Причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины называется следствием. Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо отличать от связей вообще. Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е. связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно с другими предметами или составляющие элементы определенного целого. От причины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления и теми условиями, в которых оно происходит. Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Существуют различные подходы к причинно-следственной связи: телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели. религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин поставить божественные, мистические силы. материалистический, признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.
38) Философская антропология. Социальное и биологическое в человеке. Деятельностная природа человека, его духовная сущность. Философская антропология. Человек и его бытие в мире. В широком смысле - философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения, в узком смысле - течение западноевропейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. 20 В.Как течение немецкой буржуазной мысли Философская антропология возникла в 20-х гг. в русле происходившего тогда общего для западноевропейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни Щильтей) и феноменологии (Гуссерль). Шелер, один из родоначальников Философской антропологии, в работе.» Положение человека в космосе» выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что Философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В этой работе, как и в труде другого теоретика Философской антропологии Плеснера <Ступени органического и человек», в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философско-антропологического мышления и был унаследован другими представителями Ф.а. (Геленом, Ротхаккером, Хенгстенбергом, Ландманом. Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена Философской антропологией., несмотря на некоторые ее научные и теоретические достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории - биологическую, психологическую, религиозную, культурную и другие, которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия, как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения Философская антропология. У Шелера человек - не только биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющее способностью к чистому созерцанию вещей»; у Гiлеснера подчеркивается эксцентричная природа угратившего свою самость человека, (р в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределен к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры, у Ротхаккера и Ландмана он - продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники Философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические границы Философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существующими пороками. Остались неосуществленными притязания Философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттесненная в последнее время экзистенциализмом, Философская антропология в 60-70 гг. влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретическое осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение нового философского понимания природы человека (прагматизм, глубинная психология, структурализм).Общефилософские принципы понимания сущности человека, выработанные марксистко ленинской философией, служат наиболее перспективным и достаточным основанием для конкретного философско-антропологического исследования, для выработки специального философского учения о человеке, конкретизирующего общефилософские положения о его социальной и предметно-деятельной сущности, о его месте в природе, роли в развитии общества, истории, познания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает ‘ жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек - бессмертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями (- побуждает к активности. Ф. существования главной проблемы смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо, которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытуют следующие точки зрения: смысл жизни — в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни - в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни. Биосоциальная природа человека. Социальная и социологическая обусловленность здоровья и болезней человека. 1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков а) Анатомические особенности как биологического вида:• Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку,освобождает передние конечности• Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции• Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях• Большой мозг и сложная нервная система• Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка• длительная зависимость детей от родителей• Эластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения. Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам 1. Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезьяна - люди, гоминиды, современный человек). Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться фука, мозг и прямая походка).2. С другой стороны, человек — социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.4. Включенность человека сразу в 2 мира — в мир общества и в мир органической природыпорождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.- Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке- Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей 5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:• Концепциями человека, которые принято называть биологегуляторскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарвишизм — попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарви.• Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)
39) Философское понимание личности. Свобода и ответственность личности. Проблема творчества. В настоящее время существуют 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие социальной роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, которое не всегда отражает сущность человека. Сущностная концепция является более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъективного позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выражающейся в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. Личночть есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формированием личности складывается и характер личности - психологический стержень человека. “Только в характере индивидум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным хаактером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов. Если же характер человека разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности. Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственные личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”. Таким образом, личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого человека проявляется уже на биологическом уровне. Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связана не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Что же представляет собой личностная уникальность? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями среды в которой она выращивается. Наследственные особенности, условия среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально психологическую уникальность личности. Но индивидуальность не есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
40) Любовь и одиночество как атрибуты человеческого бытия.
41) Смерть и поиск смысла человеческого существования.
