружения, отображающего и концентрирующего в себе научные достижения человечества. Сегодня наука - наиболее влиятельная сфера жизни общества: именно от нее ждут ответов на самые актуальные вопросы о перспективах развития человечества и именно в ней усматривают как источники, так и возможности решения большинства глобальных проблем и угроз современности. Основные проблемы современной философии науки можно сформулировать так: как можно определить науку? Каковы основные этапы развития научного знания? Каковы ведущие теории философии науки? Как отделить науку от лженауки? Что такое техника? Определение науки Три аспекта понятия науки. Критерии научности Понятие науки традиционно рассматривается в трех основных аспектах: о наука - деятельность человека по получению нового знания; о наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира; о наука - особый социокультурный институт по производству знаний. Наука как деятельность основывается на определенных потребностях, имеет свои цели и средства, стремится к достижению определенных результатов. Ведущей потребностью человека в научной деятельности является познание мира, конечной целью - постижение истины. В качестве средств выступают различные методы - наблюдение, моделирование и т.д. Результатом деятельности (постоянно изменяющимся в ходе развития научного знания) является теоретическая система знаний о мире. Наука как система знаний значительно отличается от других, ненаучных форм знания. Прежде всего наука предполагает объективное описание фактов в виде стройной и логически непротиворечивой системы. В.И. Даль писал, что в самом высоком значении под наукой понимается именно «разумное и связное знание, полное и порядочное собрание опытных и умозрительных истин, стройное и последовательное их изложение»1. Наука как социокультурный институт может рассматриваться как совокупность особых норм и традиций, образцов и ценностей сообщества ученых. При всей объективности наука не может существовать в отрыве от своих творцов, а также вне культурных и исторических условий, подготовляющих почву для восприятия и реализации новых идей. Наука также оказывает все возрастающее обратное влияние на общество, воздействуя как прямо, так и опосредованно на все важнейшие сферы общественного сознания — религию, политику, мораль и т.д. Все аспекты науки объединены общим понятием знания. При этом научное знание понимается как высшая форма теоретического отображения мира. Это задает ряд условий для исследований в виде требований, ограничений, ориентиров. Все они в итоговом виде концентрируются в форме принципов, называемых критериями научности. Ниже перечислены основные из них: о объективность; о практическая применимость; о однозначность; о проверяемость; о рациональность; о опровергаемость; о системность; о критичность; о универсализм; о прогрессизм. Объективность вытекает из главной цели исследовательской деятельности — поиска истины, которая понимается классически (как соответствие знаний о действительности самой действительности). В своем содержании истина объективна, т.е. она не зависит от мнений познающего человека. Следовательно, научное знание должно быть свободно отлич- Даль В. Указ. соч. М., 1995. Т. 2. С. 488. 252 Глава 12. Философия науки (теория научного знания) ностных предпочтений, индивидуальных желаний и точно отображать реальность как она есть. Однозначность понимается как необходимость исключения из научного знания всех неясных и противоречивых понятий и принципов. Она проявляется уже на уровне терминологии: научный термин имеет одно четко закрепленное значение. Понятия обыденного, религиозного и художественного языка, напротив, многозначны (достаточно сравнить, например, понятия силы и мощности в физике и поэзии). То же относится не только к описанию фактов, но и к теориям. Если выясняется, что теория дает возможность различных толкований, появляется повод усомниться в ее научном статусе и начать поиск оснований для замены теории на более «сильную». Рациональность основана на уверенности в способности разума познать объективный мир. Сама действительность при этом понимается как упорядоченная и рациональная и благодаря этому открытая для познающего человека. Соответственно любое знание для признания его научным должно быть логически непротиворечивым и свободным от иррациональных привнесений (например, мистического опыта или религиозных истин). Системность подразумевает упорядоченность и взаимосвязь знаний. Научное знание не есть простое собрание изолированных фактов или идей: они должны составлять единство, где смысл целого превосходит смысл суммы частей, а каждая часть тесно связана с другими. Универсализм указывает на общеобязательность научных выводов: их ценность не может зависеть, скажем, от пола исследователя или его национальности. Не существует национальной или классовой физики, математики, химии и т.