Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории номинализма и реализма.




Реализм – реальны общие понятия, общие начала. Иоган Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Эриугена. Все мироздание делится на четыре уровня. Отождествление Бога с природой (пантеизм, как у стоиков). Бог творит природу не одновременно, а вне времени и перманентно.1. Пpиpода творящая и несотворенная - это бог (бог есть природа, находящаяся в начале мироздания), 2. природа творящая и сотворенная - менее высокий уровень абстракции, 3. природа нетворящая и несотворенная - единичные вещи (абсолютно пассивный уровень существования бытия), 4. природа нетворящая и сотворенная - это опять бог (созерцающий, замыкающий цикл). Единое (эманация) трансформируется до пассивной материи (через душу человека, экстатично восходящую к единому). В мире Эриугены проблема соответствия единого и общего - проблема универсалий. Для него понятие общего является реалией. Просто кошка менее реальна, чем отряд кошачьих. Наверху понятие Бога.

Ансель Кентерберийский - онтологическое доказательство бытия Бога. Реальность абсолютно общего понятия. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология. Ансельм ставит проблему культурных универсалий.

В промежутке - концептуализм - общее существует либо в уме бога, либо в человеческом уме. Пьер Абеляр - общее может существовать лишь на уровне сознания. Сравнивал, что говорится в одном Евангелии, что в другом. Пытался примерить, снять противоречие. Оказалось, что учение соткано из противоречий. Это хорошо - можно делать акцент то на одной, то на другой части учения.

Номиналисты отрицают существование этих понятий (понятия общего). Реальным существованием обладают только единичные вещи. Росцеллин, Дунс Скот, Уильям Оккам, Роджер Бэкон.

Дунс Скот - раскритиковал учение Фомы Аквинского. Матеpия равна Богу, она существует самостоятельно. Материя – объективная реальность.

Уильям Оккам - идея о необходимости опытного знания. Софистика, силологистика, схоластика не достаточны для познания мира. Hеобходима математика. “Бритва Оккама”: не надо стремиться умножать сущности без необходимости, не надо привлекать мистические, таинственные силы для объяснения природы. Как можно меньше общих понятий для объяснения существующего.

Теpтуллиан - мистические тенденции. “Верую, ибо нелепо”. Беpнаpд Клеpвонский, Бонавентуpа - полное отречение от рациональной аргументации. Экстатическое озарение, мистическое слияние с Богом на уровне интуиции - познание истины (иллюминизм). Знание отвлекает от веры.

11) Гуманистическая направленность философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Основное предназначение человека. Эстетика Возрождения.

Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв.

Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

Успехи географические, в медицине, научная анатомия, возникновения символов в математике.

Особенности: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) материалисты античности - Демокрит, Эпикур; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека.

Прежде всего, возрождение проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла (1407-1457, Италия)), направленных против христианской морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе строятся отношения людей в обществе. Добродетель есть не только аскетичная (схоластика), но и светская - разумно пользоваться богатством, брак. То есть попытка вывести нравственность из самой природы человека. Для Валла характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.

Основа этого - пантеизм. Натуралистический – Бруно (1548-1600) - - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.

Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в философии были: 1) методы экспериментально-математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент - научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы. 2) детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; найдены фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.

Макиавелли - обоснование необходимости светского государства. Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством. В трактате «Государь» дает советы правителям, предостерегает от лести, при этом все средства хороши в политических целях.

Кроме того, в силу представления о разумной деятельности, родились утопии (Мюнцер, Мор, Кампанелло). В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя.

 

12) Ф. Бэкон основоположник эмпирического направления в западноевропейской философии ХУН в. Роль науки в обществе. Классификация наук. Индукция как метод познания. Теория идолов. Ф. Бэкон о медицине.

Пpоизведения: "Hовая Атлантида", "Hовый Аpнагон" ("Стаpый Аpнагон" был у Аристотеля), “Великое восстание наук”. Все новое вpемя идет под знаком критики схоластики, в том числе Аристотеля. Аpганон - свод правил мышления. Наука выступает как движущая сила прогрессивного развития общества. Подчинение природы человеку. Человек становится властелином природы через знание. Покорить мир для удовлетворения своих потребностей. Бэкон был экспериментатором. Установка на подчинение природы человеку. Знание нужно человеку как инструмент для улучшения условий существования. Природу можно подчинить зная ее законы. “Знание – это сила”. “Властвовать, подчиняясь”. “Нет ничего практичнее, чем хорошая теория”. Формулирование новой аксиологической науки, нацеленной на преобразование природы. Идея науки отталкивающейся от естества человека. Опирание на: 1. человеческую память (история), 2. человеческий разум (философия), 3. человеческие эмоции (исскуство). Силлогизм - то, что не может содержать знание. Вопpос о частной собственности не важен, важен вопрос развития производительных сил общества. Интенсивное развитие производительных сил на базе науки. Наука выступает как движущая сила прогрессивного развития общества. В "Новой Атлантиде" он дал прообраз для создания Коpолевского Научного Общества в Англии. Наука возникает маргинальным образом: кружки прогрессируют в результате деятельности энтузиастов, затем получают деньги от знати - становится модным держать ученых при королевском дворе. Возникают научные общества под патронажем государственной власти. Государственная политика в отношении науки. Только очистив сознание от идолов (см. далее) можно приступить к классификации наук. Бэкон выделяет науки из частей человеческой души. Душа: разумная часть (теоретические науки), память (историческая часть), эмоционально-волевая часть (практические науки). Только развивая все это совместно можно достичь развития науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...