Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опытно-индуктивный метод и очищение человеческого разума у Френсиса Бэкона.




Опытно-индуктивный метод – отыскание опытов с помощью индукции. Постепенное восхождение к научным понятиям через индукцию. 1. Индукция полным перечислением (самая простая). 2. Истинная индукция – эвристическая (но только когда вы не ищите отрицания; цель ученого в поиске отрицательного явления). Обнаружение случаев присутствия, отсутсвия или того и другого в той или иной степени. Классификация этих случаев, занесение их в таблицу. Итак, метод индукции в дополнение к опыту. Придал новую аксиологическую ценность науке - практическую ценность (прикладная наука). Фундамент науки: интересно познавать. Бэкон различает два вида опытов: светоносные (по отыскиванию истины, реальной структуры мира) и плодоносные. Индуктивно-эмпиpический метод. Hе задача, а как? Причины: главные - материальная, движущая; формальная - метафизическая причина. По мере развития науки метафизики как таковой становится все меньше. Первичная задача: найти исходные формы (их много, но конечно). Это можно сделать через анализ. Пример: золото - совокупность понятий, которые надо определить однозначным образом - цвет, плотность, ковкость. Индукция есть способ естественного получения понятий, наблюдая и сравнивая различные объекты. Метод аналогии и исключения. 1. Присутствие некоего количества в объекте. 2. Отсутствие качества. 3. Степень присутствия этого свойства в объекте. Вводя основные понятия, закладываем фундамент. Эксперимент, наблюдаемый над природой - насилие над природой, насилие над объектом. Мы ставим объект в такие условия, чтобы он проявил себя. Полная индукция ничего не дает. Может быть индукция, основанная на том, что серия опытов pепpезантивна - отражает действительное положение вещей. Теория - индукция по степени вероятности данного обобщения. Бэкон относился к математике не очень хорошо, не видя всех ее возможностей.

Учение об идолах. Критика идолов человеческого разума. Цель Бэкона – очистить от идолов мир, чтобы потом его познавать. Истина - дочь не авторитета, а времени. Необходимо очистить человеческий разум, чтобы познать природу, чтобы властвовать над природой, но подчиняться ее законам. До Бэкона: схоластика и голые эмпирики. Эмпирика - муравьи, собирают что-то, но в рамках целого представить не могут. Настоящий ученый как пчела – берет, но не все, что попало, а потом делает мед (организован, есть иерархия, есть ценный продукт). Таким образом Бэкон ставит вопрос о структуре научных обществ. Бэкон - оптимист. Hадо начинать с сомнений, но после опираться на эксперимент - надо строить науку. Идол рода (племени) - заблуждение, связанное с самой биологической стуктурой человека. Человек воспринимает мир через свою систему координат. Филогенез. Человек - это существо мезокосмоса (космос средних размеров). Он видит смысл в определенных диапазонах. Идол пещеры (а ля Платон). Каждый человек в своей пещере. Онтогенез. Уникальность каждого человеческого существа должна делать поправку на особенности восприятия и тому подобное. Идол рынка (площади). Расхождение научных представлений с обыденными. Есть опасность смешения научного языка и обыденного. В одни и те же слова может вкладываться различное содержание. Идол театра. Над учеными всегда довлеет некая метафизическая конструкция, некие основные понятия, понятия пpичино-следственных связей, времени, пространства. Только очистив сознание от этих идолов можно приступить к классификации наук. Бэкон: естественные выделки из человеческой души. В этом смысле повторяет Платона, который строил государство исходя из строения человеческой души. Душа: разумная часть (теоретические науки), память (историческая часть), эмоционально-волевая часть (практические науки). Только развивая все это совместно можно достичь развития науки.

 

13) Декарт - основоположник рационалистического направления в философии Нового времени. Обоснование возможности достижения истинного знания. Роль сомнения в познании. Врожденные идеи. Чистая интуиция и метод дедукции.

Стремясь дать строгое обоснование нового естествознания, Декарт поднимает вопрос о природе человеческого познания вообще. В отличие от Бэкона, он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистической традиции нового времени.

Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, новый тип общества и человека. Это отразилось в социально экономической сфере, в идеологии Просвещения. Декарта выдвинул в познании принцип очевидности. Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни. То, что прежде происходило стихийно, должно отныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, основанной на разуме. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная от строительства городов, государственных учреждений и правовых норм и кончая наукой.

Новая наука должна создаваться по единому плану и с помощью единого метода, который сулит человечеству новые возможности и сделает людей «хозяевами и господами природы». Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основа­ния, которое должно быть найдено в самом разуме, в самосознании. «Мыслю, следовательно, существую» - вот самое достоверное из всех суждений. В основу философии нового времени Декарт положил не просто принцип мышления как объективного процесса, а именно субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, самосознания.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, субъективных факторов. Метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, в систематическое и планомерное производство, его непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы.

Учение о врожденных идеях. Субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно. Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. К врожденным Декарт относил идею бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, например, известные аксиомы.

Материальную субстанцию, главным атрибутом которой является протяжение, Декарт отождествляет с природой. Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели. Дуализм субстанций позволяет Декарту со­здать материалистическую физику как учение о протяженной суб­станции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декар­та бог, который вносит в природу движение и многообразие законов.

Декартом было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение бо­жественным «толчком». Декарт оказался одним из творцов классической механики. Именно в XVII веке формируется механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

 

14) Учение Декарта о бытии. Не сотворённая и сотворённые субстанции. Дуализм Декарта. Понимание природы человека. Завершение построения механистической картины мира, её влияние на медицину.

Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно.

Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д.