д. Принципы и законы должны быть истинны везде, а результаты должны быть одинаковы во всех случаях, где имеются аналогичные условия. Практическая применимость базируется на том факте, что наука есть отображение окружающей действительности. Следовательно, даже наиболее абстрактные математические или логические теории, если они верны, могут находить применение на практике (например, при разработке современных компьютеров). Теория, полностью оторванная от практики (как в средневековых схоластических спорах), не соответствует идеа- § 12.1. Определение науки 253 лам научности. Принцип практической применимости не связывает теорию рамками только полезности, он лишь подразумевает, что адекватные, истинные теории рано или поздно могут найти свое применение в практике. Проверяемость {верификация) - принцип, основанный на той же посылке. Если та или иная теория адекватно отражает реальность, то всю теорию в целом, а также составляющие ее элементарные положения можно проверить на опыте. При этом если каждое положение подтверждено, то всю теорию в целом можно считать истинной. Конечно, проверяемость не касается оснований математики или логики, где имеются аксиомы, не требующие доказательств. Кроме того, проверка каждого «атома» сложных теорий — настолько длительная процедура, что польза ее в ряде случаев кажется далеко не очевидной. Опровергаемость {фальсификация) как критерий научности призвана преодолеть недостатки проверяемости. В наиболее простом виде этот принцип можно выразить так: теория отвергается, если ее выводы опровергаются фактическими данными. Одного доказанного факта несоответствия достаточно, чтобы поставить теорию под сомнение, и нет никакой необходимости проверять каждое отдельное ее положение. Далее в качестве ведущей избирается новая теория, которая способна более адекватно объяснить все найденные несоответствия. Отсюда следует, что каждая научная теория потенциально опровергаема: все, что не подразумевает такой возможности, принадлежит не науке, а религиозной вере, спекулятивным построениям, прописным истинам и т.д. Критичность науки является следствием предыдущего критерия. Если движущей силой исследований выступает постоянный поиск несоответствий в старых теориях и поиск новых теорий, более соответствующих действительности, то важной частью научной деятельности становится критика. Без нее прогресс науки принципиально невозможен - иначе процесс приращения нового знания остановится. Критичность в науке должна быть конструктивна, т.е. вестись с позиции теорий, более точно описывающих мир. Прогрессизм опирается на ценность постоянного поиска нового знания. Если религия или мистика уже обрели то, что они считают истиной, то наука сама по себе есть средоточие 254 Глава 12. Философия науки (теория научного знания) инноваций, а движение к истине в ней рассматривается как бесконечный процесс приближения. Нельзя не заметить, что к реальной практике многие критерии научности применимы только с рядом оговорок. Так, критерию рационализма в полной мере не соответствует даже математика, современная физика ставит под сомнение принцип однозначности, а многие положения гуманитарных наук не отвечают требованиям универсализма, проверяемости и опровергаемое™. Однако это не означает, что критерии научности формальны и неприменимы к реальному научному процессу. Науку делает наукой прежде всего стремление к достижению перечисленных идеалов. Хотя наука и не всегда им соответствует в реальности, ученые постоянно продолжают поиск таких теорий, которые способны приблизить ее к строгим требованиям научности, а в итоге - к истине. Вне этого непрекращающегося поиска наука принципиально невозможна. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Наука может рассматриваться как деятельность, система знаний и особый социокультурный институт. 2. К критериям научности относят объективность, однозначность, рациональность, системность, универсализм, практическую применимость, проверяемость, опровергаемость, критичность, прогрессизм. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные аспекты науки и дайте их общую характеристику. 2. Перечислите критерии научности. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее важными для науки? Эволюция научного знания Древневосточная пранаука. Античное знание. Средневековое знание. Классическая наука. Неклассическая наука. Постнеклассическая наука Наука в современном смысле этого понятия формируется в Новое время в Европе, когда она полностью отделяется от религии и от обыденного знания и становится влиятельной общественной силой. Тем не менее истоки науки
