Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к лекции




При изучении темы учтите многообразие подходов к объяснению феномена общества. Особое внимание обратите на современные концепции толкования общества, которые более подробно изложены в трудах философов. Для этого обратитесь к рекомендуемой литературе. Необходимо усвоение и понимание законов общественного развития, осознание механизмов социальных изменений.

Обратите внимание на исторические измерения социального бытия, на важность аксиологического измерения общественного развития.

& Литература

Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2002. – С. 40-53, 90-101.

Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. – СПб., 2000.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 429-673.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1995. – С. 29-89.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 30-82.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Что такое общество? Приведите несколько формулировок.

2. Что такое исторический процесс?

3. Что такое социализация общества?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Что составляет предмет социальной философии?

2. Из каких основных положений исходит А.Бергсон в своем различении открытого и закрытого общества?

3. В чем заключается концепция единства истории К.Ясперса?

Творческий уровень:

1. В чем состоят особенности суммативного и субстанциального подходов в понимании общественного прогресса?

2. В чем состоит принципиальное отличие попперовской концепции открытого общества от бергсоновского?

3. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Составьте терминологический словарь по теме.

2. Законспектируйте современные философские концепции общества по монографии Д..Н.Нурманбетовой «Проблемы современной философии».

3. Запишите 3-5 различных определений общества.

Уровень репродуктивно- практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на темы (на выбор):

· «Общество в социально-философском измерении»

· «Историческая динамика общества»

· «Структура общества»

· «Философия гражданского общества»

2. Дайте письменные ответы на вопросы (на выбор):

· Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.

· Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Составьте Ваше мнение, как влияет становление рыночных отношений на социализацию личности.

2. Представьте Ваше видение ценностей евразийского сообщества.

3. Прокомментируйте слова А.Камю: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.

Аверроизм -направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям арабского философа 12 века Ибн Рушда (в лат.традиции Аверроэс). Своеобразной формой обоснования независимого от откровения и теологии философского знания явилась авероистская теория двух истин.

Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.

Академия (платоновская)- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»

Аксиология философская – философская теория ценностей (см. ценность)

Акциденция (от лат. случай)- философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.

Аллегория (греч. иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.

Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования, когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.

Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.

Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.

Апория (от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона

Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии

Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.

Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души

Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...