Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




- помнить, что они не могут активно работать с постоянно ме­няющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут от­казаться выполнять такие задания;

- не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;

- не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные учени­ки с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (напри­мер, от дел, которыми они были заняты на перемене);

- избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить вре­мя на обдумывание и подготовку;

- в момент выполнения заданий не надо их отвлекать;

- не следует требовать ответов по новому, только что пройден­ному материалу.

- Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся. Известно, что для нормального развития ребенка наряду с успехами, необхо­димы и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влия­ние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашних зада­ний. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невро-тизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. Учителю лишь надо придерживаться при оп­росе рекомендованной формы.

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи являет­ся фраза «было бы лучше, если...».

Учитель должен научиться воспринимать каждый успех своих учеников как общую победу; каждую неудачу — как личное пора­жение!

- Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений осанки и зрения. Диагностика начального состояния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Проведение физкультурных пауз в начальных классах является обязательным условием организации урока. Оптимизация этого эле­мента режима учебного дня заключается в том, что учителям пред­лагается ориентироваться не только на игровую форму упражне­ний, но и на разгрузку тех систем органов ребенка, которые наибо­лее напряжены на уроке. Не менее значимым является «озвучивание» ученикам и тех или иных упражнений для поддержания здоровья.

Время проведения физпаузы не следует регламентировать 20-25-й минутой урока, как это рекомендуется во многих гигиеничес­ких пособиях. Наилучшим индикатором является поведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся, выражаются внеш­не, как правило, в некотором повышении не произвольной двига­тельной активности, и являются сигналом для проведения размин­ки. На сетования учителей, что это прерывает ход занятия, можно возразить, что именно регулярное, ежедневное проведение физми-нуток является лучшим средством восприятия их детьми как есте­ственной части урока.

Для обеспечения разнообразия проводимых физкультурных пауз желательна разработка недельного комплекса физминуток. Физпа­узы можно проводить в произвольной форме: покачаться «берез­кой», «достать с неба», распластаться «кляксой» на стуле и так далее. Интерес к проведению физминуток у детей значительно по­вышается, если им предлагается самим участвовать в «изобрете­нии» физминуток и их проведении.

Эффективность проведения физкультурных минуток и утренне­го комплекса упражнений возрастает при выполнении следующих условий:

- выраженный положительный эмоциональный фон;

- озвучивание в доступной для детей форме цели проводимых процедур;

- разнообразие форм проведения упражнений;

- выбор учителем роли участника, с удовольствием выполняю­щего упражнения для собственного здоровья.

- Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя. Неоднократно при рассмотрении отдельных проблем педагогичес­кой валеологии уже обращалось внимание на необходимость под­держания позитивной психологической атмосферы урока, выбор де­мократического стиля педагогического взаимодействия. Напомним кратко: принятие своих учеников независимо от их учебных успе­хов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддерж­ки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, прояв­ление внимания к возможно большему числу детей — взглядом, улыбкой, кивком.140

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У будущего учителя может возникнуть вопрос, как можно соче­тать на уроке столь многообразные аспекты обучения? Опыт дока­зывает, что можно. Более того, работая по этим правилам, вы по­чувствуете почти постоянное воодушевление от педагогических удач. Первоначально осваиваете правила постепенно, следуя основной тактике валеологизации — узнать, проанализировать, прочувство­вать, воплотить в практику и только тогда идти дальше. Постепен­но умения войдут в привычку, то есть будут выполняться на под­сознательном уровне. Главный закон прост — все получается, если любишь'свою работу и своих учеников.

Рекомендации для учителя

1. Каждый учитель, как и каждый человек вообще, изначально от природы, по гипотезе Н. Пезешкиана, имеет способность к по­знанию и способность к любви, что означает только одно — человек по своей сути добр. Каждый учитель хочет быть профессионально успешным, уважаемым, любимым своими учениками. Это иногда не становится реальностью только потому, что вы вобрали в себя иные жизненные установки. Учитель становится авторитарным в целях защиты своего внутреннего мира, из-за страха, что его оби­дят, унизят — он верит в это. Сменить авторитарный стиль обще­ния с детьми на демократический невозможно без смены отноше­ния к миру вообще. Только выбор модели окружающего мира как безопасного, гармоничного, защищающего позволяет убрать «въев­шиеся» в вас психологические защиты. Когда агрессию проявляют дети, задайте себе вопрос — от чего они защищаются? Как помочь им поверить, что вы для них неопасны?

2. Постоянно совершенствуйте свои знания не только в предмет­ной области, но в первую очередь — в психологии. Главный инстру­мент в педагогическом взаимодействии — психологическая компе­тентность. Выбирайте литературу научно-популярного уровня, с практической направленностью. Для успешной профессиональной деятельности, с валеолого-педагогической точки зрения, особо зна­чима компетентность в вопросах общения (вербального и невербаль­ного), в том числе синтоническая модель общения (из теории нейро-лингвистического программирования); в моделях «Я-концепции»; проблеме манипулирования; в проблеме психологических защит; в гуманистической психологии К. Роджерса. Но прежде всего ищите источники, которые помогут вам разобраться в себе, научат прини­мать себя реального.

3. Параллельно с повышением психологической компетентности совершенствуйте свою педагогическую интуицию, так как в педаго­гическом взаимодействии не всегда есть время для анализа. Наблю­дайте за поведением детей, учитесь их «чувствовать».

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

4. Самовыражайтесь в своей профессиональной деятельности. По­стоянно творите, не успокаивайтесь на достигнутом. Творчество со­храняет ваше здоровье и здоровье ваших учеников.

5. Проводите анализ уроков — не по формальным нормам, а в виде заметок для себя. Это требует 5-10 минут. Каждый учитель после урока проводит более или менее осознанный анализ: на пере­мене, по дороге домой. Введите для себя правило записывать в кон­спекте проведенного урока, что оказалось эффективным, что — нет; выделите типичные ошибки детей, свои ошибки; сделайте набросок более совершенного урока по этой теме. Это значительно облегчит подготовку к уроку на следующий год и обеспечит более быстрый рост педагогического мастерства.

6. Учитесь рефлексировать свои эмоции после урока: с чем свя­зана ваша неудовлетворенность, огорчение? Почему сегодняшний урок вызвал такое воодушевление? Это поможет вывести на осозна­ваемый уровень как проблемы, так и профессиональные достоин­ства, которыми вы обладаете.

7. Пригласите на свои уроки коллегу, которому доверяете, кото­рый обеспечит конфеденциальность. Попросите понаблюдать его за вашим поведением. Со стороны хорошо заметны агрессивность (ко­торую вы можете принимать за строгость), предвзятое отношение к отдельным ученикам.

Только тот учитель, который постоянно растет внутренне, оста­ется всегда интересным для своих учеников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...