§ 12.2. Эволюция научного знания следует искать в более отдаленных эпохах. Так, уже в Древнем мире можно обнаружить несомненные практические достижения в области геометрии, астрономии, агрономии, медицины и т.д. В эволюции научного знания можно выделить два основных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной), в каждом из которых формировались различные исторические формы научного знания: подготовительный период: нововременной период: о восточная преднаука; о классическая наука; о знание античности; о неклассическая наука; о знание Средневековья; о постнеклассическая наука. Древневосточная преднаука, зародившаяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, во многом определила развитие ряда практических сфер жизни - мореплавания, сельского хозяйства, военного дела, торговли и ремесленного труда. Грандиозные архитектурные сооружения древности — египетские пирамиды, Великая китайская стена, дворцы ассирийских царей, индийские храмы — были бы невозможны без обширных математических знаний, умения вычислять объем и площадь, рассчитывать количество рабочей силы. Морское дело и агрономия, а также культовые практики предполагали хорошее знание астрономии; распространение бальзамирования (например, мумифицирования в Египте) указывает на познания в области анатомии и медицины. При этих явных достижениях древневосточное знание все же нельзя назвать в полной мере научным, так как здесь можно достаточно четко выделить те характерные черты, которые отделяют преднауку древности от современной науки. Основной характеристикой восточной нреднауки является традиционность — направленность на сохранение устойчивых стереотипов и соответственно страх перед инновациями, что тормозило развитие научного знания. Не существовало и научной объективности, поскольку мир еще был целен и не разделен на субъект и объект, а человек не противопоставлял себя природе. Знание часто представляли не как результат практики, а как иррациональное, божественное откровение, доступное избранным (обычно жрецам). Какие-либо теоретические Глава 12. Философия науки (теория научного знания) размышления отсутствовали, и данные передавались рецеп-турно, т.е. в виде пошаговых рекомендаций и предписаний. Античное знание уже лишено ореола божественности. Функцию объяснения Вселенной принимает на себя сам человек. Первые греческие философы пытаются понять природу при помощи разума, не уповая на фантастические построения мифологии. Главной чертой античного знания является созерцательность: практика представлялась слишком приземленной для достойного времяпрепровождения, а отвлеченные теоретические размышления более соответствовали статусу свободного гражданина. В связи с этим практические рецептуры уступили место выявлению общих законов. Поскольку знание опирается не на традицию, а на свободный поиск, важной становится доказательность. Характерной для Греции являлась атмосфера постоянных дискуссий: в столкновении мнений оттачивалась логика научного знания и воспитывалось критическое отношение к авторитетам. Наконец, античный космоцентризм предполагал взгляд на Вселенную как на единое целое, поэтому каждый осколок знаний должен был занять подобающее место в общей картине, а не рассматриваться изолированно; классическим примером систематизации наук являются работы Аристотеля. Средневековое знание двойственно в своих основаниях. С одной стороны, Средневековью было доступно наследие античности, что позволяло развивать отдельные области знания на уже имеющемся фундаменте (например, в средние века были изобретены очки, бумага, механические часы и т.д.). С другой стороны, догматизм, свойственный религиозному мировоззрению, обусловил отход от античных традиций и возвращение к пранауке с ее страхом перед всем новым и необычным. Место инноваций заняли догмы, а творчество сменилось комментариями к Библии и трудам признанных авторитетов (отцов церкви и отчасти Платона и Аристотеля). Мир средневекового человека был миром сосуществования двух культур - официально-религиозной и народно-праздничной. Таким же образом была расколота надвое и вся действительность - на земное несовершенное существование и гар- § 12.2. Эволюция научного знания 257 монию небесных сфер. Исследования сугубо земного казались бесполезными, а рассуждения о божественном представлялись наиболее важными. Значительное место здесь занимали размышления о морали, духовности, самопознании, где Средневековье достигло весьма тонкого психологизма. Даже суждения о фактах приобретали аллегоризм и символичность (так, в астрологии наблюдение за