42).Мир культуры. Культура и природа. Культура и цивилизация. Современное состояние культуры. Понятие культуры (лат – возделываю) получает распространение с 18-го века. Понятие цивилизации – 19в. Освальд Шпенглер в «закате Европы» предпринимает попытку соотнести цивилизацию и культуру. По его мнению, культура – это динамические органические проявления человеческого общества, наделенные богатым творческим потенциалом. В начале своего сущ-я полная жизни культура способна развить богатое наследство, позже наступает рутинизация и культура вырождается в цивилизацию. Культура и цивилизация как сложное есть две независимые целостности и развиваются независимо. Этот подход выделяет 3 типа общества: 1)апполоновское общ-во: древняя Греция и Рим. В архитектуре хар-ны упорядоченные знания, где важна освещенность. В математике развивается геометрия. 2)магическое общество: те регионы, где был распространен иудаизм, раннее христианство и ислам. В архитектуре – плохо освещенные здания типа пещер. В математике – алгебра. 3)фаустовское общ-во: запад. Архитектура- готика, математика – дифференциальное исчисление. Попытки расширить границы или использовать чужеродный опыт определяются как псевдоморфоз. По мнению Шпенглера, это неправильно и опасно. Тойнби «исследование истории». Вслед за Данилевским, Тойнби также выделяет жизненный цикл общества, куда входят образование, рост, упадок, распад. Проводит более серьезный анализ цивилизации, создает классификацию, изучает межкультурные контакты. Закрепляет идею о сходности траекторий общественного развития. Любая цивилизация строится на 2-х компонентах: вызов и ответ. По мнению Мелко, термин «культура» используют для описания образа жизни людей во взаимоотношениях друг с другом. Цивилизации – крупные и сложные культуры, отличающиеся контролем над окружающей средой. Чтобы считаться цивилизацией, культура должна иметь города, грамотность, технологию выплавки металлов. Уилкинсон: идея центральной цивилизации – несмотря на все многообразие цивилизаций, для человека хар-рен единый единый цивилизационный центр. И образование его происходит около 1500 лет до н.э., когда сливаются египетская и месопотамская цивилизации. В современной классификации, предлагаемой Розовым, выделяется 5 цивилизаций: 1)западная (США – доминант), 2)южно-азиатская (Индия), 3)дальневосточная (Китай), 4)исламская (нет доминанта) 5)евразийская (Россия). В развитии концепции крупномасштабного сложного общ-ва был поставлен вопрос: что является единицей анализа соц-но – исторической динамики. В качестве таких единиц можно выделять общественно-экономические формации, цивилизацию (проблема – определение понятия цивилизации, ее выделения и сложно соотнести с динамикой), культуры (проблема схожая с цивилизацией, но глубже).
43) 0бщество как предмет философского знания. Проблема социального в философии. Основные сферы общественной жизни. Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Общность определяется как форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов н договоре Понятие “обществом -следует отличать от понятия “народ”, “нация” и “государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими н духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин. 44) Философия истории. Многообразие подходов к пониманию истории. Свобода и необходимость в историческом процессе. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развитая человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии, которая является по сути эмпирической накой, исследующей общественную жизнь в разных ее аспектах. Социальная философия опирeается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Аналогичные отношения сущ-т между философией истории и историей как конкретной областью знания: философия истории образует особую грань социальной философии. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права,политэкономии, политологии и др.социальная фил-я и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории, законы, выработанные всей историей развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя. История возникновения и развития ФИ: Исторический процесс развития общ-ва всегда являлся предметом размышлений философов. Яркие образцы философско0исторические мысли представлены в античной(Полибий), древнекитайской (Сыма Цянь), средневековой (Августин) культурах, однако классические формы ФИ были созданы в европ. Ф.18-первой 19вв., т.е.процесс развития общества получал философское осмысление, однако, впервые термин ФИ употребил Франсуа Мари Вольтер, «Философские повести», в которых объединены неск. худ. произведений, в которых используются исторические сюжеты, но на этих сюжетах осмысливаются фил. идеи. Деятелями позднего Просвещения Тюрго и Кондорсе была создана концепция прогресса как смысла истрии. Следующий серьезный подход предлагается И.Г.Гердером, в 1791г издает книгу «Идеи о ФИ человечества», в ней дается опыт осмысления тех или иных исторических процессов.
45) Философия религии. Значение религиозного сознания в жизни человека и общества. Религия и наука. Взаимоотношение между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материалистическая линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которой не всегда даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношение между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию. Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейскакя наука, не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении однако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которое будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую. Гносеологические причины связаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца XX в. Недаром многие физики XX в. склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достижения современой физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении. Идеалистическая философия XX в. стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психологическое равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - французского ученого философа и теолога, стремившегося осмыслить человека как цель эволюционного развития природы. Показателен тот факт, что имено в XX в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философии знания духовных абсолютов и норм.
