Педагогика начального образования
- помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут отказаться выполнять такие задания; - не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций; - не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене); - избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; - в момент выполнения заданий не надо их отвлекать; - не следует требовать ответов по новому, только что пройденному материалу. - Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невро-тизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе рекомендованной формы.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если...». Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу; каждую неудачу — как личное поражение! - Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Проведение физкультурных пауз в начальных классах является обязательным условием организации урока. Оптимизация этого элемента режима учебного дня заключается в том, что учителям предлагается ориентироваться не только на игровую форму упражнений, но и на разгрузку тех систем органов ребенка, которые наиболее напряжены на уроке. Не менее значимым является «озвучивание» ученикам и тех или иных упражнений для поддержания здоровья. Время проведения физпаузы не следует регламентировать 20-25-й минутой урока, как это рекомендуется во многих гигиенических пособиях. Наилучшим индикатором является поведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся, выражаются внешне, как правило, в некотором повышении не произвольной двигательной активности, и являются сигналом для проведения разминки. На сетования учителей, что это прерывает ход занятия, можно возразить, что именно регулярное, ежедневное проведение физми-нуток является лучшим средством восприятия их детьми как естественной части урока. Для обеспечения разнообразия проводимых физкультурных пауз желательна разработка недельного комплекса физминуток. Физпаузы можно проводить в произвольной форме: покачаться «березкой», «достать с неба», распластаться «кляксой» на стуле и так далее. Интерес к проведению физминуток у детей значительно повышается, если им предлагается самим участвовать в «изобретении» физминуток и их проведении.
Эффективность проведения физкультурных минуток и утреннего комплекса упражнений возрастает при выполнении следующих условий: - выраженный положительный эмоциональный фон; - озвучивание в доступной для детей форме цели проводимых процедур; - разнообразие форм проведения упражнений; - выбор учителем роли участника, с удовольствием выполняющего упражнения для собственного здоровья. - Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя. Неоднократно при рассмотрении отдельных проблем педагогической валеологии уже обращалось внимание на необходимость поддержания позитивной психологической атмосферы урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия. Напомним кратко: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей — взглядом, улыбкой, кивком.140 ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У будущего учителя может возникнуть вопрос, как можно сочетать на уроке столь многообразные аспекты обучения? Опыт доказывает, что можно. Более того, работая по этим правилам, вы почувствуете почти постоянное воодушевление от педагогических удач. Первоначально осваиваете правила постепенно, следуя основной тактике валеологизации — узнать, проанализировать, прочувствовать, воплотить в практику и только тогда идти дальше. Постепенно умения войдут в привычку, то есть будут выполняться на подсознательном уровне. Главный закон прост — все получается, если любишь'свою работу и своих учеников. Рекомендации для учителя 1. Каждый учитель, как и каждый человек вообще, изначально от природы, по гипотезе Н. Пезешкиана, имеет способность к познанию и способность к любви, что означает только одно — человек по своей сути добр. Каждый учитель хочет быть профессионально успешным, уважаемым, любимым своими учениками. Это иногда не становится реальностью только потому, что вы вобрали в себя иные жизненные установки. Учитель становится авторитарным в целях защиты своего внутреннего мира, из-за страха, что его обидят, унизят — он верит в это. Сменить авторитарный стиль общения с детьми на демократический невозможно без смены отношения к миру вообще. Только выбор модели окружающего мира как безопасного, гармоничного, защищающего позволяет убрать «въевшиеся» в вас психологические защиты. Когда агрессию проявляют дети, задайте себе вопрос — от чего они защищаются? Как помочь им поверить, что вы для них неопасны?
2. Постоянно совершенствуйте свои знания не только в предметной области, но в первую очередь — в психологии. Главный инструмент в педагогическом взаимодействии — психологическая компетентность. Выбирайте литературу научно-популярного уровня, с практической направленностью. Для успешной профессиональной деятельности, с валеолого-педагогической точки зрения, особо значима компетентность в вопросах общения (вербального и невербального), в том числе синтоническая модель общения (из теории нейро-лингвистического программирования); в моделях «Я-концепции»; проблеме манипулирования; в проблеме психологических защит; в гуманистической психологии К. Роджерса. Но прежде всего ищите источники, которые помогут вам разобраться в себе, научат принимать себя реального. 3. Параллельно с повышением психологической компетентности совершенствуйте свою педагогическую интуицию, так как в педагогическом взаимодействии не всегда есть время для анализа. Наблюдайте за поведением детей, учитесь их «чувствовать». ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 4. Самовыражайтесь в своей профессиональной деятельности. Постоянно творите, не успокаивайтесь на достигнутом. Творчество сохраняет ваше здоровье и здоровье ваших учеников. 5. Проводите анализ уроков — не по формальным нормам, а в виде заметок для себя. Это требует 5-10 минут. Каждый учитель после урока проводит более или менее осознанный анализ: на перемене, по дороге домой. Введите для себя правило записывать в конспекте проведенного урока, что оказалось эффективным, что — нет; выделите типичные ошибки детей, свои ошибки; сделайте набросок более совершенного урока по этой теме. Это значительно облегчит подготовку к уроку на следующий год и обеспечит более быстрый рост педагогического мастерства.
6. Учитесь рефлексировать свои эмоции после урока: с чем связана ваша неудовлетворенность, огорчение? Почему сегодняшний урок вызвал такое воодушевление? Это поможет вывести на осознаваемый уровень как проблемы, так и профессиональные достоинства, которыми вы обладаете. 7. Пригласите на свои уроки коллегу, которому доверяете, который обеспечит конфеденциальность. Попросите понаблюдать его за вашим поведением. Со стороны хорошо заметны агрессивность (которую вы можете принимать за строгость), предвзятое отношение к отдельным ученикам. Только тот учитель, который постоянно растет внутренне, остается всегда интересным для своих учеников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|