звездами имело своей целью предсказание судьбы человека). Несмотря на фантастичность целей, астрология и алхимия в своей экспериментальной части стали фундаментом для астрономии и химии Нового времени. Классическая наука в целом формируется в Европе к XVII в. Развитие промышленности требовало строгих научных данных, и в ответ на этот социальный запрос формируется экспериментальное естествознание. Революционные успехи науки в этой сфере в скором времени приводят к тому, что она начинает восприниматься как ведущая социокультурная ценность. Будущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединенных разума и опыта в скором времени освободит человечество от тяжелого груда, бедности и невежества. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин. Идеалом науки в Новое время становится точная механика, непосредственно связывающая теорию и практику; вершиной ее стали труды Ньютона. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гуманитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описывались с позиций причинно-следственного автоматизма. Человеческое тело — это заводящая сама себя машина... душа — это лишенный содержания термин. Ж, Ламетри. Человек-машина (1747) Несмотря на подобные упрощения, именно в Новое время формируется большинство классических критериев научности — объективность, рациональность и т.д. Во многом благодаря следованию этим критериям некоторым наукам удалось преодолеть свой механицизм, например в биологии исследует- 17- 1760 Глава 12. Философия науки (теория научного знания) § 12.3. Развитие философии науки
ся эволюционное развитие, химия с открытием Периодического закона приходит к идеям системности и комплексности. Эти идеи поставили под вопрос механистическую картину мира, что в дальнейшем привело к появлению новых, неклассических моделей объяснения действительности. Неклассическая наука разрушает классическую схему, критикуя ее прямолинейность и формальность. Начиная с конца XIX в. в сферу критики вовлекались все новые и новые науки: физика с ее корпускулярно-волновой теорией, биология с генетическими исследованиями, астрономия с теорией нестационарной Вселенной и т.д. Мир оказался более сложным и неоднозначным, чем построения механицистов. Специальная и общая теория относительности Альберта Эйнштейна (1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения и положения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Немецкий физик Вернер Гейзенберг (1901-1976) ввел в науку «принцип неопределенности», согласно которому наблюдатель способен предсказать массу или местоположение частицы, но не оба параметра одновременно. Генетика обнаружила тесную взаимосвязь всех живых организмов. В итоге мир предстал как сложная систематесио взаимосвязанных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, оказывает влияние на другие части. Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились к иррациональным явлениям — воле, интуиции, бессознательному, чувствам и страстям. Постнеклассическая наука находится в процессе своего становления. Ее появление во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растет количество информации. Такое положение ведет к все более узкой специализации и нарастающей односторонности исследований. Состояние раздробленности в современной науке преодолевается интеграционными процессами и междисциплинарными исследованиями, не позволяющими науке распасться на ряд изолированных островков. Осознание сложности мира как системы смещает фокус исследований от построения гло- бальных всеохватных теорий к решению ситуативных, прикладных проблем. Наконец, признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит к гуманитаризации естественных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения практически всех важных проблем современности — от экологических задач до вопросов духовного кризиса. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. В эволюции научного знания можно выделить два основных периода - подготовительный, куда входят восточная преднаука, а также научное знание античности и Средневековья, и нововременной, включающий в себя классический, неклассический и постнеклассический этапы развития. 2. В современности формируется постнеклассическая наука, основанная на информационных технологиях, междисциплинарных и прикладных исследованиях. ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные этапы развития науки и дайте их общую характеристику. 2. Перечислите основные характеристики современного этапа развития науки. Развитие философии науки Первый позитивизм. Эмпириокритицизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм Проблемы научного знания подробно рассматриваются философией с XVII в., т.