46) Мораль и нравственность. «Золотое правило» нравственности. Основные этические категории морали. Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в котором находят отражения общепринятые нормативы и оцеки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное Я. Формирование нравственного сознания в конечном счете определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей. Нормы нравственного сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все однако в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом. Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контороля со стороны общества в виде различного рода санкций. Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственное сознание - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гумманизации. В современной науке принято различать 2 уровня нравственного сознания: обыденно-практический и теоретический. Если в обыденно-практическом уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространеные номы и оценки, которые подкреплены социально экономической структурой общества, то на теоретическом уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы моральных императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике. Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которое необходимо знать, на какой действительно стадии нравственного развития оно находится.
47) Эстетика. Основные категории эстетики: прекрасное, возвышенное, красота, гармония. Эстетическая роль искусства. Виды искусства. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая функция эстетической формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произведения искусства, но и научные и религиозные и философские трактаты зачастую создавались как художественные тексты. Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождественных понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. В истории культуры сложились 2 концепции эстетического сознания: первая – онтологическая - трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания. Обе эти концепции - возведенные в абсолют крайности, в которой несомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существуют независимо от человека. Существование общества - необходимое условие превращения эстетических ценностей из возможного в действительное. С другой стороны эстетические качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстетически выразительна и природа и сам человек, да и все продукты человеческого труда. Эстетические категории являются объективными, поскольку они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром. Эта двоякая природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, чувственное по своей природе, невозможно без внешнего стимула - пейзажа, человеческого лица, произведения искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы таким образом есть необходимое условие эстетического наслаждения. В чем же тогда зависимость эстетического ощущения от субъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный духовный смысл - может состояться эстетическое событие. Между тем не только предмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстетическом акте. Вскрывая в объекте его внутренний смысл человек тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Человек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. “Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории музыкальное ухо, чувствующие красоту формы глаз - короче говоря такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям”. Таким образом между эстетическим сознанием и развитием трудовой деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общественного создания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения), это говорит о том, что нет никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника. Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизненная ценность. Будучи чувственно-предметным бытием, эстетика вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально. Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь составляющий фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен. Между этими видами человеческой деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоя на современном этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности все же противопоставим с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия, таким образом, - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.
48) Философский смысл познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и познавательный оптимизм. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Интуиция. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Гносеология - фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия - это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целе направлено изменять окр мир. Что-бы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г - выяс-нение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельно-сти, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, свя-зана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д. Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рас-сматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рам-ках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеаль-ных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С - это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же - продукт дея-тельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась, прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила матери-ально чувственный характер, была практической. С - носитель материального целе на-правленного действия, связывающего его с О. О - предмет, на который направлено дей-ствие. Каковы же основные качества С отличающие его от О. Исходная хар-ка С - активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение матери-альной и духовной энергии. О же это предмет приложения активности. Активность чело-века носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Т о С - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. О - это сфера приложения активности С. Различия м/у О и С относительны. С и О - это функциональные категории, которые оз-начают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельност. Индивид, если активно воздействует то С, а если на него воздействуют др, то он превращается в О. С т зр марксизма, чел-к становиться С поз-ия лишь в той мере, в какой он включен в соц-ую деятельность по преобразованию внешнего мира. А это значит что поз-ие никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким С, который вклю-чен в коллективную практическую деят-ть. О - часть объективной реальности, с которой С вступил в практическое и позновательное взаимодействие. Т о марксизм считает, что подленным гносеологически субъектом является человечество, общество. Познание как отражение действительности. Отражение - это взаимодействие двух систем в результате которого особенности одной системы воспроизводятся в особенностях дру-гой системы. В диалектико-материалистической фил-ии свойство отражения распростра-няется на весь материальный мир. Но на каждом уровне развития материи она обладает своими специфическими характеристиками. Рассмотрим особенности отражения в по-знавательном процессе, который происходит на уровне человеческого сознания. Объек-тивный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания. Эти образы являются снимками, копиями реальных вещей. Они объективны по своему содержанию, содержательно воспроизводят особенности отражаемого объекта. Но воспроизведение особенностей отражаемого объ-екта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями, отражающей сис-темы, т е сознания. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержа-нию, субъективны по форме, т е несут в себе определенные характеристики субъекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|