Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




- подготовленность к уроку и главное — осознание психологи­ческой цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собран­ность, сонастроенность с темой и психологической целью уро­ка, энергичность, настойчивость в осуществлении поставлен­ной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы

- радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). Организация познавательной деятельности учащихся:

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной ра­боты мышления и воображения учащихся;

- планирование путей восприятия учениками и изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточен­ности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в • памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необхо­димых доля восприятия новых (беседа, индивидуальный оп­рос, упражнения по повторению);

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся. в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у уча­щихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, по­нятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования пред­ставлений, понятий, уровней понимания, создания новых об­разов в организации мыслительной деятельности и воображе­ния учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих ак­тивность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни про­блемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поиско­вой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самосто­ятельных работ, усложнение заданий с целью развития по­знавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательно­го, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценоч-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

ному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке ре­зультатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на но­вые условия работы, предупреждение механического переноса. Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уро­вень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальных форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и воз­растными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

III. Гигиенические требования к уроку:

1) температурный режим;

2) физико-химические свойства воздуха (необходимость провет­ривания);

3) освещение;

4) предупреждение утомления и переутомления;

5) чередование видов деятельности (смена слушания выполне­нием вычислительных, графических и практических работ);

6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8) соответствие классной мебели росту школьника.

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к уче­нию и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии и учителя, и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и ак­тивного творческого труда;126

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школь­ника.

2.5.3. Этапы планирования урока

1г Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих за­дач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчлене­ние его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен по­нять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наибо­лее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знания­ми и умениями, а также при применении их в нестандарт­ных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литера­туры и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и вы­полнение аналогичной работы учащимися на доске и в тет­радях.

11. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы уча­щихся на уроке и ее направленности на развитие их самосто­ятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных зна­ний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обоб­щения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут прове­ряться соответствующими и формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки уме­ний учащихся.

14. Определение содержания, объема и форм домашнего зада­ния, продумывание методики задавания уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

2.5.4. Основные звенья современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовке к но­вой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспро­изведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение спо­собов деятельности путем решения проблемных задач, пост­роенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществ­ляемый учителем и учащимися, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

12. Подведение итогов урока.

Средства обучения

Прогресс нации полностью зависит от про­гресса в сфере образования.

Джон Кеннеди

Классическим средством обучения является учебник. Книга по­зволяет не только реально и объемно представить изучаемый мате­риал благодаря рисункам, но и представляет возможность обучае­мому дополнительно повторить услышанное на уроке, ознакомить­ся с какими-то деталями учебного материала.

На самом уроке уже много десятилетий (а может быть — и ве­ков) педагоги используют муляжи птиц, коллекции насекомых, гер­барии. Неотъемлемой частью учебногд процесса стали также плака­ты, таблицы. Они позволяют натурно представить объекты изуче­ния и повышают интерес учащихся к той или иной проблеме.128

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...