е. со времени появления западноевропейской науки как целостного социокультурного явления. Наиболее показательна в этом отношении работа Ф. Бэкона «Великое восстановление наук», которая из-за своей грандиозности осталась незавершенной. Как самостоятельное направление исследований философия науки формируется ко второй половине XIX в. У ее истоков стоит философия позитивизма (от лат. positivus — положительный), считавшая, что подлинное, положительное знание возможно только в рамках строгих наук. 17* 260 Глава 12. Философия науки (теория научного знания) Представители «первого позитивизма» — Огюст Конт (1798-1857), Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Стюарт Милль (1806-1873) - полагали, что подлинная наука должна ограничиваться строгим отражением фактов. Любые оценки, предположения, рассуждения о том, что невозможно доказать (например, проблемы смысла жизни, счастья, веры, любви), должны быть исключены из науки как ложные или бессмысленные утверждения. Философия должна отказаться от бесплодного умозрения и заняться простым обобщением строгих научных данных. Наука, очищенная отложных и бессмысленных утверждений, была провозглашена высшей и определяющей ценностью человеческой цивилизации (принцип сциентизма). Второй этап развития позитивизма известен как эмпириокритицизм («критика опыта»). Его представители - Эрнст Мах (1838-1916) и Ричард Авенариус (1843-1896) - основывались на принципах «чисто описательной науки». Они утверждали, что позитивное знание может быть только описательным, а понятия причинности, времени, пространства, как и все прочие объяснительные элементы, должны быть удалены из науки как паразитические и излишне усложняющие исследования. Мир в эмпириокритицизме понимался в виде «комплексов ощущений», а материальное и идеальное (вещи и психика человека) -в качестве условных наименований и разных сторон этого комплекса. Начало XX в. ознаменовалось возникновением нового варианта позитивизма — неопозитивизма. Бертран Рассел (1872— 1970), Джордж Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889— 1951) и другие представители этого этапа сконцентрировались на анализе языка науки. Первоначально научные суждения подверглись строгому логико-математическому анализу. Первый шаг в этом анализе состоял в сведении сложных утверждений к простым и неразложимым фактам — «атомам» языка науки. За ним следовала верификация — опытная проверка каждого факта. Если каждый факт подтверждался, а последующие суждения соответствовали законам логики, то утверждение признавалось научным, в противном случае утверждение считалось бессмысленным. К середине XX в. из-за значительных § 12.3. Развитие философии науки 261 сложностей такой методики логический анализ сменился более мягким лингвистическим. Лингвистическая философия рассматривала язык в качестве основы миропонимания, а науку — как совокупность понятий, суждений и формул. Она поставила своей задачей очистить язык науки от неопределенности, т.е. сделать его ясным, однозначным и соответствующим фактам реальности. Все три этапа развития позитивизма значительно обогатили логический, математический и лингвистический аппарат научного знания, однако при этом за рамками их формальных описаний осталось осознание науки как социокультурного института, как исторической деятельности человека. Постпозитивизм попытался преодолеть этот недостаток. Представители постпозитивизма, в о - п е р в ы х, опираются на историю науки; во-вторых, отвергают представления о линейном накоплении знани й; в-третьих, учитывают социальные и культурные условия развития научного знания. Так, Карл Поппер полагал, что наука развивается путем критического опровержения старых теорий и построения новых, более адекватных. Отсюда следует, что всякая научная теория принципиально опровергаема, а неопровержимость теории однозначно указывает на то, что она принадлежит не к научной сфере, а к сферам религии, идеологии, мистики или лженауки. Соответственно критерием научности для Поппера становится не принцип верификации (проверяемости), а принцип фальсификации (опровергаемости). Американский философ Томас Кун (1922-1996) рассматривает науку как деятельность научного сообщества, на которое оказывают влияние культурные, социальные, психологические факторы. Основой науки является парадигма — сложный сплав суждений, теорий, норм, фактов, ценностей и образцов, которые являются общепринятыми в научном сообществе. В пределах парадигмы проходит нормальное развитие науки — накопление фактов и совершенствование методов. Однако рано или поздно находятся аномалии — факты, не соответствующие теории. Парадигма «сопротивляется» процессу поиска