В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. В силу этого обстоятельства его «двойной человек» (расчлененный на две половины), конечно, является слабым существом, однако с помощью своего разума он способен себя усилить и возвысить. А сделать это можно лишь с помощью хорошего метода.

В целом - дуализм Декарта, имеющий два проявления:

1 дуализм души и тела в человеке. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга. Декарт говорит, впрочем, о шишковидной железе, в которой они соединяются, но это рассуждение не имеет последствий. В целом между ними пропасть. Мыслящая субстанция не имеет пространственных параметров, телесная субстанция - протяженная субстанция (имеет пространственные параметры). Декарт отбрасывает признание существования тела; оставляет мыслящую внетелесную субстанцию, она сама по себе, а тело - само по себе, если его признать.

2 дуальность Бога и мира. Деистическая позиция: Бог есть творец мира, на сотворив мир как протяженную субстанцию, он дал миру законы механики и первотолчок (количество движения, масса умножить на скорость, неизменно). Бог не вмешивается в дела мира. Дальше все развивается по законам механики. Жестким дуализмом назвать нельзя - абсолютная независимость после первичного акта связи.

Итог: посредством этих двух проявлений дуализма заострена проблема соотношения мышления и бытия (основной вопрос философии). Намечаются все возможные варианты решения этого вопроса: материализм, идеализм (объективный и субъективный), дуализм.

15) Теория познания и. Канта. Априоризм и трансцендентальный субъект. Априорные формы чувственности и рассудка. Творческое воображение. Трансцендентальные идеи разума. Антиномии. Агностицизм Канта.

Иммануил Кант (1724-1804) — основатель немецкой классической философии. Теоретическая деятельность философа делится на два периода: докритический и критический. В первом — рассматриваются преимущественно вопросы естествознания, среди которых гипотеза о возникновении и развитии Солнечной системы. Второй (70 гг.) связан с разработкой теории познания, логики, диалектики, нравственности, эстетики, антропологии. Непосредственным поводом к глубоким философским раздумьям, по словам самого Канта, послужил скептицизм Д.Юма, разбудивший его от "догматической спячки". В качестве программы исследования были выдвинуты следующие вопросы: что человек может знать?, что он должен делать?, на что он может надеяться?, и завершающий — что есть человек?

Исходный пункт размышлений И.Канта — исторический спор между рационалистами и эмпириками о том, что является источником знания: разум или ощущения. Он не признает правомерность подобного противопоставления: ощущения представляют знанию материал, а разум (в широком смысле) придает ему соответствующую форму. Эта кооперация осуществляется в опыте — единственном источнике знания. Ощущения непостоянны, изменчивы, формы, привносимые сознанием, устойчивы и не зависят от условий опыта. Кант считает эти формы априорными (доопытными) образованьями, проявлением трансцендентальных способностей мышления. Априорные формы сознания упорядочивают хаос чувственных восприятий и в гносеологическом плане "моделируют" мир явлений через понятия. Познание явлений в бесконечно возможном опыте — вот удел математики и естествознания. В то же время опыт ограничен субъективными ощущениями и априорными формами мышления не может претендовать на познание "вещей в себе", сущности окружающего мира. Мир сущностей носит трансцендентный характер, т.е. лежит за пределами опыта.

Кант рассматривает три способности мышления: чувственность, рассудок и разум. Каждая из них выполняет определенную функцию в познании. Априорными формами чувственного познания является пространство и время, рассудка — категории количества, качества, отношения, модальности. Через чувства и рассудок данные опыта преобразуются в мысли, понятия, идеи и как конечный результат возникают синтетические априорные суждения — цель познания. Высшая способность сознания проявляется в разуме, который образует предельно общие, безусловные идеи мира, души, Бога, выполняющие регулятивную роль в мышлении. Эти идеи придают целостность мышлению и являющемуся миру, побуждают рассудок к познавательной деятельности, являются его идеальной, недосягаемой целью; они как априорные формы разума не поддаются рациональному познанию и относятся к вере. Всякая попытка разума рационально определить их порождает противоположные утверждения. Возникающие антиномии — признак границы рассудка, нарушение которой ведет ко всякого рода иллюзиям, химерам, мифам способным причинить человеку и человечеству бедствия и страдания. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграли большую роль в развитии диалектики.

Но критика теоретического разума лишь одна сторона новой философии Канта, другая не менее важная — критика практического разума, под которым понимается нравственность, моральное сознание. Основу нравственных норм составляет априорный принцип, придающий им всеобщий и необходимый характер — категорический императив. Содержанием последнего является сознание общечеловеческого нравственного долга в отличие от чувственных, эмпирических, субъективных склонностей к выполнению нравственного закона. Одна из максим категорического императива гласит: "Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом". Практический разум (нравственность) главенствует над теоретическим (знание).

Основные философские работы И.Канта: "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика практического разума" (мораль, нравственность), "Критика способности суждения" (эстетика, искусство).

Учение И.Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Его последователи по немецкой классической философии отвергли идеи, ограничивающие разум в познании сущности вещей и развивали различные стороны кантианской философии.

 

16) Этическое учение И. Канта. Категорический императив. Легальные и моральные поступки. Основные постулаты практического разума.

Этика

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (другой перевод: «Основы метафизики нравственности»), 1785 год, Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. В отличие от законов природы, «по которым все происходит», в нравственности речь идет о законах, «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.

 

Добрая воля — чистая (безусловная) воля. Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству";

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы -- об этом уже говорилось -- могут быть двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Существуют следующие (несколько упрощённые по сравнению с кантовскими) формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

человек как явление;

человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...