В своем общем итоге развитие античной философии дало следующие результаты.
Разработанный понятийный аппарат. Были найдены и определены понятия для обозначения основных «параметров» существования мира и человека: существование ▬ несуществование жизнь ▬ смерть подлинное ▬ неподлинное определялись через такие понятия, как бытие ▬ небытие / мир-космос (вещи) элемент / стихия ▬ структура часть ▬ целое логос (принцип, порядок) ▬ хаос (отсутствие формы, порядка) единое ▬ многое благо ▬ зло (недостаток блага) совершенство ▬ несовершенство бесконечность ▬ конечность вечность ▬ временность истина (подлинная реальность) ▬ иллюзия (неподлинная реальность) неизменность ▬ изменение покой ▬ движение сила ▬ потенция / пассивность (косность) форма ▬ субстрат (форма ▬ материя → воплощение (конкретная целостность / вещь)) субстанция ▬ акциденция сущность ▬ явление / воплощение; в концепциях познания и знания эти соотношения определялись понятиями: истина ▬ мнение знание (индуктивное [episteme] – дедуктивное [созерцание, noesis]) ▬ опыт разум (созерцание /интуиция + рассудок / аналитика) ▬ ощущуение. Первый ряд понятий представляет собой мысленную реконструкцию человеком целостности, полноты своего и общего существования, вплоть до его предельных оснований; т.е. эти понятия отражают поиск того масштаба существования, в котором человек готов осознать и реализовать себя. С момента выделения этих понятий их список остается более или менее постоянным (очевидно, в этих понятиях вполне исчерпывают себя основные характеристики той (трансцендентной) реальности, которая служит предельным контекстом человеческого и всецелого существования), меняется лишь их трактовка, – что и происходит со времени зрелой античности и до завершения классической философии.
Представления о мире как сложной реальности: в нем различаются 1) два уровня – фундаментальный (архэ, бытие, субстанция) ▬ производный (вещи); 2) две «природы» – наличная (данная в опыте, чувственная – физическая, материально-воплощенная) ▬ умопостигаемая, идеальная, доступная лишь высшей (бого-подобной) способности человеческого восприятия – разумному созерцанию. Представления о человеке как сложном существе. В нем различаются тело и сложная душа (включающая чувствительность (страсти, влечения), аналитичность (рассудок), созерцательность (разумную интуицию)). Представления о познании как сложном процессе, в котором можно выделить: восприятие вещей (с помощью телесной чувственности), восприятие сущностей (с помощью рассудочной аналитики, логики) и восприятие истины (с помощью разумной интуиции, интеллекта, созерцательной способности). Представления о знании как неоднозначном (разно-достоверном) образе мира: оно может быть истинным (созерцание, рассуждение) или ложным (опыт); глубоким (созерцание, рассуждение) или поверхностным (основанные на опыте мнения, предрассудки). При этом сложность мира и его различных аспектов представлялась внутренним соразмерным строем совершенного целого; космос был завершен и организован его первоначалом; человек был органическим элементом живого, целого, прекрасно устроенного космоса; миром правит прекрасная, разумная необходимость. Только в завершение античности изменилось представление о космосе: из природного он стал социальным; человек – из его органическго элемента превратился в отпавшую часть, что привело к новой трактовке человека, не столько созерцающего совершенство целого космоса, сколько спасающего себя в космосе разрушенном; это предвосхитило скорое (в некоторых поздних эллинистических школах и христианстве) открытие в человеке его главной способности – свободы, данной через волю, и определение мира как утратившего связь с первоначалом, поврежденного.
9) Средневековая европейская философия: этапы развития (апологетика, патристика, схоластика). Доказательства бытия Бога и теодицея. Христианский антропоцентризм. Переход от античности к средневековью Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог. Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога. Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу). Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего) Средневековый мир, если его сопоставить с миром античности, характеризуется различными формами дуализма. Это был дуализм духовенства и мирян, дуализм латинского и тевтонского начал, дуализм царства божьего и царства мира сего, дуализм духа и плоти. И каждый из них воспроизведен в дуализме пап и императоров. (это проблема: у Августина в «Граде Божьем»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|