аномалий, но все равно погибает под их грузом. Ее место сменяет новая парадигма, которая способна теоретически объяс- 262 Глава 12. Философия науки (теория научного знания) нить аномалии и с которой со временем соглашается большинство исследователей. Таким образом, научная революция есть кардинальная смена парадигм, полностью разрушающая старую картину мира. Имре Лакатос (1922—1974) разрабатывает близкую к концепции парадигмы теорию исследовательских программ, понимаемых как совокупность теорий, фундаментальных идей и принципов. Как и Кун, он понимает развитие науки в виде смены конкурирующих программ. Однако Лакатос концентрируется не только на процессе их смены, но и на структуре самой программы. Согласно Лакатосу, исследовательская программа состоит из жесткого ядра, защитного пояса и совокупности методологических правил. В жестком ядре заключены принципы, которые считаются фундаментальными и неопровержимыми. Защитный пояс призван охранять ядро от аномалий (например, объясняя их погрешностями исследований или выдвигая дополнительные предположения). Правила задают направления исследований. Уже сама структура науки говорит о том, что ее цель — не познание мира, а защита жесткого ядра от посягательств на незыблемость его оснований. Американский философ Пол Фейерабенд (1924—1994) делает наиболее радикальные выводы из идей неопозитивизма. Если движущей силой науки являются критика и опровергаемость, то следует приветствовать все, что противоречит общепринятому мнению и самодовольному догматизму, даже если оно представляется абсурдным или ненаучным, включая религию, магию, искусство и человеческие фантазии. Лозунг Фейерабенда, составляющий основу его принципа методологического анархизма, звучит как «все допустимо» («anything goes»). Из вывода об опровергаемости науки также следует, что она включает в себя заблуждения и, следовательно, научные претензии на высшее знание неправомерны. Она — такая же культурная традиция, как миф и религия, имеющая множество недостатков и неспособная, несмотря на свои уверения, привести человечество к счастью (так, разработка оружия и экологический кризис говорят скорее об опасности науки). Свобода в обществе подразумевает отделение науки от государства. Стивен Тулмин (р. 1922) смягчает радикализм постпозитивистских идей, утверждая, что история науки — не серия рево- § 12.3. Развитие философии науки 263 люционных скачков, отбрасывающих старые концепции, а эволюционный процесс. Инновации понимаются Тулмином как мутации, а новые теории призваны адаптироваться в интеллектуальной среде, проходя жесткий естественный отбор критикой. Выживают не теории, соответствующие истине, а теории, наиболее полезные для сообщества, т.е. способные предсказать будущее, связные, эффективные и удобные в исследованиях. Подобно тому как селекционер отбирает растения с самыми полезными особенностями, ученое сообщество кропотливо отбирает эффективные идеи и теории. Идеи Тул-мина наиболее близки современному, иостнеклассическому этапу развития науки, где востребованы критерии не классические (объективность, доказательность и т.д.), а прикладные — польза, эффективность, комфортабельность. Развитие философии науки в ее позитивистском варианте оказало значительное влияние на саму науку: определило строгие критерии научного знания, разрешило ряд вопросов логической аргументации, указало на ваяй юсть ясности и однозначности языка науки. Большое внимание, уделяемое социальным, культурным, историческим факторам в понимании научной деятельности, позволило в значительной мере раскрыть механизмы ее развития. Тем не менее философия науки - открытое направление исследований, се развитие находится только в начале своего пути, а множество проблем науки как сложной системы ждет своих исследователей. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Общая теория науки формируется в конце XIX в. в философии позитивизма, призывавшей к строгости и однозначности научного знания. Позитивная философия прошла четыре этапа: первый позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм. 2. Современный постпозитивиш рассматривает науку в ее развитии: он отвергает представления о линейном накоплении знаний, учитывает социальные и культурные условия развития научного знания. ЗАДАНИЯ 1. Перечислите основные этапы развития философии позитивизма. Как трактовались на каждом из этапов особенности и цели научного знания? Глава 12. Философия науки (теория научного знания) § 12.4. Формы лженауки
