Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональное познание и его основные формы




Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания поня-тий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ поня-тий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, до-полняются нов смыслом. Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения предметов и явле-ний. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явле-ние. Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил имену-ется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирова-ние отношений. Объяснение и понимание. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то след-ствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн дру-гих. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием для объясн называются объяс-няющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные факты. Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно пере-ходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Ин-терпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтер-претация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слия-ние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смыс-ла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значе-ния, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечиваю-щих преобразование информ при переходе от незнания к знанию. Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных преобразований прин-ципиально новых знаний, не существовавших ранее. Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм) Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - ло-гические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобще-ний. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рож-дения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.) Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники деа-лектического матер-ма: Мыш-е - это целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие - это форма мысли, в которой отража-ются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный ха-рактер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение - это такая форма мысли, в ко-торой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозак-лючение - это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или несколь-ких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением. Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х - вновь открыта элем част, вытекает вывод Х - имеет массу. Логическая деятельность мышления осуществля-ется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез, индукция и дедукция, т.д.

 

49) Понятие и основные концепции истины. Объективность, абсолютность и относительность истины. Истина и заблуждение. Знание и вера. Критерии истины. Роль практики в познании.

Наука не может довольствоваться любым знанием, ее интересует лишь истинное знание. В оценке качества знания ученый прежде всего и использует категории истины и заблуждения.

Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта. В истине необходимым образом отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания.

Истина и действительность - совершенно разные вещи. Действительность существует независимо от познающего субъекта. В самой объективной реальности никаких истин нет, в ней существуют лишь предметы со своими свойствами. Истина появляется в результате познания людьми этой реальности.

Истина - это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективной реальности.

По своему источнику и содержанию истина объективна. Источником познания является объект, и оно - отражение его. Под объективной истиной понимают такое содержание знаний, которое целиком и полностью продиктовано объектом, и не зависит ни от человека, ни от человечества. Но истина не существует без человека и человечества. Если реальность существует независимо от сознания субъекта, то истина всегда существует в сознании человека. Истина есть человеческое знание, а не сама реальность.

Для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания вводятся понятия абсолютной и относительной истин.

Абсолютная истина - знание, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом, т.е. это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.

Относительная истина - знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту, т.е. это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности.

Об относительной истине как раз и можно сказать, что она представляет собой более или менее истинное знание. В реальном познании путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством некоторого чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предметом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терминах истинности или ложности.

Таким образом истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особенную ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Итак заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. “До тех пор пока человек стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в общественных нуках, в частности, в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объективность не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограниченно-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин “абсолютное” применим и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин (Теория относительности Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существеных свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не может быть установлеа если не известны условия места, времеи..., в котором они сфрмулированы. Суждение, верно отражающее объект в даных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах (кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными особенностями. В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы классической механики? Да, но в определенных пределах. И так для любой истины.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой критерий истины, как общезнанчимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представление о боге будет удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином “реализуемость”. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

В качестве критерия истины практика работает не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема, наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

 

50) Наука как форма общественного сознания. Критерии научности. Основные типы наук. Медицина в системе наук.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке, систематизацаи и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпав знания, выработка которых и есть цель всякой Научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на др Востоке: Египет, Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ, возникают зачатки асiрономии, математики, этики, логики. Это достояние восгiриаято и переработано в стройную теоретическую систему в др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления) и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Без этого становление индустриального общ вообще не могло состояться. Естественно, что многие науки появились значительно позже, например, генетика, социология, кибернетика. В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ, культуры и практики общения.

Наука отпочковалась от обыденного знания и вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет единовластного мандата на познание. ОНа имеет взаимодополняющие связи с повседневным познашюем, с философией, этикой,искусством и др. Наука угтодобляется верхним этажам здания, но их нет без нижних, Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Хоть наука и выраб свой язык, в тоже врем я не может обойтись и без повседневного. Наука имеет своей противоположi-юстью неверное, неправильное знание, а не то знание, которое, будучи правильным, добывается за пределами науки, в повседневной жизни, практической деятельности, искусстве.

Современную науку можно определить как сферу исследовательскойдеятельности, направленную на производство новых знаний о природе,обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могуг выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей, гтриродоведение и обществоведение, ф-я и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования.

Наука есть необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий --- сперва очень малочисленной--- группы людей. С появлением крупного машинного производства создаются условия для превращения науки в активный фактор самого производства. В качестве основной выдвигается новая задача --- познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико- химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, он превращается в соц институг, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. в самом процессе труда от рабочего требуется широкий научно-технический кругозор, овладение основами научных знаний. Наука превращается в непосредственную гiгроизводительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение.

Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого чел, на развитие его интеллекта, его творческих способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития. В связи с этим совр наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Весь фронт научн исследования (в естеств и общ науках) оказывает стимулир воздействие на общ производство. Если прежде наука развивалась как отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает пронизьтвать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли.

Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научи исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими, Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимьтм научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить? Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки, ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они. Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

Медицина (лат. — врачебный, лечебный), область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Опытным путем в течение многих веков были накоплены лечебные средства и приемы, которые сохранились в т. н. народной медицине и (позднее) частично вошли в научную медицину. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность Гиппократа. Во 2 в. н. э. представления античной медицины были систематизированы Галеном; его система, дополненная Ибн Синой и канонизированная церковью, господствовала в медицине вплоть до начала нового времени. Анатомо-физиологические открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды Парацельса, клиническая деятельность А. Паре и Т. Сиденхема (16-17 вв.) способствовали возвращению медицины на основы опытного знания. достижения естествознания и техники, развитие клинико-анатомических и клинико-экспериментальньтх направлений, методов объективного исследования больного (18-19 вв.) обусловили становление научной медицины. В процессе развития медицина дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей, изучающих: строение и функции организма здорового человека — анатомия, физиология, гистология, биохимия и др.; больной организм — патологическая физиология, патологическая анатомия и др.; болезни и их лечение терапия, хирургия и др.; влияние на здоровье людей условий окружающей среды, труда, быта и т. п. — гигиена.

 

51) Медицина как предмет философского осмысления. Основные медицинские парадигмы: аллопатическая, гомеопатическая, восточная (китайская, тибетская, аюрведическая), биоэнергоинформационная и холистическая.

 

52) Понятие и классификация глобальных проблем современности. Проблема глобализации в современном мире и перспективы человечества.

Глобальные проблемы.

Глобальные проблемы включают в себя те, что проявляют себя в масштабе всего человечества, а решение проблем имеет значение, для судеб цивилизации.

Предотвращение термоядерной войны. «У человечества 2 перспективы – или всеобщий мир или тихое кладбище».

Преодоление разрыва между странами в военно-политическом, геополитическом, геокультурных отношениях.

Обеспечение развивающегося человечества ресурсами. До сих пор используют невозобновляемые ресурсы, а сегодня можно использовать солнечную, приливную, ветровую энергию.

Период экологического кризиса. Эту проблему входят: загрязнение, деформация некоторых планетных циклов, сокращение биоразнообразия.

Предотвращение демографического взрыва. Неолит – около 25 млн. человек. Начало Новой эры – 220 млн. человек. Начало 19 века – 1 миллиард. Настоящее время –миллиардов. Существует схема развития популяции, но она разработана для популяций животных:

Подчиняется ли такому развитию наше человечество не понятно.

6. предвидение и предотвращение НТП. (Чем больше контролируем ресурсы, тем больше от них зависим). Задача НТП – тотальный контроль над ресурсами. По мере развития научно-технического прогресса, человечество всё больше зависит от прогресса (появляются орудия массового поражения, появление продуктов с изменённой генетикой.).

7. Ускорение истории и «футурашок». Э. Тоффлер спрогнозировал какое общество будет в конце 20 века. Ускорение истории (Б.Ф.Поршнёв). Если раньше перемены приходились не на все поколения, то сегодня одно поколение - несколько перемен. Ускорение развития приводит к превращению будущего в область рисков.

Глобальности этих проблем состоит в том, что они затрагивают не отдельные страны с той или иной общественной структурой и разными способами производства, а цивилизацию в масштабах земного шара. Они не могут быть разрешены усилиями отдельных стран (даже самых богатых, поскольку экономическое богатство неизбежно связанно с нагрузками на природную среду в процессе производства), по скольку природа планеты едина, и взаимодействие с ней требует согласованной стратегии, не возможной в современных условиях из-за различных экономических и политических интересов различных стран (а противоречия между странами не надуманны, а являются итогом внутренней сложного процесса развития и диферинциации человеческой цивилизации на протяжении, по крайней мере, нескольких последних столетий). Не трудно заметить, что глобальные проблемы так или иначе являются экологическими проблемами, т.е. затрагивают биологическую природу человека, ставя под угрозу его здоровья, да и саму возможность существования цивилизации. К таковым можно отнести инергетичесскую, продовольственную, демографическую, проблему загрязнения окружающей среды, изменение климата, военных конфликтах, здоровье население и ряд других. Они - итог противоречивого развития социально - биологической двойственности человека.

Все проблемы - результат естественного хода событий. Как их преодолеть? Ряд философов настроено пессимистично и говорят о тупиковости человеческой цивилизации, ее обреченности на вымирание. Другие считают постановку и осознания проблемы уже важным шагом на пути ее разрешения и видит его в смене направления и способов развития, так называемый коэволюции, совместного существования человечества и природной среды. Но так ли это? Ведь проблема осознается вовсе не теми, кто ее породил. Общество в его реальности есть столкновение различных интересов разных групп людей с их разными экономическими и политическими положениями, разным мироввозрением. Общественное бытие существует объективно развертываясь во времени, и было бы самонадеянно говорить (даже устами видных философов и мыслителей), что наше опознавательное отражение субъективно. По этому нельзя обольщаться оптимистическими посулами о светлом будущем, но нельзя сидеть сложа руки (вернее опустив их). Возможно в самой вопрошающей в природе человека скрыты пути решения проблем дальнейшего развития общества, и в наших силах изменить стратегию познания и обрести новое понимания действительности.

Все сказанное демонстрирует, что круг проблем социальной философии необычайно широк, особенно на современном этапе, она становится все более и более актуальной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...