2. В чем особенности постпозитивизма как современного течения философии науки? Назовите представителей этого течения и их основные идеи. Формы лженауки Понятие лженауки. Признаки лженаучности. Формы лженауки Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научности, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не на обладание ей. Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной. Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой — в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение, заказ. Исходя из этого, можно дать следующее определение: лженаука — это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях. Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от насто- ящей науки. Тем не менее некоторые общие показатели лженаучности можно выделить. 1. Обычно ненаучны концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Так, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а ограничила ее определенными условиями. 2. Обоснованные подозрения вызывают всеобщие и глобальные теории — от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть разносторонним специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; противоречит таким теориям и осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями.
3. Обычной характеристикой лженауки являются туманность и непонятность доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы. 4. Лженаучны бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна. 5. Определенно ненаучны теории, где смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.). 6. В лженауке теории часто непроверяемы, поскольку основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке. 7. Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения знания, а для дополнительной поддержки своих теорий. Например, креационисты вводят дополнения всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. В целом, если все усилия Глава 12. Философия науки (теория научного знания) направлены на защиту теории, а не поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучности идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному ее оправданию или жалобам на гонения со стороны официальной науки). Конечно, эти показатели верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может подвергаться гонениям незаслуженно и т.д. Однако если его теория соответствует сразу нескольким приведенным принципам, то ее научность более чем сомнительна. В настоящее время наиболее распространены представленные ниже формы лженауки. Эзотерика и мистика в научных терминах пытаются истолковать деятельность магов, экстрасенсов и медиумов, а также такие явления, как полтергейст, телекинез, левитация1 и др. В ряд со средневековыми лженауками (астрология, алхимия) становятся новые — парапсихология, альтернативная медицина, теория биополя, экстрасенсорика, биоэнергетика и т.д. Во всех случаях доказательная база этих «наук» отсутствует, но налицо использование суеверий и слабостей широкой публики. Фальсификация данных. Непосредственной движущей силой науки как социального института является потребность в признании. Для этого могут использоваться различные методы подтасовки научных данных. Если в экспериментальных науках обман рано или поздно раскрывается, то менее проверяемые гипотезы долгое время паразитируют на доверчивости публики. Так, популярны теории о «необычных» свойствах пирамид, альтернативные попытки переписать историю в «новом летосчислении», рассказы о «городах богов» и прочие выдумки для доверчивых. Масштабные спекуляции. Как правило, это плохо проверяемые масштабные проекты, обещающие крупные экономические выгоды и специально созданные для того, чтобы получить финансирование из государственных или общественных фондов. Таковы, например, идеи «торсионных полей», «биоэнерго-информатики», «магнитной и полимерной воды» и проч. 1 Соответственно: самопроизвольное передвижение предметов; бесконтактное перемещение предметов силой воли; преодоление силы притяжения. § 12.4. Формы лженауки 267 Информационные сенсации. Для повышения популярности средства массовой информации публикуют информацию об исключительных событиях. При помощи преувеличения одних и сокрытия других деталей рождается информация о «необъяснимых явлениях» — летающих тарелках, снежных людях, чудовищах, исцелениях и прочих чудесах. Для повышения достоверности информация представляется в псевдонаучной форме (такова уфология). Информационный заказ. Средства массовой информации часто приглашают экспертов от науки, которые должны комментировать какие-либо события. Поскольку одной из основных задач средств коммуникаций является формирование общественного мнения, те лица, которые часто появляются на экране: «...должны быть всегда готовы к тому, чтобы прийти и принять правила игры, быть готовыми ко всему, т.е. к любым уступкам, компро
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|